Американский космический беспилотник вернулся на Землю

Завершился первый испытательный полет беспилотного космического аппарата военно-воздушных сил США. Проведя семь месяцев на орбите, Х-37В снизился в автономном режиме, а затем приземлился на военной базе Ванденберг в Калифорнии. Это было первое в истории американской космической программы возвращение в атмосферу и посадка корабля на «автопилоте».

«Нам очень приятно, что выполнены все задачи, поставленные для орбитальной части первой миссии», - говорится в заявлении начальника проекта подполковника Троя Джиза. Представитель авиабазы Ванденберг Джереми Эггерс сообщил, что предполагается вернуть Х-37В в космос весной 2011 года.

Экспериментальный космоплан многоразового использования построен компанией Phantom Works, входящей в корпорацию Boeing. Он обладает крыльями и внешне напоминает уменьшенную орбитальную ступень американского шаттла. По некоторым данным, масса Х-37В - около 5 тонн, длина - примерно 8,8 метра, размах крыльев - 4,6 метра.

Компания-производитель пообещала не раскрывать подробности полета и адресовала любопытных к заказчику - Управлению оперативного развертывания ВВС США.

Об этом эксперименте, окруженном завесой секретности, известно немного. В частности, представитель ВВС США Энджи Блэр сообщила на 26-м Национальном космическом симпозиуме, что Х-37В предназначен для проведения широкого спектра экспериментов. Одной из задач его первого полета, по утверждению Блэр, является проверка технологий, позволяющих производить космические аппараты длительного срока эксплуатации с возможностью многократных автономных взлетов и посадок. Космоплан, по словам представителя ВВС США, способен в течение одного полета провести на относительно низкой околоземной орбите до 270 дней.

Тем не менее, остаются засекреченными ряд характеристик испытательного аппарата, бюджет программы и даже местонахождение центра управления полетом.

Программу X-37B вначале вело Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), но позже она перешла под руководство секретного подразделения ВВС США.

Заказчик программы и ее общая секретность позволяют предположить, что запуск X-37B может быть вызван давним желанием американских военных создать универсальный маневренный космический аппарат быстрого реагирования.

Сейчас космические аппараты военного назначения занимаются в основном лишь выполнением разведывательных и наблюдательных задач, однако логика развития космической военной техники предполагает появление космопланов, способных нести вооружение и наносить удары из космоса по наземным целям.

Американские эксперты признают, что испытания X-37B могут вызвать обеспокоенность других стран, заинтересованных в освоении космоса, в том числе России и Китая. Действительно, начало этого эксперимента вызвало серьёзную обеспокоенность российских военных. «Вашингтон выполняет ту программу, которую наметил, декларируя лозунг: «Кто владеет космосом, тот владеет миром», - заявил в апреле агентству «Интерфакс» бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков. «В США давно поняли, что все эти силы должны быть в одних руках. Теперь ВВС США от Земли до большого космоса, по сути дела, будут иметь возможность выполнять свои задачи. А это значит, что они будет способны в течение короткого времени нанести удар при отсутствии должного противодействия», - сказал Корнуков.

Американцы заявляют, что секретность программы не выходит за рамки обычных в таких случаях норм и вызвана экспериментальным характером испытаний. Несколько лет назад НАСА пришло к выводу, что космические челноки многоразового использования слишком сложны и дороги, и вернулось к разработке космических кораблей типа Orion, способных выполнять не более двух-трех полетов. В 2004 году дальнейшие разработки шаттлов были исключены из бюджета американского аэрокосмического агентства.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: