«Профессиональные украинцы» в Крыму и скрытая угроза
Российские власти готовятся к очередному этапу агрессии против Украины
Конечная цель остается неизменной – демонтаж или существенное ослабление украинской государственности. Для ее достижения Москва использует не только войска, спецслужбы и агентуру, но и «профессиональных украинцев» из Крыма и соседней России. Их задача не только рассказывать, что украинцы и русские представляют «один народ», но и смягчить последствия кремлевской украинофобии. Крымские коллаборационисты пытаются преодолеть «неприязнь к украинскому языку», которую сами же и насаждали.
Подконтрольные Кремлю власти полуострова и пророссийская организация «Украинская община Крыма» анонсировали создание газеты и телепередачи «для популяризации украинского языка». Как заявила в комментарии ТАСС руководитель «общины» Анастасия Гридчина, до аннексии украинский язык «насаждался» на полуострове, и у крымчан якобы возникло к нему негативное отношение.
«Переломить неприязнь к украинскому языку очень тяжело. Мы сейчас постепенно стараемся привить любовь к нему, показать, что он не навязывается, что можно слушать и петь песни, потому что он очень мелодичный, можно читать наш интернет-ресурс «Переяславская Рада 2.0», который вещает и на украинском, и на русском языках. Мы видим интерес, видим статистику нашего сайта: у нас второе рождение украинского языка в Крыму происходит – его начинают любить, сохранять и оберегать», – заявила Анастасия Гридчина.
«Переяславская Рада 2.0» – пропагандистское издание, редактором которого числится сама глава «украинской общины». Как отмечают эксперты, создание и функционирование псевдоукраинских СМИ – один из элементов кремлевской «потемкинской деревни» межнационального благополучия. Перед международными организациями российские власти создают картину якобы соблюдения права крымских украинцев получать информацию на родном языке.
Необходимость «торпедировать» европейскую публику подобными фейками – только одна из причин того, почему россиянам нужны как бы украинские медиа на полуострове. Имеются и другие причины, которые распадаются на два условных блока: технические и стратегические.
Если говорить о технической стороне вопроса, то тут все несколько банально. Так называемые «Украинская община Крыма», «национально-культурная автономия крымских татар», профильные подразделения российского парламента и правительства Крыма, подконтрольный Кремлю муфтият полуострова и прочие организации, задействованные на межнациональном поле, должны быть постоянно обеспечены работой. Российские власти создали их явно не для того, чтобы они простаивали.
Среди этих структур наметилось своего рода «разделение труда». Глава «культурной автономии крымских татар» Эйваз Умеров на пару с депутатом Госдумы России из Крыма Русланом Бальбеком «специализируются» на хвалебных комментариях в адрес российских властей и критических выпадах против политики Киева. Глава комитета российского парламента Крыма по межнациональным отношениям Юрий Гемпель задействован в продвижении «российского Крыма» среди малоизвестных европейских общественников.
Анастасия Гридчина оправдывает существование своей организации активным участием в пропагандистских «перформансах». Она ведет сайт «Переяславская рада 2.0» и выступает в кремлевских СМИ, рассказывая, как украинцы якобы поддерживают российскую аннексию и даже «массово едут» на полуостров в поисках лучшей жизни.
Как именно крымские коллаборационисты отрабатывают свое материальное и социальное положение – лишь часть общей картины. Функционирование картонных национальных организаций и связанных с ними медиа является одним из элементов «гибридной войны» Кремля против Украины. Окукливание политического режима, наполнение российской конституции агрессивным содержанием указывают на то, что Москва готовится вывести противостояние с Украиной на новый уровень.
Судя по действиям и заявлениям президента России Владимира Путина, в Кремле рассматривают два основных варианта: получение полного контроля над Украиной (возможно, поглощения) или отсечение отдельных регионов частями. Первый вариант можно провернуть при реализации Минских соглашений по кремлевскому сценарию: выборы на неподконтрольной части Донбасса без передачи Киеву контроля над границей.
Если Кремль нацеливается на относительно бескровное поглощение Украины, то ему придется решить две задачи. Во-первых, постараться убедить «нейтральную» часть украинского общества (сторонников лозунга «нужно просто перестать стрелять») в том, что российские власти якобы не намерены притеснять украинцев по этническому признаку. Во-вторых, нужно будет как-то объяснить собственному населению, почему вчерашние «бандеровцы», «нацисты» и «майданщики» внезапно перестали быть источником проблем.
В обоих случаях Кремлю придется наступить на горло собственной пропаганде. Ведь именно российские власти целенаправленно годами насаждали неприязнь к украинскому языку и культуре. Анастасия Гридчина, комментируя российским журналистам перспективы создания как бы украинских СМИ на полуострове, сделала важную оговорку: «преодолеть неприязнь к украинскому языку». Без этого вышеназванные задачи практически нельзя решить.
Важная деталь: «профессиональные украинцы» активизировались не только в Крыму, но и в соседней России. Некий гражданин Богдан Безпалько, которого российские пропагандисты именуют «одним из лидеров украинцев России», предложил вписать в обновленную российскую конституцию «право» регионов Украины и Беларуси перейти под контроль Кремля.
Деятельность Анастасии Гридчиной, Богдана Безпалько и их коллег будет эффективной только при условии системных ошибок со стороны официального Киева на фоне явного попустительства Запада. Невзирая на все старания кремлевской дипломатии, американцы и европейцы не признают полуостров российской территорией. Зато имеют место просчеты украинской власти. Пока руководство страны бросает в массы противоречивый лозунг «какая разница», Москва последовательно заманивает украинцев в очередную пропагандистскую ловушку.
Коментарі — 0