Депутаты сделали бизнес: почему парламент провалил закон о налоговых каникулах для малого бизнеса

Депутаты сделали бизнес: почему парламент провалил закон о налоговых каникулах для малого бизнеса

22 сентября парламент отклонил бютовский законопроект «О введении налоговых каникул для малого бизнеса».

22 сентября парламент отклонил бютовский законопроект «О введении налоговых каникул для малого бизнеса». По большому счету проект не имел шансов: если бы оппозиция действительно хотела облегчить жизнь частным предпринимателям (несмотря на громкое название, документ касался исключительно физлиц, да и то — не всех), закон был бы выписан не так халтурно. Экспертное заключение с замечаниями юристов ВР было примерно втрое больше самого закона. В итоге оппозиция получила пусть небольшой, но все же повод для предвыборного популизма, предприниматели не получили ничего.

Впрочем, в истории с законопроектом о каникулах интересно не это, а то, с какой формулировкой он не прошел первое чтение. Как правило, даже самые одиозные проекты наподобие шариковских «все поделить» отправляются на доработку — при желании на сайте ВР можно отыскать тысячи призраков законов, намертво застрявших между первым и вторым чтением. Законопроект о каникулах был отклонен раз и навсегда — за его доработку проголосовало лишь 143 депутата из 400.

Произошедшее крайне показательно. Малый бизнес глубоко безразличен и коалиции, и оппозиции, и Кабмину, и Министерству финансов — в общем, всем, за исключением разве что налоговой. Конечно, на словах предпринимателей поддерживают все — ведь это 3 млн избирателей. Но как только дело доходит до конкретных действий, поддержка превращается в пустые обещания.

Взять, к примеру, предвыборную программу нынешнего президента, одним из ключевых лозунгов которой были пятилетние налоговые «каникулы» для малого бизнеса. Если судить по последнему варианту Налогового кодекса, прошедшего согласования, пересогласования и общественные слушания, президента от этой идеи отговорили сами предприниматели: ничем другим новации этого документа не объяснить. Идея пятилетних каникул в нем превратилась в освобождение от налога на прибыль (не для всех) и отраслевые льготы для строителей, легпрома и отельеров. Но даже эти чахлые льготы сбалансированы повышением ставки единого налога (максимально — 1500 грн в месяц), критично усложнившимся учетом (единоналожникам придется на общих основаниях отчитываться перед соцфондами) и всеобщим обязательным применением кассовых аппаратов. По большому счету только эти нововведения увеличивают сумму единого налога для предпринимателей примерно на 2 тыс. грн в месяц — найти бухгалтера дешевле в Украине сложно, а вести налогово-бухгалтерско-соцфондовский учет и сдавать отчетность самостоятельно — невозможно.

Кстати, большинство представителей малого бизнеса готовы платить и 2 тыс. грн вместо 200 грн в месяц — если в эти две тысячи будет входить пенсионный сбор, сборы на социальное страхование и плата за то, чтобы не общаться с налоговой хотя бы полгода. Но авторы Налогового кодекса этого упорно не понимают.

Аргументы разработчиков кодекса сводятся к перечислению крупных предприятий, под крышей которых собрались десятки, если не сотни единоналожников, по сути выполняющих функции наемного персонала и попутно помогающих минимизировать налоги практически до нуля. Подобная практика действительно существует, но вместо того чтобы бороться с насморком, авторы кодекса предпочитают одним махом избавиться от носа. Хотя любая налоговая инспекция, не говоря уж о налоговой милиции, на раз способна прикрыть бизнес «ловкачей». Если, конечно, сама не имеет в нем финансового интереса.

Сложно понять, откуда берется столь скверное отношение к 1,5 млн предпринимателей, большинство которых всего лишь обеспечивают себя работой. Дело точно не в деньгах: в прошлом году поступления единого налога составили 4,1 млрд грн — примерно в такую же сумму (3,7 млрд) правительство оценивает суммарные потери бюджета после принятия кодекса. Скорее всего, все причастные к разработке кодекса реформаторы безнадежно далеки от понимания нужд малого бизнеса. Чем, кстати, зеркально похожи на своих коллег из оппозиции.

В конце 1990-х годов в украинском правительстве модно было перенимать передовой опыт государственного управления «развитых стран». Но, к сожалению, так ничего и не переняли. Украина по-прежнему по удобству уплаты налогов занимает 181-е место в мире (из 183 государств), данные исследования Doing Business 2009. Сравнивать украинское налогообложение с «общечеловеческим» бессмысленно. К примеру, в Новой Зеландии предприятия в среднем осуществляют восемь налоговых платежей в год, тратя на учет и отчетность 70 часов и отдавая государству около 30% прибыли. Для сравнения: в Украине такое же предприятие за год должно заплатить государству 147 раз, потратив на это 736 часов. Но бюджет получает в виде налогов лишь немногим более 12% прибыли. Остальное тратится на оплату бухгалтеров и «решение вопросов».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: