Местные выборы как тест на зрелость избирателя
Результаты голосования станут тестом на то, насколько сознательно украинцы подходят к избирательному процессу
Результаты голосования станут тестом на то, насколько сознательно украинцы подходят к избирательному процессу
Уже этой ночью с улиц украинских городов исчезнут биллборды с лицами политиков и их предвыборными лозунгами. В день тишины, когда запрещена любая агитация, избиратель может, наконец-то, собраться с мыслями и решить, за кого же отдать голос на выборах.
По разным данным, с выбором до сих пор не определилась почти треть украинцев. Причина, по всей видимости, в том, что лишь единичные представители отечественного политикума вели местную избирательную кампанию, тогда как в целом она практически не отличалась от стандартной парламентской гонки. Те же известные лица на экранах, те же слоганы, годами отрабатываемые на выборах. Нынешние местные выборы проходят отдельно от парламентских уже второй раз подряд, но крупные политические игроки никак не могут сменить стратегию и на выборах местных говорить о местных же проблемах.
Большинство политических партий по старинке идут к избирателям с общенациональными лозунгами, больше подходящими для всеукраинской кампании. Пять лет назад Партия регионов провела кампанию под лозунгом «Строим новую страну», Тимошенко вела в местные власти «Батькивщину» со старым слоганом «Справедливость есть. За нее стоит бороться», а Народная партия призывала избирателей отдать свои голоса при помощи изображений Владимира Литвина с подписью «Выбирай нормальных». Словом, никакой погруженности в реальные проблемы регионов.
Прошло пять лет, а новые парламентские партии наступают на те же грабли: среди лозунгов нынешней кампании вновь преобладает общенациональная риторика. БПП «Солидарность» обещает сохранить страну, партия «Батьківщина» использует свой любимый конек – говорит о необходимости снижения тарифов на газ, тепло и электроэнергию. Радикальная партия Ляшко акцент сделала на обещаниях перевести Украину на потребление газа исключительно собственной добычи и продлить мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. То есть вопросы подняли актуальные, но при этом умолчали, что решить такие задачи на уровне местных советов невозможно.
Впрочем, было на этих выборах и место креативу, безгранично далекому от реальных потребностей жителей на места. Так. «УКРОП» посчитал, что для победы на местных выборах достаточно назвать себя «Партией врагов Путина» и призвать людей прийти на участки, чтобы «не позволить партии президента решить за себя». А «Объединение «Самопомич» и вовсе удивило слоганом «Люди, а не политики!», вызвав бурю насмешек вроде «Звери, а не люди!».
Вторую кампанию подряд партии пытаются въехать во власть исключительно на ресурсе узнаваемости своей политической силы. Мол, вот наши лица партии, а уж что они там обещают – неважно. В итоге львиная доля лозунгов нынешней кампании свелась к повышению зарплат, снижению налогов и победе на Донбассе. О том, кто же будет ремонтировать улицы и утеплять дома, участники выборов тактично умалчивают. Причин этому множество: и центристская структура большинства политических партий страны, и нацеленность на выполнение указаний сверху, и банальное отсутствие опыта работы. И результаты выборов должны бы стать для таких партий холодным душем: по данным различных исследований почти половина украинцев при выборе кандидата руководствуется вовсе не его партийной пропиской, а опытом и наличием программ по решению местных проблем.
Крупные партии эти, весьма очевидные, кстати, тенденции, проигнорировали. Так что во многих областях фаворитами стали политические партии, объединяющие местные элиты - тот же «Наш край» основное внимание сконцентрировал на проблемах регионального значения. Именно ориентация на местную проблематику стала залогом успеха сразу нескольких непарламентских партий, вплотную подобравшихся к преодолению избирательного барьера даже в масштабах целой страны. Глядя на растущий рейтинг партий местных элит руководство парламентских сил решило изменить и свою предвыборную риторику. Но технология не сработала. Любые телодвижения крупных политических сил способны сейчас вызвать у граждан разве что сарказм, фонтан мэмов в соцсетях или презрение. Ведь если избиратель уже понял, что его держат за дурака, то и реакция на новые лозунги будет соответствующей. Вопрос только в том, насколько осознанно украинцы на этот раз подойдут к процессу голосования. Будут ли и дальше поддерживать политиков исключительно потому, что те часто мелькаю на телешоу, или все же обратят внимание на то, с каким наборов тезисов кандидаты собираются во власть. Так что результаты голосования 25 октября станут своеобразной оценкой не столько политикам, но и избирателям. Оценкой политической зрелости последних и умения брать на себя ответственность за выбор. Ведь на кандидата, обещавшего мир на Донбассе, за плохие дороги жаловаться не пойдешь.
Автор - Алексей Голобуцкий, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций
Коментарі — 0