Давид проти Голіафа. Сучасна історія
Російсько-українська війна у її активній фазі триває вже півроку
Мовою оригіналу
Сегодня трудно сказать, когда именно война завершится, однако очевидно, что Украина выстояла, сохранила свою субъектность. Впрочем, есть и другие, не менее интересные выводы.
Недавние публикации в The Washington Post убедительно показали, что Россия намеревалась сменить власть в Киеве за 3 дня, атаковав для этого украинскую столицу с территории Беларуси. Правда, до Киева захватчики дойти не сумели. Российские военные устроили кровавую резню в предместьях Киева под девизом «Кто разрешил вам так хорошо жить?». Убийства мирных жителей стали далеко не единственным военным преступлением российских военных, но об этом ниже.
Констатируем сложившуюся матрицу: вместо блицкрига по «умиротворению украинцев», которые по замыслу Кремля должны были с цветами встречать вторжение российских войск, мы получили самую масштабную войну в мире в ХХІ веке. Войну, которую крупнейшее государство мира ведет против самой большой по территории страны Европы. Войну двух постсоветских республик, которая окончательно ознаменовала собой распад Советского Союза и стала Войной за независимость Украины. Противостоянием ядерной державы РФ с Украиной, отказавшейся добровольно в начале 90-х от ядерного арсенала. Совокупность этих факторов позволяет утверждать, что после завершения российско-украинской войны система мировой безопасности претерпит серьезные изменения.
Если говорить о военных итогах, то России удалось захватить Херсонскую, практически полностью Луганскую, часть Донецкой, Николаевской, Харьковской областей. Цели «специальной военной операции», очевидно, не достигнуты, но Украине нанесен ущерб в сотни миллиардов долларов. Российские военные умышленно уничтожают гражданскую инфраструктуру Украины. Процесс ее восстановления займет годы, и потребует серьезной поддержки мирового сообщества. Однако тысячи убитых военных и мирных жителей не вернуть, трудно излечить и поставить на ноги десятки тысяч раненых.
Россия потеряла в Украине более 45 тысяч военных только убитыми, Силы обороны Украины уничтожили сотни танков и бронемашин, более 200 самолетов и под две сотни вертолетов противника. Пожалуй, наиболее болезненный в военном смысле удар по самолюбию агрессора – это уничтожение двумя противокорабельными ракетами «Нептун» украинского производства ракетного крейсера «Москва». Флагман Черноморского флота РФ превратился в будущий объект изучения дайверами. Еще один драматичный эпизод войны – продолжавшаяся более 3 месяцев оборона Мариуполя, закончившаяся пленением около 2 тысяч его украинских защитников. Ему предшествовали не только ожесточенные бои, но и уничтожение российской авиацией родильного дома и драматического театра, в подвале которого прятались местные жители. Мариуполь, в котором до начала полномасштабного вторжения проживало около полумиллиона человек, превратился в город-мученик, по словам Папы Римского Франциска. Россия уничтожила уже в плену более полусотни защитников Мариуполя, продемонстрировав человеконенавистническую сущность своей государственной политики.
Отдельно нужно отметить идеологические поиски обоснования агрессии в России. Там продолжают говорить о «братском украинском народе», но при этом продвигают тезис о «нацистском киевском режиме». Этот тезис используют с 2014 года, с момента захвата Россией Крыма и разжигания войны на Донбассе. Продвигают его столь активно, что антисемитские заявления министра иностранных дел Сергея Лаврова вызвали гневный ответ Израиля. Стоит напомнить, что Президент Украины Владимир Зеленский — еврей по национальности, и это заметно подрывает стройность обвинений российской пропаганды. Она к тому же уделяет мало внимания ситуации за пределами Крыма и Донбасса, позволяя комментировать ее тамошним коллаборационистам.
С одной стороны, очевидный, с другой – отложенный во времени фактор российско-украинской войны – гуманитарная катастрофа для Украины. Более 8 миллионов граждан Украины были вынуждены покинуть пределы страны (отметим, что более 2 миллионов вернулись). Готовность Европейского Союза принимать украинских беженцев, среди прочего, определялась неверием в стойкость украинских защитников. Украина к тому же продолжает нести потери своего населения на Донбассе, где жителей оккупированных территорий принудительно мобилизуют в ряды армии захватчиков. Это также военное преступление, за которое Владимир Путин и его приспешники понесут ответственность. Украина уже начала работу над созданием международного трибунала, который позволит наказать военных преступников. Напомню, что сотни тысяч граждан Украины были вынуждены выехать в Россию, спасаясь от боевых действий, а там даже приняли процедуру упрощенного усыновления украинских детей-сирот. Наверное, со времен Гитлера человечество не знало столь циничного способа пополнения генофонда агрессора.
Россия не только использует против украинских военных тактику огневого шторма, выжигая артиллерийскими ударами целые населенные пункты в восточных областях Украины. Захватив в начале широкомасштабных боевых действий крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС, россияне превратили ее в инструмент ядерного шантажа. Они ведут прицельные обстрелы энергетического объекта, обвиняя в них украинскую сторону.
Продолжая говорить о глобальном влиянии российско-украинской войны, стоит вспомнить «зерновое соглашение», подписанное 22 июля 2022 года президентом Турции Реджепом Эрдоганом, генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем и (по отдельности) министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым и министром обороны России Сергеем Шойгу. В борьбе за украинское зерно мировое сообщество проявило куда больше гибкости, чем в вопросе защиты украинских детей, сотни которых стали жертвами российских убийц. За месяц существования зерновых договоренностей украинские порты покинуло меньше миллиона тонн зерна, что в планетарных масштабах – капля в море. Исходя из того, что срок действия соглашения – 120 дней, и Россия может торпедировать его в любой момент, рассчитывать на серьезные изменения на глобальном рынке продовольствия не стоит. Туда, отмечу, рвется Россия, стремясь вытеснить Украину из стран, с которыми давно налажены торговые отношения.
Посреднические усилия по прекращению войны между Россией и Украиной пытались осуществлять официальная Анкара (Стамбульское коммюнике, увидевшее свет в конце марта 2022 года, уже дезавуировано Украиной), и Реджеп Эрдоган пытается продолжить поиск роли посредника. Конкуренцию в этом вопросе ему пытался составить канцлер Австрии Карл Нехаммер и одиозный президент Беларуси Александр Лукашенко, но без особого успеха. Нынешняя позиция украинского руководства, опирающаяся на успехи Сил обороны Украины: переговоры с Кремлем возможны только после деоккупации незаконно занятых украинских территорий. Очевидно, включая и захваченные еще в 2014 году территории.
Стоит обратить внимание на эволюцию подходов НАТО и ЕС к оказанию помощи Украине. Если до 24 февраля поставлялось преимущественно противотанковое вооружение, то после 50 дней боев западные союзники начали оснащать Украину 155-миллиметровыми гаубицами, крайне необходимыми Вооруженным Силам Украины. В середине лета украинские военные начали получать РСЗО HIMARS, позволившие им уничтожить более 100 складов с боеприпасами и нанести значительный урон коммуникациям оккупантов. Стоит напомнить и о формате «Рамштайн», объединившем для оказания военно-технической помощи Украине более 50 государств. Лидером в вопросе помощи Украине являются США, еще до вступления в силу закона о ленд-лизе поставившие Украине вооружения и амуниции на сумму более 10 миллиардов долларов. Показательно, что военную помощь Украине впервые в своей истории стал оказывать и Европейский Союз. Кроме того его страны приняли несколько пакетов антироссийских санкций, включая эмбарго на покупку российской нефти.
Украина в рекордный срок (всего около около трех месяцев в первом полугодии 2022 года) сумела пройти путь от подачи заявки на получение статуса кандидата на членство в ЕС до его получения вместе с Молдовой. Грузия не смогла убедить Европейскую Комиссию, что соответствует критериям членства. Очевидно, что европейская интеграция Украины не будет стремительной, но станет необратимой, а ЕС заинтересован стать одним из главных игроков в деле восстановления Украины. И это – также один из главных итогов российско-украинской войны.
Есть и еще один факт глобального звучания: Финляндия и Швеция подали заявку на вступление в НАТО, которую оперативно приняли к рассмотрению. Показательно, что страны, сумевшие сохранить нейтралитет в годы холодной войны, на этот раз решили не рисковать. Пока главной преградой на пути их евроатлантической интеграции является Турция, и это позволяет говорить о том, что гибридность не исчезла из мировой политики.
Украинско-армянские отношения за последние полгода практически не развивались. Наверное, Киев и Ереван должны сделать ставку на формирование качественно нового диалога после завершения боевых действий, когда будут восстановлены коммуникационные и торговые возможности. В Украине ощущают солидарность армянского народа, а поражение России приведет к изменениям на Южном Кавказе.
Война Украины и России напоминает противостояние Давида и Голиафа. Она сняла немало вопросов с повестки дня европейской и мировой политики, показала жизнеспособность Украинского государства. Показала способность миллионов граждан Украины сплотиться ради защиты своего государства. Завершается процесс формирования современной украинской политической нации, жаль, что за него приходится платить столь дорогую цену.
Коментарі — 0