Выборы под газом

    Проблема газовых контрактов с Россией стала серьезным испытанием для кандидатов в президенты Украины.
    Проблема газовых отношений между Россией и Украиной давно вышла за экономические рамки и обрела дополнительные смыслы в контексте украинской президентской кампании. Для ключевых претендентов на президентство тема звучит двояко: и как своеобразный внешнеполитический индикатор успешности отношений с российскими властями, и как внутриполитический
    • Ирина Рожкова, фонд «Наследие Евразии»
    • 27 Листопада, 2009, 19:51
    • Розсилка

    Проблема газовых контрактов с Россией стала серьезным испытанием для кандидатов в президенты Украины.

    Проблема газовых отношений между Россией и Украиной давно вышла за экономические рамки и обрела дополнительные смыслы в контексте украинской президентской кампании. Для ключевых претендентов на президентство тема звучит двояко: и как своеобразный внешнеполитический индикатор успешности отношений с российскими властями, и как внутриполитический аргумент для взаимной критики.

    Предложение Президента Виктора Ющенко российскому коллеге Дмитрию Медведеву о безотлагательном создании совместной группы по коррекции газовых контрактов предсказуемо не привело к каким-либо последствиям. Инициатива была озвучена накануне ялтинской встречи российского и украинского премьеров Владимира Путина и Юлии Тимошенко, очевидно, в целях создания помехи в переговорах.

    Премьер Тимошенко не осталась в долгу перед конкурентами за президентское кресло, обвинив Президента Ющенко в намерении вернуть «РосУкрЭнерго», связанного как с Партией регионов (через депутатов-«регионалов» Юрия Бойко и Сергея Левочкина), так и с Президентом Ющенко (через Дмитрия Фирташа и команду).

    Реакция Кремля на заявление Виктор Ющенко оказалась предсказуемой. Глава Украины был обвинен российской стороной в политическом шантаже и публично предупрежден о недопустимости манипулирования энергобезопасностью Европы в «зависимости от личных амбиций». Свидетельством безнадежности ожиданий украинского Президента на проведение газовых консультаций стало уточнение Москвы о том, что газовые проблемы решаются на межправительственном уровне, а не на уровне глав государств.

    Значимость энергопроблематики для украинской стороны наглядно проявилась в том, что двусторонняя встреча Юлией Тимошенко с Владимиром Путиным практически затмила заседания глав правительств стран СНГ. Прозвучавшие российские энергомесседжи о невзимании с Украины штрафных санкций за недобор газа (с сохранением соответствующего пункта в контракте) и осуществлении с января 2010 г. транзита российского газа через Украину по рыночным ценам (у Украины не будет 20% скидки от европейской цены на газ, но и не будет никаких льгот по транзиту российского газа в Европу, и плата за транзит увеличится примерно на 60%) премьер Юлия Тимошенко расценила как достижения правительств двух стран. Предупреждая критику, она подчеркнула, что оценки контракта с «Газпромом» как «плохого» или «хорошего» безосновательны, поскольку он стандартный – как с другими европейскими странами.

    Недвусмысленное заявление украинского премьера об усилиях правительства по удалению посредников и устранению «мегакоррупционной модели, работавшей на газовом рынке», сопровождалось призывом ко всем украинским политикам ценить новые договоренности. Однако оно не было услышано Президентом Ющенко. Вопреки подтверждению Путиным позиции российской стороны о неприменении штрафных санкций к Украине за недобор газа, Ющенко вновь заявил о несправедливости начисления штрафных санкций Украине. В противоречие заявлению российского премьера об оплате Россией за транзит энергоресурсов вплоть до первого квартала 2010 г. включительно украинский Президент заявил о том, что Россия не оплачивала транзит газа в Европу через украинскую ГТС.

    Премьерские договоренности, закрепленные руководителями «Нафтогаза» и «Газпрома», Виктор Ющенко оценил как решение «лишь мизерной» части проблемных вопросов. Его требования к украинскому правительству включают продолжение переговоров по пересмотру газовых контрактов для предотвращения «основных рисков»: несправедливо завышенной цены на газ для Украины, вдвое заниженной транзитной ставки, несимметричных условий ответственности за выполнение обязательств относительно предметов контрактов, угрозы банкротства госкомпании «Нафтогаз Украины».

    О сохранении серьезных подозрений секретариата Президента Ющенко относительно Тимошенко свидетельствует публичное предостережение руководству НАК «Нафтогаза» о недопустимости привлечения российских кредитов, грозящих сдачей России украинской ГТС.

    Не меньшее напряжение по российско-газовой проблематике присутствует и во взаимоотношениях между Тимошенко и «регионалами». Лидер Партии регионов Виктор Янукович раскритиковал премьерское заявление о сохранении цены российского газа для Украины в будущем году на уровне, близком к его стоимости в 2009 г. По прогнозу Януковича, рост цен на газ на 20% в 2010 г. сделает украинские предприятия неконкурентоспособными. Более того, кандидат в президенты Янукович проявил солидарность с кандидатом Ющенко, заявив о безальтернативности и необходимости просмотра газовых контрактов с Россией как ущемляющих интересы украинских потребителей газа и промышленников.

    Блок Юлии Тимошенко также предъявил энерго-геополитические претензии к Партии регионов, обвинив последнюю в содействии накоплению долгов предприятий коммунальной теплоэнергетики за потребленный природный газ с целью «усложнения расчетов Украины с Российской Федерацией за поставки газа и обвинения в этом правительства». Сославшись на то, что крупнейшими должниками являются коммунальные предприятия 5-ти областей (Днепропетровской, Харьковской, Донецкой, Запорожской и Луганской), БЮТ подчеркнул, что именно там Партия регионов имеет большинство в областных, городских и районных советах, своих мэров, а кое-где – даже губернаторов.

    Подробное рассмотрение взаимоотношений трех ключевых украинских политиков позволяет констатировать, что их конкуренция за главное кресло страны остается доминантой как политического поведения, обуславливая их видение и интерпретацию любых проблем, в том числе и энергетических.

    Не менее важными являются геополитический контекст отношений с Россией, а также персонифицированные отношения с ее высшим руководством. Так, иронические высказывания Путина в адрес президентов Украины и Грузии Ющенко и Саакашвили, добавив новые импульсы в неприязненные отношения в этом треугольнике, срикошетили по премьеру Юлии Тимошенко. Ее поддержка российского премьера была расценена командой украинского Президента как «очередной позор и пощечина для Украины», «пренебрежение к своей стране», вызывающее «чувство стыда», а тональность переговоров премьеров самим Президентом Ющенко названа «унизительной».

    Похвалы премьера Путина в адрес премьера Тимошенко, к достоинствам правительства которой он отнес «выполнение всех обязательств», «стабильность и укрепление отношения между Россией и Украиной», выведение «страны в состояние самодостаточности и реального укрепления суверенитета» вряд ли стали приятным сюрпризом для лидера Партии регионов В.Януковича, претендующего на монопольную роль кандидата пророссийского электората. Выступая на съезде партии «Единая Россия», Янукович обвинил правящих в Украине политиков в «провале» двусторонних отношений на протяжении последних пяти лет. Подразумевая собственное президентство, он заявил, что Украина и Россия сегодня имеют реальный шанс вернуть двусторонние отношения в прежнее стратегическое русло.

    Пока трудно оценить однозначно обоснованность опасений главного украинского «регионала» относительно последствий смещения публичного расположения Кремля в сторону премьера Ю.Тимошенко. Как и то, что возобладает в выборе украинского избирателя – устойчивые геополитические стереотипы или экономическая целесообразность настоящего момента.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ