Что Порошенко делать с Коломойским?
Петр Порошенко и Игорь Коломойский предварительно договорились по ситуации с «Укртранснафтой». Такую новость озвучил сам Игорь Валерьевич. Президент же на тему конфликта пока не высказался.
Но, похоже, что конфликт между властью и олигархом просто принимает затяжной характер, поскольку пока никто не заинтересован идти на его обострение. Нашумевшие события четверга-пятницы запустили механизмы, при которых статус-кво в их отношениях уже вряд ли будет прежним.
Когда год назад Игорь Коломойский указом Александра Турчинова был назначен губернатором Днепропетровской области, это выглядело, бесспорно, экзотически. Но на фоне штурмов обладминистраций, устроенных апологетами «русской весны» в восьми областях, которые Путин включил в виртуальную «Новороссию», такой шаг считался оправданным. Коломойский и его команда с их возможностями устроили отпор сепаратистским движениям, организовали сбор средств с местных бизнесменов для обороны региона, создали добровольческие батальоны, а Игорь Валерьевич даже удостоился упоминания из уст Путина. Внесла свой вклад «приватовская» команда и в стабилизацию другого приграничного региона – Харьковщины. Не без непосредственной раздачи нагоняев Коломойским Геннадий Кернес и Михаил Добкин прекратили свои затеи с георгиевскими ленточками и стали апологетами «единой Украины». Взрывоопасной Одесской областью также поставлен руководить человек Коломойского – Игорь Палица.
Понятно, что фактическое превращение Днепропетровской области в «приватовский» анклав, особенно с учетом специфических управленческих качеств этой группы, не могло не настораживать. Как и то, что, тратя часть своих ресурсов сейчас, Коломойский обязательно возжелает их «отбить» потом. Но для многих в условиях ослабшей государственной вертикали жесткий и откровенный Коломойский был (да и сейчас остается) «нашим сукиным сыном». Особенно выигрышно позиции Игоря Валерьевича смотрелись в сравнении с невнятной позицией одного из его главных конкурентов – Рината Ахметова, который был вовсе вынужден ретироваться с родного Донбасса. Коломойскому прощалось многое – и его шутки о «тройном гражданстве», и сепаратные переговоры, и строительство общих планов с лидерами боевиков (пусть, в итоге, это и оказался типа розыгрыш), и прозрачные намеки, что подконтрольные ему батальоны не допустят его увольнения с поста губернатора, и откровенный саботаж проведения сборов акционеров государственной «Укрнафты» через подконтрольный ему менеджмент и выплаты дивидендов.
Но в один день все поменялось. В четверг сначала от управления «Укртранснафтой» по решению набсовета с потасовками отстранили менеджера Коломойского Александра Лазорко, который возглавлял предприятие с 2009-го года и которого не получалось сковырнуть даже при режиме Януковича. При этом Лазорко был предъявлен ряд обвинений. Прибывший на место событий Коломойский обвинил в захвате неких российских диверсантов и первого заместителя главы фракции «Блока Порошенко» близкого соратника и друга Президента Игоря Кононенко. Сам депутат от БПП предсказуемо заявил, что он тут не причем. Интересно, что заместитель днепропетровского губернатора Святослав Олейник на вопрос «Главкома», какие есть доказательства причастности Кононенко к событиям «Укртранснафтой» ответил просто: «Игорь Валерьевич назвал Кононенко, значит это он».
Позже в тот же день Верховная Рада проголосовала, наконец, многострадальный законопроект, которым управление «Укрнафтой» фактически возвращается государству. Причем снова проголосовала не без скандала – глава профильного комитета «фронтовик» Андрей Иванчук делал все возможное, чтобы законопроект не был рассмотрен комитетом.
Фактически сейчас ломается вся схема, при которой «Привату» удавалось получать сверхприбыли с формально государственных компаний, попутно нанося ущерб государству. Пока на это закрывались глаза из-за «государственнической позиции» днепропетровского губернатора да и банально потому, что Порошенко не чувствовал себя пока достаточно сильным, чтобы бросить вызов игроку такого калибра. Но в один момент Порошенко получил вилку: либо он идет на «деолигирхизацию» страны, либо получает ком вопросов как от «постмайданного общества», так и от западных доноров – почему в выпрашивающей денежную помощь стране до сих пор не заткнуты коррупционные дыры в сверхприбыльной нефтяной отрасли. Причем именно давление Запада могло стать определяющим для Петра Алексеевича. И, несмотря на то, что Коломойский считался главным «на заклание» еще во времена Януковича, серьезные потери он может понести именно сейчас.
При этом некоторые эксперты не считают, что скандал вокруг «Укртранснафты» можно трактовать именно как начало системных реформ в энергетике.
«Это реакция на усиливающийся политический вес одной из крупнейших в истории ФПГ и не более, – считает президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут. – Эти действия могут привести к тому, что вместо менеджмента «Привата» на месте снятых менеджеров появятся люди с устойчивыми связями в других ФПГ. Более того, в энергетике нет ни одного государственного предприятия, за которым не стояли бы те или иные ФПГ, так что о реформах здесь речь не идет. На сегодняшний день в стране очень прочные олигархические устои. Обострение этой борьбы связано с тем, что экономические проблемы и кризис во всех сферах не могли не отразиться на желании перераспределять в свою пользу влияние и активы».
Интересно, что ополчился против Коломойского и премьер, которого давно подозревали в союзе с олигархом (чему косвенное подтверждение – поведение того же Иванчука). По информации «Главкома», на этой неделе между Арсением Яценюком и Игорем Коломойским состоялось минимум два разговора, в ходе которых премьер четко дал понять последнему, что так больше продолжаться не может и дивиденды «Укрнафты» придется платить государству.
-- Цена вопроса
За ширмой взаимных политических обвинений, которыми пестрят новостные заголовки, скрывается более прагматичный спор конфликтующих сторон. Еще в прошлом году лояльный к Игорю Коломойскому топ-менеджмент «Укртранснафты» начал судиться со структурами, подконтрольными бизнесмену Игорю Еремееву: «Тирас-Арс» и «Инвест-VEZ». Госпредприятие требовало признать незаконным договор трехлетней давности о продаже этим фирмам 40 тыс. тонн технологической нефти стоимостью 171 млн гривен. Суды первой и второй апелляционных инстанций даже приняли положительное решение в пользу «Укртранснафты».
Однако цена вопроса для противоборствующих сторон здесь значительно выше. До начала конфликта с Россией в трубопроводах магистральной компании находилось более 600 тыс. тонн нефти. Даже если отталкиваться от устаревших цен, которые упоминались в судебной тяжбе со структурами Еремеева, стоимость всего этого объема технологической нефти превышает 2,5 млрд гривен.
В феврале – марте 2014 года весь этот объем топлива был перекачан в резервуарные парки магистральной компании, а также в хранилища трех украинских НПЗ, говорит народный депутат, а в прошлом – бывший глава «Магистральные трубопроводы «Дружба» (структурное подразделение «Укртранснафты») Тарас Батенко. Два из упомянутых нефтеперерабатывающих заводов – НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья», подконтрольные Игорю Коломойскому. Еще один – Херсонский нефтеперерабатывающий завод – связан с бизнесом Игоря Еремеева.
Накануне вчерашнего штурма «Укртранснафты» менеджмент Коломойского предпринял попытку взять под контроль и этот актив. В судах госпредприятие требовало обеспечить ему допуск к мощностям нефтеперерабатывающего завода Еремеева, обеспечивающих транспортировку топлива. Правда, в конце февраля суд был проигран госкомпанией.
Как объяснял Батенко, 600 тыс. тонн нефти были перекачены из трубопроводов в резервуары, чтобы защитить топливо в момент военных действий. «Фактически, последние операции по выкачке этой нефти происходили уже под боевые выстрелы в зоне конфликта», – говорит депутат.
Спасать нефть оказалось не только мудро, но и выгодно. Как сегодня сообщили в НАК «Нафтогаз Украины», структуры Игоря Коломойского получали 75 млн гривен в месяц за хранение топлива на мощностях группы «Приват». В общей сложности им перечислили 305 млн гривен. Также в госмонополисте утверждают, что по неподтвержденной информации, руководство «Укртранснафты» транспортировало неучтенные объемы нефти на Кременчугский НПЗ «Привата».
Активы «Укртранснафты» могут приносить доход не только благодаря полулегальным сделкам. По словам Батенко, незаконные врезки в нефтепроводы «Укртрансгаза» – распространенная практика. «Это не малый объем потерь, если брать в долларовом эквиваленте, – утверждает депутат. – Прибыльный бизнес, в котором заинтересованы немалочисленные преступные группировки в Украине».
-- Чем угрожает Коломойский
Борьба против Бени объединила «заклятых друзей» президента и премьера. Пойдут ли Порошенко с Яценюком в этом случае до конца? Основные угрозы от разнервничавшегося Коломойского очевидны. Олигарх контролирует вооруженные батальоны и информационные вбросы о том, что он может в любой момент их задействовать для защиты собственности или захвата новой, не так уж фантастичны. На Днепропетровщине слишком многое завязано конкретно на Игоре Валерьевиче, и, если он начнет еще более обособляться, не факт, что Киев сможет контролировать ситуацию в одном из ключевых промышленных регионов. И не только в этом, но и в соседних, где также пока хрупкая стабильность.
У Коломойского в руках влиятельные медиа-активы, которые он регулярно разворачивает против конкретных обидчиков. Ему приписывают влияние на конкретных депутатов чуть ли не во всех фракциях коалиции (включая президентскую) и на целые депутатские группы (руководитель одной из таких – Виталий Хомутынник – был замечен в числе защитников «Укртранснафты»).
Также Коломойский контролирует крупнейший банк страны, потенциальная дестабилизация которого может нанести и так расшатанной финансовой системе ущерб, который даже сложно подсчитать. Впрочем, экс-министр экономики Владимир Лановой не верит в последний вариант. «Коломойский не пойдет на открытый конфликт, потому что если он начнет негативно влиять на банковскую систему, подрывать и изымать средства, то потеряет свои активы, – говорит Лановой. – «Приватбанк» без кредитов Нацбанка в условиях такой девальвации гривны существовать не сможет, как и все коммерческие учреждения. Вся валюта у Коломойского за рубежом, гривны он конвертирует в доллары, а потом все равно вынужден обращаться к Нацбанку. Вся система благодаря этому и существует. Потому запугивание может быть самое страшное, но на самом деле без поддержки государства у Коломойского связаны руки. Олигарх, конечно, теоретически может навредить, но люди, которые зарабатывают миллионы и миллиарды, как правило, не сумасшедшие Он не будет разрушать империю, которая дает ему, в первую очередь, денежные кредиты».
Но если власть поддастся на потенциальные угрозы Коломойского и спустит ситуацию на тормозах, это грозит ей большим имиджевым уроном, несмотря на то, что количество фанатов олигарха в соцсетях, требующих оставить его в покое, а заняться, например, «сепаратистом» Ахметовым, внушительно.
-- Кто рейдеры?
Теоретически Петр Порошенко может просто не подписать принятый Радой закон, что вроде бы сгладит ситуацию. Но раскола во фракции тогда не избежать. Ведь в «Блоке Порошенко» есть как те, кто требует показательно наказать Коломойского за историю с «Укртранснафтой», так и его защитники. Единой позиции фракции по этому вопросу пока просто нет и не факт, что она появится.
Например, один из главных борцов со схемами Коломойского Сергей Лещенко написал в «фейсбуке», что Президент обязан поставить олигарха на место: «Захват государственного предприятия в центре Киева вооруженными людьми – это личный вызов Порошенко, его легитимности. Но это не все. Это также вызов западным донорам Украины. Почему американское правительство должно давать сюда деньги своих налогоплательщиков – если украинские власти неспособны собрать в свой дырявый бюджет деньги с олигархов?».
Так член парламентского комитета по вопросам ТЭК Тарас Батенко заявил «Главкому», что уже обратился в Генпрокуратуру и МВД относительно возбуждения уголовного дела по факту вчерашних событий в помещении «Укртранснафте». Батенко когда-то работал в этой организации и до сих пор имеет там общественную приемную.
«Мы пытаемся разобраться в том, насколько правомочным было решение наблюдательного совета о смене менеджмента, – сказал Батенко. – В набсовете уже были определенные изменения в марте, и по уставу набсовет за 5 дней должен был уведомить «Укртранснафту» относительно повестки дня и самих сборов, чего сделано не было. Это выглядит, как полугосударственный рейдерский захват»
Еще один вопрос – губернаторский статус Коломойского. Понятно, что его поведение в офисе «Укртранснафты» и особенно возле него не красит государственного мужа, который, по идее, вообще не имеет никакого отношения к этому предприятию.
Причем Порошенко просили уволить Коломойского не только депутаты из президентской силы, но и даже лично премьер в своем письме, которым располагает «Главком». Правда, речь об этом шла в июне. Но теоретически Президент мог воспользоваться ситуацией и тогда Игоря Валерьевича просто не переназначить.
Но в то, что сейчас Коломойского отставят, как раз верится слабо – его родную вотчину, взвесив все плюсы и минусы, олигарху наверняка оставят в виде компромисса.
Тарас Батенко уверяет, что увольнение Коломойского может привести к непоправимым последствиям: «Давайте мы поменяем тех, кто держит позиции на востоке. И я хочу посмотреть, кто тогда будет отвечать за Днепропетровскую область и за другие. Хочу посмотреть, где у нас АТО остановится, и сколько жертв дополнительных мы будем иметь. Мы живем во время войны – не надо об этом забывать. Если убрать Коломойского, уверен, конфликт пойдет дальше».
Как раз тот факт, что мы живем во время войны, гарантирует, что вряд ли повторится история взаимоотношений олигархов и «оранжевой» власти, когда Юрий Луценко сначала прокатился по резиденции Рината Ахметова на бронетранспортере, а потом донецкий олигарх стал желанным гостем на благотворительных приемах Виктора Ющенко. Сейчас смена декораций будет происходить куда более динамично.
В любом случае, у Президента, к которому апеллирует и сам Игорь Коломойский, и депутаты его фракции, выбор невелик. Либо конфликт с олигархом будет улажен закулисно, что трудно согласовывается с «жити по-новому», либо Петр Алексеевич показательно отберет у Коломойского влияние на госпредприятие, что будет знаком для остальных олигархов. Потому что отбирать нужно у всех. А это означает начало процесса «государство против олигархов». И нет уверенности, что государство в этой войне победит.
Источник фото: скриншот видео «17 канала»
Коментарі — 0