Волонтер по освобождению заложников рассказала о том, как война меняет людей
Экс-министр культуры, волонтер по освобождению военнопленных Оксана Билозир в интервью «Главкому» рассказала о том, как война меняет людей.
Билозир рассказала о том, как она стала волонтером по освобождению военнопленных.
«Кроме того, свою роль сыграл и тот факт, что я имею статус участника боевых действий. Я дважды была на Афганской войне, поэтому для меня это не является чем-то неожиданным и новым. Я поднимала боевой дух, ехала туда с украинской песней и никогда не думала, что дети тех людей будут сейчас проливать свою кровь за Украину. Тогда меня называли «белой Ханум», я никогда не пряталась за броню, говорила, что если мне на роду написано, то встречу смерть в лицо, а не в спину. Война очень меняет людей, а я уже прошла эту трансформацию и была готова к тому, что там происходит, как это выглядит, к моральным вещей, которые трудно осознать, увидев их впервые», - рассказала Билозир.
По его словам, именно афганцы по эту и по ту сторону фронта стали коммуникационном звеном.
«Также мне удалось наладить контакт с различными группировками, которые есть на оккупированных территориях, совместно с которыми мы готовили предложения по обмену. Конечно, без участия СБУ это было бы невозможным: они мне обеспечивали сопровождение, защиту, обменный фонд. Наше продуктивное сотрудничество продолжалось до момента, когда начались очень большие обмены. Мы освобождали по 20-30, или хотя бы по 5 человек, но потом подходы изменились», - рассказала волонтер.
По ее словам, возникли проблемы из-за того, что в Минских договоренностях есть пункт об обмене пленных по формуле «всех на всех».
«Однако, что это значит и какие механизмы такого обмена расписано не было. Другие позиции, например, отвод тяжелой техники были четко регламентированы: на сколько километров, на какую территорию и тому подобное. Также накопились военные события и с обменами стало чрезвычайно трудно», - объяснила Билозир.
Она рассказала, что сейчас работает с группой волонтеров «Патриот».
«Эти люди в основном живут на территории Краматорска, Славянска и они вхожи на оккупированные территории. Несмотря на очень сложные условия мы все равно стараемся извлекать наших пленных. Сейчас мы занимаемся киборгами. Пятерых уже вернули домой, потом освободили еще пять заложников, двух из которых я пыталась вытянуть уже два месяца, переводила из списка в список», - рассказала экс-министр культуры.
Она отметила, что фактически она открыла обмен с «ЛНР», ведь они изначально не выходили на контакт, к тому же, там много разных группировок, которые не подчинялись «центральной власти».
«Именно там нашлись афганцы. Мы с ними начали обмены и уже с начала сентября вышли непосредственно на Луганск, что расширило доступ к нашим заложников. Они просто живут на этих территориях и не приняли ни эту, ни другую сторону. Благодаря тому, что они прошли военные действия, но не участвуют в конфликте сейчас, именно они были определены на территориях «ЛНР» и «ДНР» главными переговорщиками. Они забирали людей, которые находились на украинской территории, а взамен отдавали военнопленных», - рассказала Билозир.
Коментарі — 0