Росія не буде економити на маслі, щоб підливати у вогонь
Вона знову розвалює світову систему безпеки, і що отримує?
Мовою оригіналу:
Появление во Франции и Германии резолюций по отмене санкций против России авторства оппозиционных партий и симпатиков Кремля – доказательства того, каким образом Путин надеется выскользнуть из кольца санкций. Мол, Киев ничего не делает, внутренние проблемы, реформы не идут, возможны досрочные выборы, не выполняются пункты Минских соглашений. Пророссийские силы, правые, ультраправые и ультралевые используют тему отмены санкций, в том числе и для развала Евросоюза. Выходит, что тема Минских соглашений и тема Украины становятся заложниками внутренне-политических раскладов в Германии и Франции.
Меркель уже давно при власти. Всегда существует фактор усталости избирателей от определенной политической силы (по последним соцопросам рейтинг блока ХДС/ХСС упал до 32% с 41,5% полученных на последних парламентских выборах в 2013-м). Дальше, наибольшей проблемой для Меркель, а тут есть фактор России, – стали беженцы. По этому вопросу она заняла очень твердую, правильную и непопулистическую позицию. Но у Меркель в Германии есть свои популисты. В тоже время Меркель четко определилась по Путину. Это подключает Путина в игру, и в Германии для этого есть возможности. Нужно помнить, что на торговле с Россией немецкий бизнес зарабатывал шальные деньги. Речь идет о колоссальных суммах. Теперь добавляешь сюда немного пропаганды и то, что опять же происходит в Украине (с реформами) и выходит гремучий коктейль. Я бы не переоценивал здесь роль Кремля. Но я точно знаю, что Кремль не будет экономить на масле, подливая его в огонь. В Германии у Кремля есть свои союзники. Для Украины это говорит об одном: формула «время работает на нас» становится очень хрупкой. Если не сказать опасной. Мы не использовали время, чтобы реформироваться и предложить что-то новое. Есть идея привлечения к переговорам по Донбассу наших гарантов по Будапештскому меморандуму. Но в Америке сейчас выборы, у британцев – референдум по возможному выходу из ЕС. То есть, всем сейчас не до нас. И это «не до нас» будет минимум до весны. Во Франции партия Марин Ле Пен потерпела сокрушительное поражение на местных выборах. Но там же еще есть Николя Саркози и союз с ним Марин Ле Пен для Франсуа Олланда уже критичен с точки зрения позиции по России. Они же традиционные союзники Кремля. В итоге мы имеем серьезную угрозу изменения политических приоритетов во Франции и Германии.
Это о чем говорит? Украина не имеет своей проактивной позиции. У нас позиция ожидания и откровенный застой. Основным ответом Украины должны быть успешные реформы. Причем, успешные реформы дадут ответ на все: и на аннексированный Россией Крым, и на войну на Донбассе. А у нас ничего этого нет. Плюс позиция Порошенко на фоне «Панама гейта». И еще одна интересная информация была о том, как разворовывается финансовая помощь. Финансовая помощь разворовывается именно через офшоры. Я предполагаю, что тема офшоров, где (в списках) полтысячи украинцев, будет очень даже использована Россией. В этом офшорном скандале задействован и Путин, но они это могут переиграть по-своему. Тема офшоров по отношению к Украине опасна тем, что та помощь, которая приходит в Украину, крадется исключительно через офшоры. Я услышал интересную статистику, что Украина на первом месте по количеству денег, которые вымываются с офшоров из расчета ВВП на душу населения. А это страшно. И это все аргументы (для России перед Западом). А чтобы с этим бороться, нужны реформы, которых нет, и мы снова ходим по кругу. Если бы мы гребли, что-то делали, можно было бы сказать: «Смотрите, мы столько сделали…». Но на фоне «Панама гейта» – это точно будет аргумент, который резко ослабит позицию Порошенко.
Сейчас, я бы начал с управления. Где у нас центр принятия решений? А нет его. То есть, у нас нет механизма принятия быстрых решений. В том числе, нет и единого центра, который бы занимался реализацией Минских соглашений. Роман Бессмертный вышел из Минского процесса. Есть Леонид Кучма, Евгений Марчук… Но это волонтерская вещь – нет государственной политики. Время уже поработало на нас. И если у нас провалятся реформы, тогда все это нам вернется в квадрате. И у союзников торговли или улучшения отношений с Россией появятся аргументы, мол, посмотрите, это коррумпированная страна. Это же не Европа, а Порошенко постоянно повторяет, что альтернативы Минскому формату нет. Когда ты повторяешь это раз, два три, год, и ничего не предлагаешь, не возникает и альтернативы. Если с нашей стороны мы сидим на берегу речки и надеемся, что тут всех смоет, то с той стороны – выборы в Америке, Германии, Франции. И, конечно же, санкции очень больно бьют по России и для Путина нужно любой ценой избавиться от санкций. Поэтому вся логика его Минского процесса сказать, что Украина не выполняет Минские соглашения. И мы уже видим откровенную раздраженность то со стороны немцев, то со стороны французов, мол, принимайте закон (о выборах на Донбассе). А дальше нужно рисовать картинку: даже если будут приняты законы, представим себе, что и полицейская миссия ОБСЕ пришла на Донбасс, и выборы прошли, и там кого-то выбрали… Но мы же прекрасно понимаем, что у Кремля всегда будет 101 причина сказать: «Вот, фашистская хунта все нарушает». И санкции уберут, а для нас это совсем не ответ на вопрос нашей безопасности. Но самое страшное или интересное, что это совсем не ответ на безопасность Европы. Возможное «успешное» завершение Минского сценария никак не дает ответ на вопрос, как быть с аннексированным Крымом и с тем, что в 21 веке произошла военная агрессия? Каким образом выполнение Минских договоренностей возвращает формулу системы безопасности в Европе? В свое время СССР развалил Лигу Наций по точно такой же схеме. Потому что Лига Наций приняла резолюцию, где четко сказано, что СССР – агрессор по отношению к Финляндии. А теперь если ООН говорит о том, что Россия агрессор, мы идем по тому же кругу, просто странные параллели. Россия снова разваливает мировую систему безопасности, и что получает? Снятие санкций? Вопрос же не стоит в формальном окончании Минских переговоров? Вопрос стоит глобально: как вернуть безопасность? А для этого нужно поставить на место Россию. Для этого нужны такие правила игры, когда любой агрессор будет знать, что это ему с рук не сойдет.
Джерело: Сегодня
Коментарі — 0