Цены на бензин собьют льготники и контрабандисты?

Цены на бензин собьют льготники и контрабандисты?

Закладывая повышение акциза на топливо в проект Налогового кодекса, правительство может не получить ожидаемого результата.

Закладывая повышение акциза на топливо в проект Налогового кодекса, правительство может не получить ожидаемого результата. Реалии украинского рынка таковы, что с увеличением налогов пропорционально растет объем контрабандных нефтепродуктов, которые уже завозятся в страну танкерами и в результате приводят к появлению фальсификата. Более того, через фирмы, обладающие льготным налогообложением, топливо на рынок попадает без акцизных сборов и без НДС, а поставки только увеличиваются. Так что не факт, что цены вырастут, а деньги попадут в государственную казну.

Об этом в пресс-центре «Главкома» говорили директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн и аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Сергей Куюн: «Резкое повышение налога на бензин приведет к ухудшению его качества на рынке»

Мы еще в мае говорили с вами о 182 евро, которые сегодня звучат в Налоговом кодексе. В результате, наверное, и вашей работы удалось тогда предотвратить резкое повышение налогов почти в полтора раза. Тогда повысили цены не до 182 евро за тонну акциза на бензин, а до 132. Еще с учетом того, что была крайне благоприятная конъюнктура на рынке, потребитель по сути не почувствовал этого повышения, хотя налоговая составляющая увеличилась где-то на 20 копеек.

Тогда повышение было отложено, но сегодня опять цифра в 182 евро на повестке дня. Налоги являются важной составляющей себестоимости любой продукции, с их повышением увеличивается и конечная цена для потребителя. Не говоря уже о том, что сам по себе акцизный сбор, который изымается с алкоголя, табака и прочих высокорентабельных товаров народного потребления, всегда является налогом на потребителя. Иногда государство этими налогами регулирует потребление этих продуктов, поэтому не стоит удивляться тому, что повышение налогов на топливо, конечно же, приведет к повышению цен для потребителя.

Можно провести несложные расчеты и в целом пропорция примерно такова: каждый евро в акцизном сборе на бензин – это 1 коп./литр. Если речь идет о повышении цены на 50 евро, то в среднем где-то конечная стоимость вырастет на 50 коп./литр. Это достаточно существенно. С другой стороны, надо сказать, что уровень налогов в результате будет не критичным, потому что, по сравнению с европейскими странами, он все равно будет ниже в 4-5, а то и 6 раз.

Но меня настораживает другая ситуация. Мы видим так называемый кнут без пряника. Понимаем, что цены вырастут, но что мы получим в результате? Этим летом было много сообщений, что ситуация с топливом в стране катастрофическая. По нашим оценкам, сегодня порядка 20-25% топлива в той или иной степени не отвечают государственным стандартам. Что будет происходить при росте налогов? Рентабельность и прибыль теневых торговцев повысится пропорционально. Эти люди сегодня не платят ни 132 евро, не будут платить и 182. Поэтому повысится и премия за риск при контрабанде нефтепродуктов.

Думаю, что резкое повышение налога на бензин приведет к ухудшению его качества на рынке. В этой ситуации правильно было бы из этого налога выделить часть целевым образом на контроль качества топлива. Если государство стимулирует рост цен, выступает причиной такого роста, то оно второй рукой должно защитить потребителя от фальсификата. Тем более, что для этого не требуется каких-то очень уж огромных сумм. Мы подсчитали, что для проверки хотя бы раз в год каждой станции по четырем видам топлива, которыми она торгует, надо порядка 20 млн.грн. Это копейки по сравнению в теми доходами, которые получит бюджет в результате подъема акцизных сборов на бензин. Там речь идет о миллиардах гривен. Непонятно, почему нельзя даже эту маленькую часть направить на контроль качества?

Почему сегодня такая катастрофическая ситуация с качеством топлива? Потому что за последний год акцизный сбор уже вырос в два раза. Если же будет принят этот, то с 2009 года вырастет в три раза: от 60 евро до 182 евро за тонну. Безусловно, все это говорит о том, что прибыльность теневых операций с низкокачественным топливом растет, значит, их поставки на рынок будут увеличиваться.

Даже если этот документ будет принят, налоги вырастут, не факт, что вырастет цена, потому что с августа мы видим, что растут поставки нефтепродуктов, необлагаемых налогом. То есть, через фирмы, обладающие льготным налогообложением, продукт на рынок попадает без акцизных сборов и без НДС. Если не платятся немаленькие налоги сегодня, то, наверное, большие тем более не будут платиться. Эта ситуация многих удивляет на рынке: как могут быть отдельные фирмы, которые на законных основаниях не платят налоги и объем поставок этих безналоговых нефтепродуктов только увеличивается с каждым днем? Очень странная политика правительства, когда четко понимаешь, что там налоги утекают, а надо повысить налоги тем, кто их платит, вместо того, чтобы просто закрыть «дыру» и не терять то, что можно получить на сегодняшний день.

Кроме того, мы сталкиваемся с массовым притоком контрабандных нефтепродуктов , который сегодня присутствует на рынке, начиная с лета. Много сигналов мы получаем по южному региону, там говорят, что контрабанда уже идет танкерами. То есть, 20-30 тысяч тонн – это то, о чем уже говорят трейдеры. Тоже странно, как такие партии могут проходить мимо контролирующих органов? Поэтому в теории мы видим: когда все работают в одинаковых условиях, безусловно, цены вырастут. Но, учитывая текущие реалии, когда рынок наполняется контрабандным и безналоговым топливом (на легальных основаниях), то не факт, что это произойдет.

Как известно, вводится также акцизный сбор на сжиженный газ. По нашим прогнозам, в этом году объем этого рынка превысит миллион тонн. Это порядка 10% рынка моторных топлив, то есть, очень серьезная доля. Люди все чаще думают о том, чтобы перевести машину на сжиженный газ как на более экономичное топливо. Но тут тоже существуют некоторые опасения. В целом трагедии в том, что есть акцизный сбор на это потливо, я не вижу. Философия такова, что все транспортники должны платить транспортный сбор и под этим соусом преподносится повышение налогов. Но в сжиженном газе есть большая доля бытового потребления для отопления или приготовления пищи. Нигде сегодня не прописано, будет ли облагаться акцизом этот газ?..

Еще один недостаток документа в том, что наряду с введением акциза на сжиженный газ, нет экспортной пошлины на него. Это говорит о том, что производителям газа будет выгодней экспортировать этот продукт за рубеж, нежели его продавать на внутреннем рынке. Либо нужно будет повысить цены до такого уровня, чтобы достичь той же рентабельности, что и при экспорте. Поэтому я не исключаю, если все будет так, как прописано на сегодня, то этот рынок будет дополнительно дестабилизирован большим оттоком продукта на экспорт, что приведет к нехватке ресурсов и дополнительному росту цены на этом стратегически очень перспективном рынке.

Я не вижу больших трагедий в том, что происходит, проблема в другом. Этот Налоговый кодекс старались так распиарить как принимаемый на всенародном обсуждении, на данном примере с налогами на топливо мы видим абсолютную непроработанность вопроса, односторонний подход. Без привлечения экспертов, участников рынка, просто спускается сверху решение, потому что нужны деньги. Но проблема в том, что если не предпринять тех мер, о которых говорю, связанных с контролем качества, с уравновешиванием акцизного сбора и экспортной пошлины на сжиженный газ, то ожидаемого эффекта от введения этих повышенных налогов не будет. Потому что в первом случае увеличатся поставки безналоговых нефтепродуктов, которые будут проходить мимо бюджета. Во втором - продукт будет вытекать на экспорт, а экспортные товары внутренними налогами, в частности акцизом, не облагаются.

Правительство опять наступает на те же грабли. Есть же экспертно-аналитическая группа, которая уже полгода почему-то не собирается в Минтопэнерго. Все эти вопросы можно было бы проработать и избежать ошибок. Нет трагедии в повышении налогов, проблема в том, что те ожидания, которые возлагаются на этот шаг – не дадут желаемого результата. Вот к чему приводит однобокость, непроработанность и непрофессиональный подход к данному вопросу.

Александр Сиренко: «Роста можно будет избежать потому, как сами трейдеры готовы подвинуться в своих заработках»

Чего нам стоит ожидать в случае принятия этого законопроекта? Начнем с обратного - сжиженного газа. В документе предполагается введение акциза на сжиженный газ 40 евро на тонну, до этого была нулевая ставка. В пересчете на литры это приведет к росту на 25-30 копеек. Роста возможно можно будет избежать потому, как сами трейдеры готовы подвинуться в марже, в своих заработках. К тому же есть такое мнение, что в рознице сжиженный газ пропан бутан стоит приблизительно в половину от бензина. Учитывая то, что на бензин акциз повышается, а на сжиженный газ вводится, то есть ожидание, что эта пропорция сохранится, и большого удара для рынка в принципе ожидать не стоит.

В этом законопроекте есть нерешенная и не прописанная проблема по поводу потребителей для так называемых бытовых нужд сжиженного газа. Еще есть время, и будем надеяться, что в профильном комитете вопрос будет рассмотрен и решен.

С дизельным топливом в принципе тоже никаких резких движений не будет. Напомню, в ноябре 2009 года уже происходил рост акциза за дизельное топливо на 25-30% (в зависимости от содержания серы). Тогда дизельное топливо должно было подорожать, но опять же этого роста не заметили. Летом этого года увеличивался акциз на бензин, но на практике и здесь мы не увидели этого резкого скачка - этих «плюс» 25 копеек, потому как сыграла конъюнктура внутреннего рынка. К тому же на внешних рынках как раз дешевела нефть и нефтепродукты.

По бензинам, возможно, мы избежим в рознице этого существенного роста. Здесь так же как со сжиженным газом можно говорить о том, что трейдеры могут опять же подвинуться в марже, в зарабатываемых деньгах. На сегодняшний день маржа нефтетрейдеров в Украине по нашим расчетам, по нашим расчетам, у нас превышает те доходы, которые получает нефтетрейдеры на европейских рынках. Сами операторы рынка говорят, что рынок движется к тому, что маржа должна снижаться. Что мы увидим в случае принятия законопроекта с 1 января 2011 года? То ли это будет рост из-за конъюнктуры, которая сложится в этот момент, либо нефтетрейдеры все-таки сдержат свои ожидания – это будет видно уже в январе 2011 года.

Если обобщить сказанное вами, то можно сделать вывод, что с повышением акциза до 182 евро в принципе можно ожидать, что этот бизнес может пойти в тень еще больше, чем он есть сейчас…

Александр Сиренко: Мы и сегодня видим, что ряд импортеров, поставщиков пользуются нелегальными схемами. Когда в августе обнаружились эти поставки, рынок действительно негативно отреагировал. Но как мы видим на сегодня, к этому поставщику бегут, в том числе крупные и известные операторы. Сейчас сложно сказать, долго ли будет существовать эта протоптанная тропинка.

С чем сейчас связано удешевление бензина в последние дни на 20-40 копеек?

Александр Сиренко: Действительно две недели назад цена на бензин резко снизилась. Причиной тому стало падение цен у одного из крупнейших операторов, так называемой группы «Приват» - это заправки «Укрнафта», «Сентоза», «Авиас» и несколько других. По нашим данным, оператор пошел на такой популярный для него в последнее время шаг для того, чтобы увеличить прокачку, ведь с наступлением осеннего периода прокачки падают и конкуренция обостряется. У этого оператора отсутствуют какие-либо акции, программы лояльности, что есть у других. К примеру, сегодня даже в Киеве практически на каждой заправке есть какая-то акция или программа лояльности, которая дает право водителю заправляться на 15-20 копеек дешевле. Собственно, на это величину и была снижена цена. Естественно, бросается в глаза именно разница на стенде. Незаангажированный водитель, которому все равно, на какой заправке заправляться, видит не стенде цену ниже и едет туда. В данном случае так поступил крупный игрок, и естественно следом за ним последовали и другие операторы. Не все сегодня испытывают радость от экономики продаж, и даже ходят разговоры, что со дня на день будет какое-то повышение. Буквально вчера на 5 копеек выросла цена заправках «Shell». То есть не все выдерживают, но как-то уживаются.

Сергей Куюн: Все, что происходит на рынке, связано с тем, что последние два месяца рынок уверенно курсирует в сторону тени. То же самое касается снижения цены на бензин. То есть оператор «Приват» снижает цену, а на следующий день мы узнаем, что поставки азербайджанской нефти начали идти через льготного оператора бел уплаты НДС. Они получили дешевое сырье, оптимизировали налоги, поэтому у них есть возможность снижать цену. Остальным остается искать тропинки, как и у тех, кто уже в этой схеме сидит, потому что иначе конкурировать невозможно.

Это то, что касается легальных схем неуплаты налогов. Что касается нелегальных, то этим летом были колоссальные поставки контрабанды из России, особенно были подвержены восточные области. По некоторые данным объем поставок достигал 1 тысячи тон в день – порядка 150-ти грузовиков заезжало в Украину с этим контрабандным топливом. И ни пограничники, ни ГАИ никто не мог этому воспрепятствовать, потому что рентабельность таких поставок очень велика - 132 евро акциз «плюс» НДС, это порядка 150 евро. То есть это порядка 200 евро та тонне – это заработок контрабандиста. Обычно заработок нефтетрейдера 10-15 долларов, а тут сразу 200 за счет того, что ты просто не платишь налоги. Поэтому, конечно, есть деньги и на пограничников, и на ГАИ, и на все остальное. А сегодня эта премия возрастет с 200 до 300 долларов, теперь будет уже не только на пограничников и ГАИ, а кому-то и в Киев отвезти. Потому контрабанда будет только расти, рынок будет абсолютно четко курсировать в сторону тени, и в сторону производства различных нелегальных и прочих нефтепродуктов, потому что премия за риск очень высока. Чем выше налоги, тем интересней их не платить. Выходом из этой ситуации есть ужесточение пограничного и таможенного контроля.

Как вы расцениваете намерение отменить транспортный сбор?

Александр Сиренко: Поправке в Налоговый кодекс предшествовал ряд заявлений, что транспортный сбор должен перекочевать в акциз на нефтепродукты. В принципе здесь большие вопросы на счет целевого назначения этих денег, действительно ли у нас станут лучше дороги. Есть масса вопросов по аграриям, которые практически по асфальту не ездят, у низ топливо расходуется в поля. То есть аграрии должны будут платить больше но, по сути, они не виноваты, что дороги плохие.

Здесь большие вопросы к «Укравтодору», эта государственная компания довольно интересная. Ни для кого не секрет, что полсантиметра асфальта на километр дороги дает огромные прибыли.

Сергей Куюн: В одном журнале смоделировали ситуацию, кто, сколько будет платить после введение такой системы взимания транспортного сбора. Получилось очень смешно: те, кто ездит на экономичных автомобилях, заплатят в четыре раза больше, чем платили до этого, а те, кто ездить на дорогих машинах с объемом двигателя 3 литров будут платить столько же, сколько и платили до этого. Получается, что вся загрузка и повышение транспортного сбора упадет на плечи именно тех, кто ездить на экономичных, маленьких машинах, то есть людей с небольшим достатком. Неужели правительство этого не понимает?

Насколько сильно ввоз нефтепродуктов без оплаты налогов влияет на рынок? Растет ли это влияние?

Сергей Куюн: По итогам августа было 10% безналоговых поставок, а по итогам 20-ти дней сентября уже было 20%. Это прогрессия сохранится, и в сентябре мы будем иметь уже минимум 30% рынка, который заходит по импорту без налогов. Этой темы вообще нигде нет, хотя на самом деле это дыра, куда утекает миллиарды гривен. Вчера на интернет-конференции глава Гостаможслужбы Калетник говорил о том, что мы нарастили и т.д., но здесь реально убегают миллиарды. Фирма пока одна и я думаю, что их больше не появится.

Александр Сиренко: По нашим расчетам, из-за этих льготных поставок в августе дизтопливо на рынке подешевело в пределах 100-250 гривен на тонну, рынок обвалился. В первую очередь это ударило по украинским производителям ТНК-ВР – Лисичанский НПЗ, «Укртатнафта» - Кременчугский НПЗ, Одесский НПЗ – который сегодня и так испытывает большие трудности. Это действительно отрицательно явление на рынке, и есть последствия.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: