Регионалы лишат права голоса многих заробитчан, если примут поправки к закону о местных выборах
Как и писал «Главком», Партия регионов, кроме множества технических правок в закон о местных выборах, предусмотрела две существенные политические новеллы. Согласно представленному проекту изменений Александра Ефремова, коалиция планирует упразднить норму о годовом цензе для партий для участия в выборах и увеличить количество членов территориальных избирательных комиссий. Но, как оказалось, это не все важные коррективы. О том, что Партия регионов отберет право голосовать по месту проживания, а не прописки, коалицианты до сегодняшнего дня предпочитали не говорить.
Напомним, с принятием закона «О государственном регистре избирателей» каждый гражданин Украины может изменить свой избирательный адрес и принять участие в выборах по месту проживания, а не регистрации, предоставив органам ведения регистра избирателей необходимые документы. Это позволило сотням тысяч украинцев не отпрашиваться с работы, чтобы съездить домой в день выборов. В случае же принятия поправок господина Ефремова, такого права многие граждане, проживающие не по месту официальной регистрации, будут лишены.
Статья 8 закона «О государственном регистре избирателей» такого ограничения не предполагает. Этим же законом четко предвидено, что регистр избирателей создается для «складання списків виборців для виборів Президента України, народних депутатів України, депутатів Верховної Ради Автономної Республіки Крим, депутатів місцевих рад, сільських, селищних, міських голів, для всеукраїнських та місцевих референдумів». Соответственно, избирательные адреса людей, на основе которых формируется регистр, также должны быть актуальны не только на Президентских, но и на местных выборах. А 141 статья Конституции Украины предписывают, что местные органы власти избираются территориальной громадой, не уточная, кого же стоит причислять к этой самой громаде.
Ныне действующий закон о местных выборах гласит, что «право голосу на виборах депутатів районних у містах рад мають громадяни України, які належать до територіальних громад відповідних міст, проживають на території відповідного району в місті та яким на день виборів виповнилося вісімнадцять років». В принципе, такая формулировка позволяла людям изменить избирательный адрес и проголосовать по месту жительства – избирательному адресу.
Регионалы же предлагают переписать третью статью закона иначе - «Право голосу на виборах депутатів районних у містах рад мають громадяни України, які належать до територіальних громад відповідних міст, місце проживання яких зареєстровано в межах відповідного району в місті та яким на день виборів виповнилося вісімнадцять років», - предлагает записать Александр Ефремов. Фактически, Партия регионов определяет местную громаду только как совокупность людей, официально зарегистрированных на данной территории. Конечно, мы далеки от мысли, что все заробитчане в крупных городах с райсоветами, снимающие квартиры и не имеющие местной прописки, стройными рядами оформили бы себе избирательный адрес по месту проживания. Но такие нашлись бы. Ведь поменяли же 804 тысячи украинцев избирательные адреса накануне президентских выборов. Если Украина правовое государство, то может ли власть лишать их права голоса?
Удивительно, но регионалы решили ввести голосование только по регистрации еще и на выборах Верховной Рады Крыма. В другие местные органы власти голосовать можно будет тем, кто «принадлежат к территориальным громадам». Как трактовать такую законодательную инициативу, означает ли это, что везде кроме Крыма и городов с районным делением можно будет голосовать по избирательному адресу? – Не понятно. Депутаты от Партии регионов, с которыми удалось связаться, прояснить ситуацию не смогли, а автор законопроекта Александр Ефремов был для прессы недоступен.
Член парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления от Партии регионов Александр Черноморов назвал законодательную новеллу логичной.
«Люди, зарегистрированные на территории Крыма, являются основными избирателями в автономии. Что касается самой нормы, о которой вы говорите, то ее будет трудно исполнить. Человек действительно может быть зарегистрирован в одном месте, а проживать в другом. Понятия адрес регистрации и избирательный адрес еще не прижились в нашей повседневной жизни. Думаю, что этот вопрос постепенно будет отшлифован. Понятие избирательного адреса введено только в последние годы, это еще трудно понять и оценить», - объяснил «Главкому» депутат от Партии регионов. На вопрос о том, почему норма о регистрации на территории касается только выборов крымского парламента и райсоветов в городах, Александр Николаевич объяснил техническими несуразностями.
«В законе могут быть разные несуразности. Вспомните, как он принимался. Оппозиция подавала более 900 поправок. Я согласен, что надо уточнить эти моменты с регистрацией, они могут частично повлиять на избирательный процесс. Какие-то законодательные недочеты на выборах будут. Но это будут единичные случаю… я надеюсь. Но я согласен, что вопросы, о которых вы говорите, надо исправлять», - признался регионал. Правда, тяжело понять, почему эти несуразности нельзя исправить еще на стадии внесения поправок 30 августа на внеочередной парламентской сессии.
Подобная законодательная инициатива вызвала негативную реакцию со стороны БЮТ. Заместитель главы профильного парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ольга Боднар назвала поправку о регистрации, как исключительной основании для голосования, антиконституционной.
«Это нарушение норм Конституции, которые предвидят свободу передвижения, свободу места пребывания и свободу выбора. Данный факт свидетельствует о том, что сегодня представители Партии регионов или страдают юридической неграмотностью, или решают своди дела, руководствуясь не Конституцией, а своим видением законов Украины», - говорит политик, указывая на законодательные противоречия, которые появятся в случае принятия данной нормы.
«Закон о государственном регистре предвидит право граждан менять свой избирательный адрес. Но согласно общепринятым традициям юриспруденции, последний закон, который появляется в определенной правовой сфере, является более важным, и другие акты должны ему соответствовать. Конечно, в суде можно будет оспаривать несоответствие закона о местных выборах и закона о регистре избирателей. Но, руководствуясь этим законом, в 99,9% случаев органы ведения регистра избирателей будут отказывать в изменении избирательного адреса гражданина», - считает госпожа Бондар. По ее мнению, если человек работает в каком-то городе, то он имеет право считаться членом громады и принимать участие в выборах местных органов власти.
Менее радикален в своих высказываниях другой член этого комитета, НУНСовец Юрий Ключковский. По его мнению, действительно, в случае принятия изменений в 3 статью закона о местных выборах в некоторые органы власти голосовать можно будет лишь по официальной регистрации в паспорте, но закон это не нарушает.
«Фактически, только люди, имеющие штамп в паспорте о проживании в данном районе, смогут принять участие в местных выборах. По Конституции в выборах принимают участие граждане, которые принадлежат к территориальной громаде. Критерий причисления к громаде не установлен. Потому есть два варианта – принадлежность к громаде определяется официальной регистрацией или регистром избирателей. Мне тяжело сказать, какой подход более правильный, но я бы выбрал второй», - рассказал он «Главкому». При этом отметил, что однозначно утверждать, что эта норма будет нарушать права граждан, не стал бы. «Тысячи людей, работающих не по месту регистрации, проголосовать не смогут. Но так было и раньше, до введения института избирательного адреса, то есть, все предыдущие местные выборы», - напомнил Юрий Ключковский.
Не склонны драматизировать ситуацию и в ЦИК. Напротив, там новеллу приветствуют и видят в ней предохранитель от голосования два раза по разным избирательным адресам.
«Все имеют равное право голоса. Именно такая формулировка, которая предлагается в законопроекте, является более точной. Территориальные и участковые комиссии будут отталкиваться от регистрации избирателя. Человек должен иметь один бюллетень и одно право голоса, а не несколько. Если не будет четкой границы, то будем иметь ситуацию, когда избиратель сможет проголосовать и по месту регистрации, и по месту избирательного адреса», - рассказал «Главкому» заместитель главы ЦИК Андрей Магера.
По его мнению, эту поправку надо бы согласовать с законом «О регистре избирателей». «Норму закона о местных выборах надо согласовать с нормами закона о государственном регистре избирателей. Если этого не будет, то могут возникнуть проблемы на уровне исполнителей», - считает член ЦИК.
Хотя даже в таком виде, по словам Магеры, все желающие смогут проголосовать. Но проблемы у многих все же возникнут. «Думаю, люди, ранее изменившие избирательный адрес по месту жительства, а не регистрации, смогут проголосовать. Это случиться, если они своевременно обратятся в участковую избирательную комиссию и проверят себя в списках. Люди должны понять, что их избирательный адрес отличается от официальной регистрации. Согласен, что с этим могут возникнуть проблемы. Но, по моему мнению, есть возможности, чтобы такие избиратели не были лишены права выбора», - сказал «Главкому» Андрей Магера.
Как бы то ни было, законопроект пока еще не принят, и рассматривать его будут лишь на внеочередной парламентской сессии 30 августа. Может, до того времени регионалы объяснят, что они хотели сказать, меняя основания для участия в голосовании в парламент Крыма и райсоветы в городах. Ведь на простые несуразицы или технические уточнения, судя по словам экспертов, это явно не похоже.
Коментарі — 0