Слышь, кепку сними!..

Слышь, кепку сними!..

Впервые за 18 лет Москва лишилась головы – той самой, которая в кепке.

Впервые за 18 лет Москва лишилась головы – той самой, которая в кепке. Но Дмитрий Медведев, увольняя мэра Юрия Лужкова «за утрату доверия президента», тоже оказался в путинском капкане.

Россия активно обсуждает наличие у президента и уже бывшего хозяина столицы мужских достоинств. «Медведев – мужик!» – прокомментировали одни его указ об «отрешении» – так в документе – Лужкова. «Лужков – мужик!» – одобрили другие заявление экс-мэра о выходе из «Единой России». Хотя, честно говоря, после истории с отставкой остались вопросы не только о мужских качествах Дмитрия Анатольевича и Юрия Михайловича, но и Владимира Владимировича.

Преувеличивать решительность Медведева в сложившейся ситуации не стоит. Его противостояние с московским мэром, матерым ветераном российской политики, в последние несколько недель приобрело такой жесткий характер, что у президента не оставалось выбора. Высокие конфликтующие стороны даже умудрились не поздравить друг друга с днем рождения – у обоих он в сентябре. Бездействие просто ставило бы издалека видный крест на претензиях Медведева на общенациональное лидерство. Массированная очернительная кампания, готовившая публику к расставанию с Лужковым, свидетельствует, скорей, о слабости, а не о силе. Да и официальное обоснование отставки: «за утрату доверия президента» – не самая убедительная формулировка. Супружеско-предпринимательскому тандему Лужков-Батурина можно предъявить кое-что куда более серьезное, да вот не стали.

В том, что Медведев «завалил» самого (!) Лужкова, заслуга не столько президента, сколько премьера. Московский мэр уж точно не был политическим самоубийцей и в своем конфликте с главой государства до конца рассчитывал на поддержку со стороны Путина. Отсюда, в частности, его апелляции к московской организации «Единой России», которая, кстати, еще две недели назад встретила воинственное выступление Юрия Лужкова стоя и бурными аплодисментами, – тоже решили, наверное, что уловили позицию Владимира Путина. А премьер и лидер единороссов молчал-молчал, а вчера, уже после лужковской отставки, умиротворенно заметил, что Юрию Михайловичу следовало все-таки нормализовать свои отношения с президентом России. Рассерчавший Лужков оценил позицию Путина, положив заявление о выходе из «Единой России», хотя Кремль от него возжелал лишь выхода из руководящих органов партии. Владимир Владимирович сделал свое дело: страна в следующем году вступает в президентскую кампанию, а ответственность за вечно проблемное состояние столицы теперь на Медведеве, убравшем «кепку», и убравшем некрасиво…

Что характерно: никаких акций в поддержку Лужкова, верой и всяческими неправдами управлявшего столицей без малого два десятка лет, в Москве не наблюдается. Для него это, наверное, даже обиднее, чем подножка со стороны Путина: прикормка отдельных творческих и социальных групп тут была поставлена на такую ногу, что Черновецкому и не снилось. Кстати, в Севастополе, стараниями Лужкова получавшем многомиллионные московские вливания, тоже никто на улицах не рыдает. Нет, в политике, в том виде, в котором она существует в России, – да и в Украине, чего там, – гарантирована только черная неблагодарность народа. Впрочем, первоклассно компенсируемая доходами супруги и прочих близких родственников.

Москва до и после Лужкова

Население

• 1992 год - 8,6 млн

• 2010 год - 10,6 млн (официально) – 16,5 млн (учитывая нелегалов)

Средняя цена жилья

• 1992 год - $425 за квадратный метр

• 2010 год - $ 6300 за квадратный метр

Количество автотранспорта

• 1992 год - 0,5 млн

• 2010 год - 4 млн

Количество станций метро

• 1992 год - 160

• 2010 год - 182

Бюджет Москвы

• 2002 год* - $8,26 млрд

• 2010 год - $42,21 млрд

* - первый общий бюджет Москвы впервые был принят только в 2002 году

Средний доход населения Москвы в % к среднероссийскому

• 1992 год - 120% ($82)

• 2010 год - 260% = ($951)

Источники: Правительство Москвы, Федеральная служба госстатистики, «Население Москвы: прошлое, настоящее, будущее.» - М.:Изд.МГУ, «Известия», «Правда», корпорация «Инком».

Мы спросили ведущих российских политических обозревателей: Медведев своим поступком бросил Путину вызов, или они обо всем договорились?

Леонид Радзиховский: «Возможно, Путин хочет, чтобы не его, а Медведева боялись элиты»

– Это далеко не первая отставка «старого» губернатора. За последние полтора года Медведев снял как минимум 25 таких людей. Есть мнение, что Путин не хотел их снимать своими руками, а заодно показывает элитам, что мол, он – человек надежный, дает жить спокойно, а вот Медведев – снимает. И пусть решают, кто из этих двух лучший президент. Вполне возможно, отставка Лужкова будет воспринята как большая победа Медведева, и у него увеличится авторитет и амбиции относительно президентства в 2012 году. Очевидно, это проявится и тогда, когда будет решаться вопрос о преемнике Лужкова. Конфликт между Путиным и Медведевым будет однозначно, но как он будет протекать – предсказывать не берусь. Что касается многолетней деятельности мэра, я бы не преувеличивал влияние этой персоны на жизнь города. То, что Москва застраивалась, то, что автомобилей сегодня минимум в четыре раза больше, то, что много «понаехавших» – это не вина и не заслуга Лужкова. Так происходит в любой столице мира. Посмотрите на Лондон, Берлин – там практически то же самое. Все это делает не мэр, а время.

Юлия Латынина: «Поскольку народом это воспринимается как победа Медведева, мы скоро увидим его публичное унижение»

– Медведев перед подписанием указа об отставке позвонил Путину, то есть, очевидно, не имел права сам принять такое решение. Вся эта история – классическая путинская разводка. Все началось с Химкинского леса, когда Медведев практически самостоятельно приостановил там строительство дороги. Путин вообще считает, что слушать требования народа – слабость, а в данном случае дорогу строит личный друг Аркадий Ротенберг, а выступает против – личный враг Юрий Шевчук. Соответственно, Лужкову была дана отмашка наехать на Медведева. С одной стороны, это было сильным унижением президента, с другой – ловушкой для Лужкова. Потому что, как оказалось, наезжать на президента не имеет право никто, кроме одного человека, и фамилия его не Лужков. Но поскольку народом эта ситуация воспринимается как победа Медведева, мы очень скоро увидим его публичное унижение. Возможно, Путин унизит его именно назначением на место мэра своего человека. Близким Медведеву следующий градоначальник не будет однозначно. А судьба Лужкова, в том числе и относительно возможных уголовных дел, будет зависеть от сговорчивости его жены. Думаю, Батурина отдаст свой бизнес Геннадию Тимченко (один из самых влиятельных бизнесменов в российском нефтегазовом комплексе – авт.), тем более что переговоры по этому поводу уже ведутся. Политического будущего у Лужкова нет. В оппозиции его тоже не ждут, и даже если у него хватит глупости туда податься, ему уж точно припомнят все. Лично у меня ни с какими хорошими делами он не ассоциируется…

Эксперт «Газеты…»

Дмитрий Быков, российский писатель, публицист: «До Лужкова Москва была свободолюбивым городом»

– Каких-то плюсов в деятельности Лужкова я не видел, кроме того, что у пенсионеров был бесплатный проезд. Застройка Москвы, ее богатство, ее светящиеся магистрали – норма для любой столицы. Лужков построил в Москве классическую модель ресурсной экономики, которая потом была опробована Путиным. Ресурсная экономика – это когда развитие осуществляется без какого-либо участия интеллектуального потенциала граждан. Граждане нужны не умные, а лояльные. И если ресурсом России сегодня являются нефть и газ, то основным ресурсом Москвы – «столичность». «Долужковская» Москва была гораздо идеалистичней. В ней не все определялось личной близостью к начальству, не было ощущения, что борьба бесполезна. Не было такого наплевательского отношения к городу, такой рабской благодарности за то, что тебе и так должны – например, разговоров о том, что Лужков нам что-то там обеспечил. Наоборот, начальство воспринималось в советской традиции – с легким презрением. Москва была городом очень свободолюбивым – именно она сняла ГКЧП, очень либерально настроенным. В том, что это все утеряно, во многом виноват Юрий Михайлович…

Он приказывал даже небесам

Отпечаток личности Лужкова – авторитарной, склонной к гигантизму, но прагматичной до цинизма – лежит на всем облике нынешней россичкой столицы. Одни москвичи его благодарят – «превратил убогую деревню в чистенький мегаполис», другие клянут – «убил старую Москву новоделами, на строительстве которых так удобно красть из бюджета». Но все сходятся: он управлял Москвой, как собственным подворьем.

«Храм Лужка-строителя» и Колумб Первый

Строительный бум эпохи Лужкова распространился и на новые жилые кварталы, и на уникальные объекты. При этом все знаковые стройки – кроме Парка Победы на Поклонной горе и делового центра из небоскребов «Москва-сити» – вызывали общественную критику. Восстановленный храм Христа-Спасителя многие считают «храмом Лужка-строителя», тратой средств на весьма условную копию оригинала. Памятник Петру Первому – переделанный Колумб, которого Зураб Церетели не смог пристроить ни в США, ни в Латинскую Америку – сам по себе воспринимается как анекдот.

Основатель «лужковского ампира»

При Лужкове около 700 старых зданий, имеющих культурную и историческую ценность, были снесены, перестроены до неузнаваемости (как Манеж и Гостиный двор), или под видом реконструкции заменены вместительными новоделами (как магазин «Военторг» и гостиница «Москва»). Новый архитектурный стиль столицы, прозванный «лужковским ампиром», смешивает в себе заимствования откуда угодно – от сталинского ампира до хай-тека. «Совмещение чудовищной трехэтажной мансарды, круглого купола по новой московской моде и элементов модерна — вопиющая безвкусица, провинциальная гадость», – говорил о новом «Военторге» директор Государственного музея архитектуры Давид Саркисян.

Властелин колец

При Лужкове в Москве появились новые виды общественного транспорта – монорельс и легкое метро. Реконструкция МКАД, строительство Третьей кольцевой автодороги и закладка Четвертой принесли мэру прозвище «Властелина колец», признательность одних автомобилистов и… проклятия других. Километр Четвертого транспортного кольца обойдется столичному бюджету в $537 млн. Как отметил Борис Немцов, вечный критик Лужкова, это дороже километра Большого адронного коллайдера или тоннеля под Ла-Маншем. О том, что в Германии километр современного автобана обходится всего в 8 млн евро, и вспоминать нечего. Немцов уверен, что деньги уходят налево, и Лужков не спасает Москву от пробок, а обрекает на них.

Муж миллиардерши

Жена Лужкова – Елена Батурина, чья строительная фирма «Интеко» не испытывала в столице проблем с землей – стала единственной россиянкой, чье состояние превышает $1 млрд. В 2008 году британская пресса сообщала: семья Лужковых-Батуриных владеет в Лондоне огромным особняком, крупнее которого – только Букингемский дворец королевы.

Ненавистник «голубых»

Несмотря на «культурную продвинутость» Москвы, в ней стабильно запрещают гей-парады, которые Лужков называет «сатанинскими действами».

Кормилец бабушек

Все московские пенсионеры по постановлению Лужкова получают из московского бюджета доплату в 10 275 рублей.

Повелитель туч

Начав с «разгона туч» перед торжествами, мэр предложил делать это постоянно, чтобы уменьшить расходы на уборку улиц. В 2009 году экологи и руководство Московской области заявили, что для окрестностей столицы это может стать климатической катастрофой.

Самые известные новострои Лужкова

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів