«Битва парадов» на постсоветском пространстве: выше, длиннее, громче

«Битва парадов» на постсоветском пространстве: выше, длиннее, громче

Все перевернулось в 2014 году – торжества 9 Мая были украдены

И снова 8-9 мая, День памяти и примирения, День победы, и как там еще называются в разных странах эти дни... Для меня, как и для многих, это сложная, болезненная тема. Потому что с раннего детства я привык с уважением относится к 9 Мая. Это был, наверное, самый трогательный, самый теплый и необычный праздник, действительно «со слезами на глазах».

Но все перевернулось в 2014 году – торжества 9 Мая у меня, у нас были украдены. Особенно больно оттого, что это происходило на моих, на наших глазах: в 2014-2016 годах я видел, как это отмечается в Москве и фотографировал на будущее всю эту милитаристскую муть.

С тех пор осталось навсегда: этот день у меня, у нас украден агрессором, оккупантом. Украден так же, как цвета гвардейской/георгиевской ленточки. Когда-то в школе на уроках рисования мы старательно ее выводили в альбомах. Сегодня – это символ агрессии. Украдено – и точка, сегодня это все используется недоимперией, мечтающей о возрождении. В моей родной Одессе неделя 2-9 мая – опасный, ежегодно организуемый перформенс, цель которого – «раскачать» ситуацию. Аналогично – в других странах мира. Везде эффективно работают посольства РФ и Россотрудничество.

Москва–Минск: Битва престолов/парадов

Все, кто наблюдали за чередой коронавирусных эфиров президента Путина, отмечают, что сложнее всего, с болью в глазах и дрожью в голосе, ему дались два решения – отмена всенародного голосования по поправкам в Конституцию РФ (кажется, что то «всенародное ее обсуждение» было в какой-то другой жизни, хотя – и вправду другой, доCOVIDной) и отмена парада 9 мая. Расстройство главнокомандующего по последнему поводу было столь велико, что решено было срочно найти решение, чтобы парад отменить и… не отменять его. Ну, помните, как в русских народных сказках задания давались: приди ни голой, ни одетой; ни верхом, ни пешком; ни с подарком, ни без. И приходит Василиса Премудрая к царю, протягивает ему птичку в руке. Он хвать – ан нет, не успел, птичка в небо улетела.

Примерно так и здесь. Парад как бы отменили, но только сухопутный – на земле. А самолеты – ан нет, ан да – Ан-12 и Ан-26 в небо улетели в 32 городах России. Что это за «воздушный парад» при карантине? Зачем? Кто и откуда их увидит? Но на сердце Путину легче – не совсем уж поддался злобному коронавирусному кощею.

Но так непросто обретенное душевное равновесие Владимира Путина было жестоко разрушено белорусским конкурентом. Александр Лукашенко ловко обошел его в споре за звание последнего диктатора Европы. Ему-то вообще наплевать на мнение со стороны – и парад 9 мая в Минске пройдет. Александр Григорьевич попробовал развить оперативный успех, заявив, что приглашает руководителей разных стран, в том числе России, приехать в Беларусь на его парад. И депутатов российских приглашает, он им даже добраться до Минска поможет – попутными чартерными авиамаршрутками.

Лукашенко даже успел заявить, что «отдельные российские депутаты и сенаторы изъявили желание посетить парад в Минске». Фамилий, правда, не назвал. Так что, скорее всего, это – блеф опытного покериста. В свою очередь, дальнейшая реакция из России была очень показательной. И коммунисты из Госдумы, и зампредседателя Совфеда, и сам Жириновский начали открещиваться от минского парада, как черт от ладана. Ну, понятно же, что это одна из любимейших игрушек Путина. И когда ему так больно ее сломали, погуливать на стороне с белорусским ковид-диссидентом и парад-самозванцем – недопустимо. А далее начался просто какой-то телеаустерлиц, но не «битва народов» (к тому же братских), а битва парадов.

Для порицания «батьки» съемочной группе российского «Первого канала» в Беларуси было поручено снять сюжет о разгуле коронавируса в стране, чему водка, хоккей и работа на тракторе (главные антикоронавирусные меры, предложенные президентом Лукашенко) как-то не очень мешают. Сюжет вышел в среду. Реакция Минска была быстрой и решительной – уже вечером того же дня «первоканальные» журналисты были лишены аккредитации. Минск назвал сюжет «нафталиновой пропагандой», насчитав в нем семь фейков. А в четверг утром бригаду вообще выдворили из страны.

И «битва престолов/парадов» продолжается! Жареные факты еще будут. И мы можем жарить карантинный попкорн на своих сковородках.

Курьезы праздничного конвейера

Характерные черты победобесия – конвейерная массовость и сопутствующая ей спешка: быстрее, выше, длиннее, громче, больше… Вменяемость, да просто здравый смысл при этом оказываются за бортом.

«Ростовские водолазы МЧС оставили на глубине флаги, посвященные 75-летию Победы». А зачем? В чем вдохновляющий, символический смысл действия? Что ж, прочтем новость чуть подробнее: «Во время тренировочного спуска спасатели погрузились на дно каньона Длинный в Каменском районе. На глубине 12 метров они водрузили флаги в честь Дня Победы и 30-летия МЧС России». Ну не прелесть ли – пьеса Горького «На дне» в исполнении самодеятельности ростовской МЧС. Да и «водрузили флаги» на днище – это само по себе прекрасно.

Как обычно, злую шутку играет с затейниками Господин Великий Гугл, чему очень помогает нынешний низкий уровень гуманитарного образования. Вот нужно срочно подготовить огромные плакаты, банеры. К нему берутся картинки из Сети. Получается в духе праздничного девиза из старого анекдота: «Привет защитникам Севастополя от немецко-фашистских захватчиков!» На торец многоэтажного дома в городе Усинск повесили плакат, который я бы назвал: «Вечная слава оленям-победителям!» На нем, как видите, изображен солдат с автоматом и олень с рогами. Ну и стихи очень славные: «За кругом полярным в Великой войне / Сражались олени и люди. / Поклонимся им, постоим в тишине, / Пусть вечная слава им будет». Но прелесть даже не в поэзии и «вечной славе оленям», а в том, что солдат при самом быстром взгляде не похож на советского. И точно, воспользовавшись сервисом Гугла, легко найти первоисточник – фотографию, где подписано, что это финский солдат возле склада в Лапландии. Как говорится, бывают странные сближенья: ведь коми – финно-угорский народ.

 

Изысканно отметился на параде абсурда Челябинск. Местный торговый центр запустил к 9 мая патриотическую акцию «Имена героев». Это как бы вместо «Бессмертного полка», шествие которого тоже отменили. Просили прислать краткую биографию родственника и его фото. Кто-то выслал одну из самых известных фотографий Гитлера, предварительно качественно подтерев тому усы и сопроводив всё текстом, что в 1945 году герой «умер в Висло-Одерской операции». Причем «герой» был подписан именем «Сумин Владимир Владимирович». (Не правда ли, кого-то напоминает – может, даже подскажете кого?). Изображение было опубликовано менеджментом организаторов акции в российской соцсети и стало очень популярным.

Но что мы все по мелочам. А давайте-ка присмотримся к главному логотипу празднования – «75. Победа! 1945–2020». Вглядитесь внимательнее – вас ничего не удивляет в этом креативном изображении? Ну то, что три стрелки в одну сторону, а четвертая в прямо противоположную – это, видимо, что-то из личного опыта художника: «Та ну, на фиг! Мне там не нравится. Назад пошли!» Главный вопрос – почему стрелки с запада на восток? Это на Москву наступление или в обратном направлении? Кого празднуете и что отмечаете – 1941 год или таки 1945-й?

Если верить цифрам, то все же 1945-й. Более того, об этом свидетельствует подпись: «1945-2020». И это, само по себе, тоже очень показательно. Понимаете, тут нет упоминания не только о 1939 (что привычно), но и о 1941-м. Под словом «Победа!» поближе к восклицательному знаку день сегодняшний, год сегодняшний – «2020». И это очень точно передает суть кремлевского победобесия: украденная, фетишизированная и бесконечно оживляемая «Победа». Впрочем, я предлагаю апгрейд популярного термина…

Не «победобесие», а «синтоистское православие»

Нельзя не сказать несколько слов о главном храме Вооруженных сил России. В последнее время о нем вспоминали исключительно в связи с изобразительными неловкостями: «крымнашевская» мозаика с Путиным, придворными и «вежливыми человечками» (ее уже сковырнули – видимо, чтобы не дразнить Гаагу); мозаика о Параде Победы 1945 года с изображением Сталина; нечто вроде нимба святых над головами Суворова и Потемкина на росписи внутри храма.

Храм планировали к сдаче к юбилейному 9 мая, точнее 6 мая – что должно было стать отдельным событием. Правда, в строении имеется ряд недоделок, но это не страшно, их бы задрапировали духоподъемными баннерами. Причина отмены – условия карантина, который в России называют «режим нерабочих дней» (чтобы не выплачивать различные форсмажорные).

Поскольку сам по себе храм и его основная идея выглядят странновато, то российские СМИ подробно объясняют, что к чему. И тогда чудесным образом оказывается, что буквально во всем, что касается этого поистине магического строения, есть высокий, высочайший – и высочайше утвержденный смысл. Вот, например, место строительства.

Это же не просто из-за логистического удобства – возле Патриотического парка в Кубинке, нет. «Именно в этих подмосковных лесах начинался долгий и трудный путь к Победе. Под Кубинку, в Алабино, в самый критический момент обороны Москвы перенёс свой штаб только что вступивший в должность командующий Западным фронтом Г.К. Жуков», – поясняет министр обороны РФ Сергей Шойгу. Славно, место строительства храма обосновано тем, что где-то здесь был штаб Жукова. Не линия обороны, не место совершения подвига (пусть даже не христианского, а воинского), а штаб Жукова. Тоже хороший символ, точно описывающий актуальную российскую «религию победы», в основе которой военная правда не солдат, а штабов, генералов и маршалов.

А вот посмотрите, пожалуйста, инфографику, рассказывающую о храме. Тут, вообще, прости Господи… С самого начала – оказывается, высота 96 метров (третий в мире православный храм – как же без гигантомании) – не просто так, а в честь того, что Киевский князь Владимир родился в 960 году (по 10 лет на каждый метр), и это в храме под Москвой в честь победы в войне ХХ века. Ну, не так чтобы логично, но красота цифровых параллелей начинает завораживать.

Еще пример. Диаметр главного купола – 22,43 метра – тоже не просто так, а в честь того, что акт о капитуляции Германии был подписан Жуковым (тем самым – для логической закольцовки) восьмого мая в 22 часа 43 минуты. При общем взгляде на эту глубоко зашифрованную символику возникает легкое головокружение и ощущение приближающегося сумасшествия.

Что это? Вы какой веры храм строили? Православной или секты пифагорейских нумерологов? Ведь в России была устойчивая традиция воинских церквей. Но рассматриваемый храм слишком далеко ушел от тех традиций.

Так на что же похоже это православное святилище? А вот на что – «милитаристский храм Ясукуни». В советское время это был расхожий образ для разоблачения японского милитаризма. И любое посещение этого синтоистского храма, святилища каким-нибудь высоким официальным лицом становилось поводом для шумного пропагандистского выхлопа. А надо сказать, что согласно синтоистской традиции, японские граждане, погибшие в каких-либо войнах, в которых участвовала Япония, являются объектом поклонения.

Нынешние выпускники школ КГБ, правящие Россией, все это впитали в себя, но не критически, а конструктивно. И вот что получилось в итоге. Петра Первого когда-то осуждали за то, что он сделал российское православие «лютеранским», в котором во главе церкви не патриарх или митрополит, а оберпрокурор. При Путине же православная вера все более обретает черты некоего «синтоистского православия». Синонимом чему более привычный термин – «победобесие».

Олег Кудрин. Рига

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: