Что стоит за взрывом на СДК «Кировоград»?

    17 сентября на борту среднего десантного корабля «Кировоград» ВМС Украины произошел взрыв.
    17 сентября во время очередного этапа комплекса тактических учений «Взаимодействие - 2010» на борту среднего десантного корабля «Кировоград» ВМС Украины произошел взрыв.Как сообщили в Департаменте прессы и связей со СМИ Министерства обороны Украины,при тушении пожара, возникшего в результате взрыва, пострадали четверо матросов из
    • Дмитрий Тымчук для «Главкома»
    • 20 Вересня, 2010, 12:12
    • Розсилка

    17 сентября на борту среднего десантного корабля «Кировоград» ВМС Украины произошел взрыв.

    17 сентября во время очередного этапа комплекса тактических учений «Взаимодействие - 2010» на борту среднего десантного корабля «Кировоград» ВМС Украины произошел взрыв.

    Как сообщили в Департаменте прессы и связей со СМИ Министерства обороны Украины,

    при тушении пожара, возникшего в результате взрыва, пострадали четверо матросов из аварийно-спасательной партии среднего десантного корабля «Кировоград». Всем им срочно была оказана первая медицинская помощь и они были эвакуированы в медицинские учреждения. Состояние здоровья пострадавших, согласно заявлению военного ведомства, удовлетворительное, угрозы их жизни нет.

    Приказом командующего Военно-морских сил Украины адмирала Виктора Максимова создана комиссия для расследования всех обстоятельств этого происшествия во главе с начальником центра морских операций капитаном 1-го ранга Денисом Березовским. Командованием ВМС ВС Украины также принято решение о поощрении личного состава аварийно-спасательной партии «Кировограда» и Центра поисковых и аварийно-спасательных работ ВМС Украины, принимавших участие в ликвидации пожара.

    …Версий причин взрыва, прозвучавших сразу после инцидента, было несколько. Сначала по СМИ прошла информация, что он произошел из-за попадания реактивного снаряда со штурмовика Су-25, принимавшего участие в учениях. Практически сразу эта версия была отвергнута, и основной версией взрыва был назван взрыв одного или двух снарядов на судне.

    Российские СМИ сразу «раскрыли» эту версию в нелицеприятных для Минобороны Украины подробностях. В частности, центральное российское информагентство РИА Новости сообщило, что «причиной взрыва на десантном корабле «Кировоград» ВМС Украины стал человеческий фактор», - на том основании, что «использовавшиеся при стрельбе снаряды оказались просроченными».

    В частности, РИА Новости со ссылкой на анонимный источник в Военно-морских силах Украины уточнило, что если бы корабельные комиссии внимательнее смотрели на номера партий боезапаса, где также указаны даты изготовления снарядов, трагедии можно было избежать. «Отстреливать старый боезапас – это обычная практика, чтобы убить двух зайцев: и пострелять, и от негодных снарядов избавиться, хотя некоторые командиры кораблей предпочитают топить такой боезапас в море на глубинах более 150 м прямо в цинках», – процитировало анонима российское агентство. «Во время стрельб по кораблю идет сильная вибрация, даже плафоны в коридорах падают. Вполне возможно, старый снаряд и сдетонировал. Благо калибр небольшой, и люди чудом остались живы», – сказал он.

    Таким образом, вина, согласно этой версии, полностью ложилась на должностных лиц Минобороны, которые халатно допустили хранение и использование на корабле боеприпасов с истекшими сроками использования. К этому также добавим, что в Вооруженных силах Украины (в частности, по причине наличия огромного количества боеприпасов различнейших типов, оставшихся со времен СССР, а также отсутствия средств для закупки новых) все последние годы активно используют в ходе различных учений и стрельб снаряды и ракеты, первоначальные сроки использования которых давно закончились. Однако это делается (по крайней мере, согласно регламенту) не «от балды», а после исследования этих боеприпасов специалистами, которые выносят официальное подтверждение о том, что их можно отстреливать – т.е. продлевают сроки использования.

    Если бы взорвались эти боеприпасы, и причиной этого была бы именно их «просроченность», то специалистов, продлевавших сроки, можно было бы смело брать под белы ручки и препровождать в кутузку – вина их была бы очевидна.

    С другой стороны, непонятно, о каком «небольшом калибре» взорвавшегося снаряда говорил аноним с ВМС Украины в комментарии российскому информагентству. Вооружение СДК «Кировоград» - две спаренные 30-мм автоматические корабельные артиллерийские установки АК-230, две счетверенные пусковые установки ПЗРК «Стрела» и две 18-ствольных установки польского производства WM-18, стреляющие 140-мм неуправляемыми реактивными снарядами типа М-14-ОФ. 30-мм снаряд – это вообще ничто, его взрыв едва ли мог стать причиной серьезных разрушений (если не сдетонировали иные боеприпасы, о чем вроде как речи не было), да и хранить их можно чуть ли не вечно – пока порох не начнет разлагаться, что, опять таки, делает боеприпас вовсе неопасным. Ну а 140-мм реактивный снаряд «маленьким» при всем желании не назвать. При этом заметим, что в первоначальных сообщениях российских СМИ звучала версия о взрыве артиллерийского снаряда (или двух), т.е. именно боеприпаса калибра 30 мм (другой корабельной артиллерии на СДК этого проекта просто нет). «Источник» с ВМС Украины этого не мог не знать, - если, конечно, речь не идет об уборщице или сантехнике в штабе ВМСУ.

    Однако через сутки Минобороны в официальном сообщении уточнило, что взрыв на СДК «Кировоград» произошел вследствие короткого замыкания, что вызвало несанкционированный пуск двух ракет. Версия не менее неприятная, но расширяющая круг виновных от конкретных лиц до общего отношения государства к ВМС ВС Украины.

    Собственно говоря, произошло следующее. В результате замыкания сработала пусковая установка WM-18, - произошел несанкционированный пуск двух неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) типа М-14-ОФ, - они просто попали в палубу (по некоторым данным, сорвав крышки трюма, при этом одна крышка вошла в трюм). Этот пуск вызвал взрыв и возгорание внутри корабля.

    Стоит заметить, что заряжание пусковой установки WM-18 производится вручную с палубы корабля, наведение также ведется вручную, а подготовка пуска и сам пуск производится с помощью системы управления пуском разработки НИИ-303 и системы приводов наведения установки разработки ЦНИИ-173. Судя по всему, именно замыкание в системе управления пуском и стало причиной несанкционированного запуска НУРСов.

    Собственно, в самом факте замыкания в системе на СДК «Кировоград» ничего странного нет. Стоит только взглянуть на его историю: средний десантный корабль проекта 773 «Кировоград» (до 10 января 1996 года - «СДК-137») года был заложен в Польше на Полночной верфи в Гданьске 21 апреля 1970, спущен на воду 31 декабря 1970 года, приемный акт был подписан 31 мая 1971 года. Корабль вошел в состав ЧФ СССР, а затем, при разделе флота, отошел Украине.

    Исправность систем корабля, построенного 40 лет назад, должна уже в чистой теории вызывать сильные сомнения. Можно, конечно, теоретически предположить вину за случившееся офицеров и матросов артиллерийской боевой части (БЧ-2) СДК «Кировоград», отвечающих за исправность и использование всех систем вооружения корабля. Но если «железо» исчерпывает все мыслимые и немыслимые ресурсы эксплуатации, то такое определение «крайних» ничем иным, как поиском козлов отпущения, назвать невозможно.

    Вполне очевидно, что проблема должна ставиться гораздо шире, нежели уровень профессиональной подготовки личного состава ВМС Украины, - а именно, в плоскости общего состояния флота и его технической исправности. На сегодня, как известно, из 26 боевых кораблей и катеров ВМСУ не менее 20 нуждаются либо в списании, либо в капитальном ремонте.

    По корабельному составу ВМС Украины вообще масса замечаний, в т.ч. и по тем очень немногим боевым единицам, которые вошли в боевой состав ВМСУ уже за годы независимости Украины. Например, флагман украинского военного флота «Гетьман Сагайдачный», представляемый как фрегат, - это, как известно, пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей», спущенный на воду в 1992 году, и который собственно фрегатом не является. Новейшие корветы «Луцк» и «Тернополь», введенные в состав флота соответственно в 1993 и 2006 гг, - корабли еще советской разработки (малый противолодочный корабль проекта 1124-М «Альбатрос»).

    Или взять первый в истории независимой Украины корабль – корабль управления «Славутич». История его появления уникальна и очень странна - Черноморский судостроительный завод (Николаев) получил заказ на постройку специального судна - базы по разгрузке и обезвреживанию атомных реакторов подводных лодок, отслуживших свой срок. Специалисты ЦКБ «Черноморец» (Севастополь) разработали проект на базе большого морозильного рыболовного траулера (пр. 1288), и в 1990 году судно было заложено на поточно-позиционной линии завода. В конечном итоге руководство Военно-морских сил Украины решило переоборудовать его в большой разведывательный корабль проекта 1288.4, который был спущен на воду 12 августа 1992 года. Сейчас этот корабль «на базе» морозильного траулера используется для сбора разведывательной информации и в качестве корабля управления для координации боевых действий небольшого соединения кораблей.

    При этом на протяжении последних лет оснащение ВМСУ вооружениями и военной техникой проводилось по таким направлениям. В плане реализации перспективных проектов – разработка и начало строительства боевого корабля класса “корвет” (летом этого года было заявлено о замораживании этого проекта ввиду прекращения финансирования). В плане принятия на вооружение новых образцов ВВТ – поступление в Военно-морские силы спасательных средств и имущества. В плане закупки ВВТ – выделение средств на водолазное и аварийно-спасательное имущество.

    В плане модернизации и продолжения ресурса ВВТ до начала 2010 года должен был завершиться ремонт подводной лодки «Запорожье» и судна контроля физических полей «Северодонецк», также ВМС рассчитывали продлить ресурс отдельных образцов имеющегося морского вооружения. Планы эти не были выполнены – сейчас лишь идет речь об окончании в ближайшее время ремонта подлодки «Запорожье», которая, впрочем, может быть и после доведения до ума разве что учебной. Реальной оказалась с 2008 года и до сего дня лишь модернизация вертолета Ка-27, самолета Бе-12, ракет и морских мин. О боевых кораблях речь не шла и не идет – на капитальный ремонт этой техники и модернизацию вооружений (не то, что на закупку новых образцов) просто нет средств. Впрочем, как и не предвидится в обозримом будущем.

    Таким образом, в случае с взрывом на СДК «Кировоград» мы имеем яркий пример известной истины: армия, которая не получает достаточно средств на боевую подготовку, закупку и модернизацию вооружений, становится опасной для общества. В данном случае произошло чудо: по имеющимся данным, в трюме СДК «Кировоград» в момент взрыва находился десант (корабль этого проекта может перевозить 6 танков и 200 десантников), при этом была повреждена одна из боевых машин. Только благодаря счастливой случайности никто из десанта не пострадал. Но проблемы это чудо никак не снимает – факт в том, что украинские Вооруженные силы с их стареющим на глазах вооружением все меньше годятся даже для проведения серьезных учений, что уж там упоминать о боевом применении. И это – еще один повод говорить о полной обоснованности требований повысить нынешний жалкий военный бюджет, что является не прихотью Минобороны, а насущной необходимостью…

    СПРАВКА

    СДК «Кировоград»

    Водоизмещение 1120/1250 т. Длина - 81.3 м, ширина - 9.3 м, осадка - 3.6 м.

    Силовая установка 2 дизеля, 2 винта, 5000 л.с.

    Вместимость до 250 тонн техники и грузов, 200 десантников 6 танков

    Вооружение 2 х 2 - 30-мм АК-230, 2х4 ПУ ПЗРК «Стрела» 32 ракеты 2х18 140 мм НУРС

    Скорость хода 18 узлов, дальность плавания 2600 миль при 12 узлах. Экипаж 5 офицеров 36 матросов.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ