Возмущаться тушками, все равно, что пенять на зеркало
Скандал в оппозиционном лагере относительно выхода ряда депутатов из своих фракций – очень сильно напоминает бурю в стакане. Для политических журналистов, экспертов и тем более самих политиков (особенно оппозиционных) в поступках ни Кутового, ни Купчака нет ничего странного.
Скандал в оппозиционном лагере относительно выхода ряда депутатов из своих фракций – очень сильно напоминает бурю в стакане. Для политических журналистов, экспертов и тем более самих политиков (особенно оппозиционных) в поступках ни Кутового, ни Купчака нет ничего странного.
Более-менее сенсационном были лишь молниеносные перебежки семьи Табаловых. Еще на стадии формирования партийных списков Батькивщины политические обозреватели принимали ставки и формировали свои списки «тушкования». Некоторые даже цену и сроки называли.
Поэтому все нынешние радикальные заявления Яценюка и прочих относительно оценки степени проституирования своих же пока еще коллег по фракции выглядят не очень серьезно и даже совсем не эмоционально. Однако не менее лукавит и Николай Томенко, говоря о том, что бороться надо не с «политическими проститутками», а с «политическими сутенерами». Дескать, не было бы в раде скупщиков голосов, так и тушек бы вовсе не было. Но это так же абсурд. Всем очень хорошо известно, что в нынешней системе политических координат оппозиционные депутаты сами вынуждены идти на тесный контакт с властью. Особенно это касается депутатов-мажоритарщиков. Без этого осуществлять депутатскую деятельность можно лишь в виде блокирования трибуны и банального законодательного графоманства. Многие так и поступают. Это касается, прежде всего, т.н. депутатов-штабистов – избранных по партийным спискам, выполняющих роль если не пушечного мяса, то как минимум интеллектуальной обслуги.
И все же феномен тушек в современной политической Украине требует более глубокого изучения. При этом уже не каждый скептик отмахнется несостоятельностью пропорциональной модели избирательной системы – два последних рецидива связывают именно с депутатами-мажоритарщиками. Примечательно, что среди наиболее обсуждаемых претендентов на предательство, не оказалось тех, кто первыми покинули корабль оппозиции. И наоборот, Татьяна Донец, которая была мишенью номер один для критиков партийного списка оппозиции, сегодня, одетая в вышиванку является едва ли не одной из самых активных женщин-оппозицонерок в парламенте.
На мой взгляд, феномен тушек мог быть возможен лишь в условиях хронически больного общества, где политическая элита не подконтрольна гражданам. Социальные раздражители украинского гражданина сегодня полностью атрофировались. Посмотрите, что за последние годы проглотил рядовой избиратель: убийство Гонгадзе, обвинения в его совершении Президента страны, обвинение в отравлении кандидата в Президенты, культурную революцию, жесточайший скандал в среде революционеров, реванш «реакционистов», политические преследования, тюремные заключение лидеров оппозиции… И после этого, вы хотите, что бы избиратель реагировал на тот факт, что кто-то голосует чужими карточками или переходит из фракции во фракцию. И главное от кого мы это все слышим? От людей за относительно недолгую политическую карьеру сменивших добрый десяток партий и политических команд?!
Итак, констатируем факт – общество не контролирует развитие политических процессов. Ему они малоинтересны. И все это при одновременном росте протестных настроений, о чем буквально каждую неделю заявляют социологи. Мы входим в фазу, когда избиратель голосует не за что-то, а прежде всего против чего-то или кого-то. Не изменив этой ситуации, не внеся в украинскую политику элемента ответственности – политики никогда не искоренят феномен тушкования.
А теперь – не менее интересная часть. Прогноз на дальнейшее развитие ситуации с тушками. Уже сегодня говорят о том, что в оппозиционных фракциях есть не менее 20 кандидатов на переход. И это пока речь идет только о «Батькивщине». Почти не тронутыми остались фракции УДАРа и Свободы.
Но и это не все. В Украине в ближайшее время состоится перевыборы в 5 проблемных округах. В каждом из них весомые шансы на победу имеют кандидаты от оппозиции, утверждающие, что именно они должны были получить долгожданный мандат. Четверо из них представляют Батькивщину (Леонид Даценко, Николай Булатецкий, Аркадий Корнацкий, Виктор Романюк), один, Юрий Левченко – «Свободу». Какова вероятность того, что пройдя в парламент эти депутаты также не станут тушками. Казалось бы – здесь-то какие могут быть варианты? Люди в борьбе не на жизнь, а на смерть бьются за депутатский мандат. И они априори не смогут предать свои материнские фракции. Однако есть ряд нюансов. Каждый из этих кандидатов имеют серьезный зуб на лидеров своих партий. Они справедливо полагают, что выбор их избирателей не был защищен в центре. Многие не только этого не скрывают, но и публично заявляют о своих претензиях. Так было и в случае с Корнацким, и с Даценко и с Булатецким. Последний совсем недавно на сессии городского совета публично выдал сакраментальное: «Партия – мне не указ». Другой Черкасский оппозиционер - Леонид Даценко - повелся на предвыборную провокацию и на скрытую камеру заявил, что подмочить репутацию Яценюка – «святое дело».
И вот возникают закономерные вопросы - каким образом лидер фракции «Батьквищина» собирается контролировать таких депутатов в будущем. Однако вполне резонны и другие вопросы – будет ли считаться исход таких депутатов из фракции предательством? Ведь не секрет, что как минимум двоих из 5 нынешних оппозиционных кандидатов придется заменить. Существует информация, что по одному из черкасских округов, будет выдвинут лишенный мандата адвокат Тимошенко Сергей Власенко. Также остается открытым вопрос баллотирования и других видных оппозиционеров, не попавших в списки – в частности Юрия Луценко.
В связи с этим, вопрос «тушкования» останется как никогда актуальным. И в преддверии объединительного съезда «Батькивщины», «Фронта змин» и ПРП он не только не снимается, но и приобретает сакраментальный характер. Ведь не зря письмо к Тимошенко появилось буквально за неделю до оппозиционного самопоглощения.
Коментарі — 0