Олексій Голобуцький Заступник директора «Агентство моделювання ситуацій»

Дамоклов меч над местной радой

Если парламентские силы получат большинство в региональных советах, то местное самоуправление в Украине де-факто может исчезнуть

Если парламентские силы получат большинство в региональных советах, то местное самоуправление в Украине де-факто может исчезнуть

Согласно результатам последних социологических опросов, Верховная Рада Украина пользуется наименьшим доверием граждан по сравнению с другими органами центральной власти. К такому «успеху» высший законодательный орган привели те, политические силы, которые в нем сейчас заседают. Теперь эти же партии намерены получить большинство депутатских мандатов и в местных советах. В итоге достаточно высокий авторитет городских и областных советов рискует точно так же сойти на нет. Крупным партиям, по большому счету, незачем прислушиваться к мнению народа, ведь они и так контролируют основные рычаги управления государством.

Все прекрасно знают, как формируются списки кандидатов в депутаты от больших партий в регионах. Если опустить все подробности, то эта процедура выглядит приблизительно так: руководитель местной ячейки заносит в список своих близких соратников, родственников или сотрудников, за определенную плату получает благословение из «центра» и со спокойной душой идет на выборы. Все остальное за эту «команду» должен сделать раскрученный рейтинг партии и подконтрольные ей СМИ. Понятно, что качество кадров при таком отборе не поддается никакой оценке. Эти люди в большинстве своем не то, что не умеют управлять местным хозяйством, а часто не знают даже границ своего округа. Так что в городском или областном совете им не остается ничего иного, как выполнять четкие указания «смотрящих» от центрального руководства.

Перспектива превратиться в безинициативных исполнителей воли вождя после выборов 25 октября нависнет над большинством представителей крупных партий в местных органах власти. Ведь проект децентрализации, который сегодня активно проталкивают власти, в нынешнем ее виде является скорее псевдореформой. Ее основная цель – выстроить четкую вертикаль власти, в котором местные советы будут беспрекословно следовать указаниям сверху.

Засилье в органах местного самоуправления людей, которые будут работать в русле, заданном из Киева, может привести к тому, что у граждан просто заберут право на представительство в местных органах самоуправления. Ведь сегодня, по сути, в стране нет политических сил, нацеленных на работу в регионах, партий, состоящих из местных патриотов. Тех управленцев и хозяйственников, которые сегодня намерены работать на благо родного города и села, не мечтая завтра оказаться в кресле нардепа. Пожалуй, кроме «Нашего края», который выдвинул почти сотню кандидатов в мэры, да еще нескольких партий, вспомнить-то и некого.

Между тем отсутствие таких патриотов малой родины в новых радах может обернуться настоящим коллапсом. Хозяйственников, которые разбираются в проблемах на местах и готовы годами работать на их решение, в новых радах может оказаться катастрофически мало. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность проведения внеочередных парламентских выборов, а это значит, что попавшие в местные советы от парламентских партий депутаты до выборов в Раду будут работать на своих киевских боссов. Но уже после подведения результатов парламентской гонки эти депутаты могут быстро сменить политический окрас, чтобы подстроиться под новую конъюнктуру.

В первую очередь, такой кадровый состав новых органов местного самоуправления может привести к проблемам с принятием местных бюджетов на 2016 год. Людей, которые разбираются в тонкостях местных бюджетов, в командах крупных политических игроков не так уж и много. А значит, на программах социального и инфраструктурного развития регионов можно будет ставить жирный крест.

Во-вторых, ориентация представителей крупных партий на местах исключительно на команды из центра, где плохо разбираются в особенностях развития регионов, может привести к хаосу в самых разных сферах, начиная от ЖКХ и заканчивая притоком инвестиций. Примеров того, чем может обернуться для регионов пренебрежение опытом местных хозяйственников, в Украине достаточно. К примеру, в Черновцах в 2011-м году по указке из центра подконтрольные столице местные депутаты сместили с должности городского главу. В 2013-м такой же фокус провернули в Черкассах. В итоге власть в этих городах закрепилась за представителями Киева, а приток инвестиций в регионы моментально упал на 10%.

Для исполнителей, руками которых Киев решает кадровые задачи на местах, потери инвестиционной привлекательности ничего не значат – зачем работать на перспективу, если никто из них не собирается долго засиживаться на своем месте. Ведь большинство участников выборов мечтают о том, когда из региональной политической лиги их переведут в премьер-лигу и наградят «хлебной» должностью. Что же касается проблем на местах, то люди уж как-нибудь разберутся. Если, конечно эти самые люди не пойдут на выборы с желанием отдать голос за реального местного лидера, а не за протеже крупной партии. Ведь в случае победы патриотов родного края большая политика проиграет, зато наконец-то выиграют регионы.

Автор - Алексей Голобуцкий, заместитель руководителя Агентства моделирования ситуаций

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: