Кадровая чехарда на высших ступенях государственной власти в Украине продолжается.
Кадровая чехарда на высших ступенях государственной власти в Украине продолжается. Источники «Главкома» свидетельствуют, что в ближайшее время в нашем правительстве может появиться новый вице-премьер. Что характерно, гуманитарного профиля.
Напомним, в правительстве Николая Азарова уже был один гуманитарный вице: Владимир Семиноженко, которого называли ориентированным лично на премьера и, в немалой степени, из-за этого пострадавшего. Владимир Петрович стал первым отставленным членом того Кабмина и был переназначен на должность калибром поменьше, во главу Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины.
{4-}
Поначалу политики и эксперты активно прогнозировали, кто мог бы заменить Семиноженко. Затем эти дискуссии плавно перешли в другую плоскость: а именно нужен ли Украине гуманитарный вице-премьер вообще. Дальше случились всем известные события, в действие вступила Конституция 1996 года, в которой количество вице-премьеров было ограничено цифрой три.
Вновь актуальной тема гуманитарного вице-премьера стала лишь недавно: после того, как сменщик уволенного вице-премьера – министра строительства, регионального развития и ЖКХ Виктора Тихонова Анатолий Близнюк был назначен только на министерский пост, без вице-премьерского портфеля. Наши источники говорят, что сделано это было нарочно: чтобы освободить место в структуре правительства под главного по гуманитарной политике страны. То, кого именно Президент назначит на этот пост, станет довольно ярким свидетельством тех веяний, которые сейчас царят на Банковой. По большому счету, вариантов у главы государства два.
Состоянием на сегодня негласным «главным» по гуманитарной политике в Кабмине считается министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник, описывать убеждения и напоминать самые резонансные решения которого, в общем-то, нет потребности. В силу того, что нынешняя власть уделяет значительно меньше внимания далеким и слабо понятным для нее вопросам гуманитарной политики, чем, например, реальной экономики, именно персона Дмитрия Владимировича стала своеобразным лицом гуманитарной политики Виктора Януковича. Нельзя сказать, что от констатации этого факта в восторг приходят все без исключения регионалы, однако среди «бело-синих» ходят слухи, что место Табачника в Кабмине Азарова чуть ли не напрямую куплено Кремлем, поэтому лезть на рожон и портить с ним отношения не спешит никто.
Конкуренцию Табачнику, по идее, мог был бы составить Общественный гуманитарный совет, некогда созданный Анной Герман. Однако этот хурал, регулярно заседающий на Банковой, так и не смог потянуть изначально замышлявшуюся миссию и стать центром разработки гуманитарной политики Украины, сконцентрировавшись лишь на решении частных вопросах этой отрасли, и то с сомнительной эффективностью.
-- Геть від Москви!
Самым очевидным, и притом давно обсуждаемым в околополитических кругах вариантом стало бы назначение на пост гуманитарного вице-премьера Анны Герман. На посту секретаря Общественного гуманитарного совета она не единожды давала Президенту понять, что является сверхкомпетентной во всех возможных сферах гуманитарной политики. К тому же, еще с весны прошлого года она последовательно противопоставляет себя и свои убеждения политике Дмитрия Табачника.
{1-}
Конечно, учитывая неоднозначное отношение к Анне Николаевне на ее малой родине, на Галичине, поднять свои электоральные показатели на западной Украине Януковичу таким образом вряд ли удастся. Однако наличие на правительственной должности «смотрящей» за Табачником, которая могла бы тормозить наиболее одиозные инициативы министра вроде масштабного урезания госзаказа для Киево-Могилянской академии, могло бы позволить Президенту хотя бы продемонстрировать желание начать полноценный диалог с частью общественности, серьезно озабоченной гуманитарной политикой власти.
В конце концов, учитывая наблюдающееся на протяжении последних месяцев охлаждение отношений между Киевом и Москвой, постепенная смена существующего гуманитарного курса, реализовать который вполне могла бы Анна Герман, была бы вполне закономерным явлением…
Однако другое дело, что открытым остается ответ на вопрос, нужно ли это самой Анне Николаевне. Да, с одной стороны, ее позиции на Банковой, по слухам, в последнее время неуклонно ослабевают, и лишение ее формального поста заместителя главы Администрации Президента – только самое очевидное свидетельство этой тенденции. Кресло вице-премьера же выглядит куда более многообещающе, нежели довольно ординарная должность на Банковой и кресло в гуманитарном совете (которое, думается, вполне можно было бы сохранить за собой и в случае ухода в Кабмин).
Но, с другой стороны, специфика нынешней политической системы Украины как раз в том и заключается, что уровень значимости и влиятельности того или иного актера определяется не его местом в формализованной структуре властных органов, а близостью (подчас даже физической) к главе государства. Именно поэтому смена Анной Николаевной адреса политической приписки с Банковой на Грушевского может стать для нее не новым политическим стартом, а очень даже и наоборот…
Тем не менее, Анна Герман является не единственным человеком из кадровой обоймы Януковича, способным изменить лицо гуманитарной политики государства и несколько уравновесить монопольное влияние на нее со стороны Табачника. Новым профильным вице-премьером, на которого будет возложена такая миссия, по некоторым оценкам, вполне может стать нынешний министр культуры Михаил Кулыняк.
{2-}
Человек, имеющий собственные, вовсе не совпадающие с табачниковскими, взгляды на гуманитарную политику государства (подчас настолько радикальные, что одно время внутри парламентской фракции Партии регионов довольно сильной была неформальная инициатива обратиться к Президенту с просьбой отправить «отъявленного русофоба» Кулыняка в отставку) и вправду мог бы пойти на повышение. Немногие знают, что Михаил Андреевич ныне входит в ближайшее окружение Виктора Януковича и снабжает Президента советами, выходящими далеко за пределы его должностной компетенции. Повышение роли Кулыняка в правительство вполне укладывалось и в тенденцию наращивания Януковичем доли ориентированных лично на него людей в составе Кабмина, на этой неделе уже проявившуюся при назначении на пост министра ЖКХ Анатолия Близнюка…
Конечно, идеологом ограничения влияния Табачника на гуманитарную политику страны мог бы быть и кто-то третий, однако предполагать, что на этот пост может быть назначено какое-то, условно говоря, новое лицо, не приходится. Столь опытный аппаратчик, как Дмитрий Табачник, без труда «съест» любого менее опытного политика, чем он сам, и по факту будет обладать значительно большим влиянием, чем его формальный начальник. И Янукович это прекрасно понимает…
-- Табачник переходит в наступление?
Впрочем, не можем мы исключать и другого, кардинально отличающегося от описанного нами варианта развития событий. А именно – усиление позиций Дмитрия Табачника и назначение его гуманитарным вице-премьером с сохранением министерского кресла.
О вероятности такого сценария свидетельствует сразу несколько факторов.
{3-}
Во-первых, не будем забывать, что Табачник неизменно трудился на посту гуманитарного вице-премьера в обоих правительствах премьера Виктора Януковича, и, следует понимать, его работа в те времена вполне удовлетворяла действующего Президента. И, коль уж политическая конъюнктура распорядилась так, что гуманитарная сфера требует пристального внимания со стороны руководства государства и назначения на эту сферу специального куратора, то почему бы не отдать это кресло проверенному и устраивающего Президента кадру?
Во-вторых, несмотря на критику из уст Януковича, время от времени звучащую в адрес Табачника, сам он, похоже, чувствует себя на нынешней должности более чем уверенно. Уже упоминавшееся урезание бюджетных мест для Могилянки нужно рассматривать в контексте недавнего визита на торжественную церемонию вручения дипломов в этот вуз секретаря СНБО (и эмиссара группы Ахметова-Колесникова) Раисы Богатыревой. Ударить по университету, расхваленном недругом Табачника Колесниковым и Богатыревой, могло стать для Дмитрия Владимировича прекрасной сатисфакцией. Пойти на которую он мог, точно зная, что ему ничего за это не угрожает…
В-третьих, вспомним в этой связи о слухах, касающихся скорого появления в украинском политикуме нового партийного проекта, который возглавит именно Табачник – якобы таким образом Партия регионов попытается накрыть своими сателлитами как можно более широкий сегмент электорального поля (в данном случае – «охмурит» избирателей, разочаровавшихся в Януковиче как самом пророссийском политике Украины). Назначение его одним из трех вице-премьеров в таком случае могло бы дополнительно «подраскрутить» Дмитрия Владимировича как публичного политика, обеспечить его приличной стартовой площадкой перед надвигающимися парламентскими выборами.
Как бы то ни было, более пристальное внимание Президента к гуманитарной сфере жизни украинцев можно только приветствовать. Остается лишь надеяться, что произошло оно в силу личностной эволюции Виктора Федоровича, а не просто из политических соображений и стремления столкнуть или, наоборот, развести какие-то из многочисленных групп влияния в его окружении…
Коментарі — 0