Умер Жан-Люк Годар: биография и лучшие фильмы гениального режиссера
За несколько недель до смерти великий француз отказался ехать в Россию из-за заключения Олега Сенцова
Умер великий швейцарско-французский кинорежиссер, новатор и виртуоз Жан-Люк Годар. Последние несколько десятилетий он был источником вдохновения для целых поколений кинематографистов всего мира. Сняв несколько десятков полнометражных картин, он был удостоен «Швейцарской кинопремии — 2015» за вклад в киноискусство и за выдающиеся заслуги в развитии кинематографа.
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом, а мать Одиль была родом из семьи швейцарских банкиров. Начальное образование Жан-Люк получил в Швейцарии, в городе Ньон, затем учился в Париже, в Лицее Бюффона.
В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию, но при этом много времени проводил в кинематографических клубах Парижа, а в 1951 году начал писать статьи о кино в специализированном журнале. В 1954 году дебютирует как кинорежиссер короткометражным фильмом «Операция бетон» («Opération béton»).
Увлекался ранним советским кино Дзиги Вертова (знаменитый фильм режиссера «Человек с киноаппаратом», признанный лучшим документальным фильмом всех времен был снят на Одесской киностудии ), пытался воплотить в кино его методику и подходы, связанные с деконструкцией принципа прямой нарративности. Активно участвовал в событиях мая 1968-го года, став одним из идейных лидеров «левого движения». В 1990-х Годар создает масштабную кино-антологию «История кино». В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград.
«Скотч» вспоминает самые любимые фильмы французского режиссера.
«На последнем дыхании» (1960)
Дебютный полнометражный фильм Жан-Люка Годара. Одна из первых и наиболее характерных картин «французской новой волны».
Главный персонаж фильма Мишель — молодой преступник. Уходя от преследования по проселочной дороге на угнанной машине, Мишель убивает выстрелом следующего за ним полицейского. Без гроша в кармане, преследуемый полицией, он возвращается к своей американской подружке Патриции, студентке-журналистке…
Фильм был снят на крохотный бюджет, и экономить съемочной группе приходилось на всем. Для динамичного движения камеры использовалось самое бесхитростное приспособление — инвалидная коляска. Сценарий Годар и Трюффо сочиняли перед началом съемочного дня, а диалог актерам приходилось импровизировать по ходу съемок. В фильме совершенно отсутствуют титры. Вкупе с использованием ручной камеры и естественного освещения, данные приемы создают впечатление непосредственности, почти документальности изображаемых событий.
«Жить своей жизнью» (1962)
Фильм из двенадцати эпизодов («сцен») повествует о молодой женщине Нане. Она хочет быть независимой, свободной, жить своей жизнью, однако сталкивается с банальными материальными трудностями. Свобода оказывается лишь иллюзией: чтобы выжить, ей приходится продавать себя. Нана становится проституткой…
В «Жить своей жизнью» Годар заимствовал эстетику cinéma vérité, которая сочетала в себе документальное и игровое кино. Этот прием был очень модным в 1960-е годы. Фильм отличается от многих других творений новой волны, так как снят тяжелой камерой Митчелл в отличие от ранних картин Годара.
Фильм получил «Золотого льва» — главную награду Венецианского кинофестиваля.
«Мужское — женское» (1966)
Фильм по произведениям Ги де Мопассана.
Поль — только что отслуживший в армии молодой человек, пытающийся устроиться в жизни. Он встречает девушку по имени Мадлен, работающую в журнале мод, и её знакомый помогает ему устроиться туда. Тем временем Мадлен начинает строить карьеру поп-звезды. Они начинают встречаться, но подруги Мадлен ревнуют её к Полю и её успеху. Друг Поля увлекает его политической деятельностью, они протестуют против войны во Вьетнаме и капитализма. Весь фильм у Поля нет постоянного жилья и в конце он погибает на стройке дома, где наконец приобрёл собственную квартиру, чтобы жить с Мадлен. Мадлен беременна, но не знает, оставит ли ребёнка.
Фильм состоит из диалогов героев, в которые вклиниваются гротескные сцены насилия и странно ведущих себя людей. Сцены общения перемежаются нарезкой кадров жизни Парижа, работы и отдыха героев, на которые накладываются монологи Поля, Мадлен и Бриджит Бардо (сыгравшей в эпизоде), и интертекстовыми вставками, сопровождающимися звуком выстрела.
Коментарі — 0