Лидер «Батькивщины» решил нырнуть в народ и перехватить инициативу у Кличко
Традиционное ежегодное бдение оппозиции под памятником Шевченко в день рождения украинского поэта запомнилось обещанием Арсения Яценюка идти в народ, который попросили вставать. СМИ поспешили распространить заголовки типа «Яценюк готовит народное восстание».
«На следующей неделе мы поедем проводить народные вече, поднимать людей и обращаться к ним с одним: «Никто нас никогда не преодолеет. Мы сильны, и идем вперед к победе». Такое вещал Арсений Петрович с подножья памятника.
Разговоры о том, что эта власть еще со времен Майдана страшно боится народного гнева, свидетельством чему – многочисленная президентская охрана и «межигорский» забор, оппозиция повторяет как мантру. И стоит народу чуть поднажать, как вся вертикаль Януковича развалится, как карточный домик, вознеся на престол более достойных. Но до сих пор оппозиционеры с горечью констатировали апатию людей, разочаровавшихся во всех политиках, и о новом Майдане упоминали скорее в контексте ностальгии по старому. Тем более что нынешняя власть до паранойи и зубовного скрежета закалена 2004-м годом и сейчас точно не упустит возможности вовремя «дать революции в морду».
«Мы готовы пожертвовать всем для того, чтобы каждый гражданин в этой стране знал – он здесь руководит…», – сказал Яценюк, фактически повторив навязший в зубах тезис Виктора Медведчука «Страной руководишь ты!». Слова красивые и правильные (хотя тот еще вопрос – чем именно готов пожертвовать Арсений), но что дальше?
Сегодня Яценюк и Олег Тягнибок, также пообещавший «народную мобилизацию», провели пресс-конференцию, где детализировали свои намерения. Итак, акция будет называться неоригинально – «Вставай, Украина!» и охватит по очереди все областные центры. Озвученные задачи акции – градус поднятия революционности украинского общества, выявление народного актива, который, если что, был бы готов к радикальным действиям, презентация своего социально-экономического пакета и программа максимум – смена нынешней власти. Кульминация акции – 18 мая в Киеве, где планируется всеукраинский марш. Ожидают, что к акции присоединится и Виталий Кличко, который отсутствовал что возле памятника Шевченко, что на сегодняшнем брифинге.
В самом «Ударе», по информации «Главкома», идею похода в народ восприняли весьма прохладно. После удачного блокирования парламента, кличковцы хотят закрепить за своим лидером статус главного оппозиционера, и играть в чужих спектаклях не собираются. Поэтому не исключено, что Кличко так и не появится на Вече. По крайней мере на первых порах.
-- «Майдан начался не сразу»
В оппозиции не скрывают, что так называемые «народные вече», в ходе которых депутаты будут встречаться с народом и что-то ему объяснять, – это лишь начальный этап перед чем-то. Непонятно еще чем.
«Майдан тоже начался не сразу, – напоминает Андрей Павловский из «Батькивщины». – Ему предшествовали акции протеста еще с 2000-го года – «Украина без Кучмы», «Повстань, Украино!»… Шаг за шагом они привели к кульминации. Сейчас тоже надо начинать с маленьких «майданчиков». Каждый депутат, закрепленный за конкретным округом, должен честно работать с людьми, встречаться с ними, объяснять им, что происходит в стране. На первом этапе достаточно будет привлекать к встречам местных моральных авторитетов и общественных активистов, которых люди знают, а потом эти вече постепенно выльются во всеукраинскую акцию».
На вопрос, не боится ли оппозиция фальстарта задолго до президентских выборов и выпустить пар в трубу, Павловский отвечает, что крышку сорвать может и раньше 2015-го, а социальный взрыв зародится как раз в «бело-голубом» поясе: «То, что у людей накипело, и напряжение только растет, я сам увидел недавно, встречаясь с громадой в Николаевской области. А это базовый регион ПР! Рано или поздно социальный взрыв будет, и есть такое ощущение, что начнется все именно с Востока Украины».
Тем не менее, свои первые вече оппозиция проведет в более комфортных для себя регионах – с четверга по субботу соответственно в Виннице, Ужгороде и Львове, потом будет сессионная неделя и через неделю – новые города. Надо сказать, что проведение разнообразных «вече» довольно привычно для «Свободы», пусть ранее она занималась этим в несколько ином формате.
«Нам проще – наши депутаты и так ездят по регионам, чтобы максимально информировать украинцев, – говорит «свободовец» вице-спикер Руслан Кошулинский, уже предрекший, что этот парламент не заработает до перевыборов. – Такая форма взаимоотношений «очі в очі» является на сегодня наиболее эффективной».
Кошулинский подчеркивает, что суть этих вече – правдивое информирование и донесение позиций: «Представители оппозиции должны почувствовать настроения народа – насколько это сегодня нужно, какие вопросы актуальны для громады. Понятно, что никто сейчас не объявит, что завтра-послезавтра будут такие-то революционные шаги».
-- «Народное восстание не нужно объявлять»
Впрочем, у «профессиональных революционеров» нынешние потуги оппозиции вызывают массу вопросов. «Вече – это форма народных собраний, куда делегируются уполномоченные лица, которые собираются в соответствующем месте и что-то оглашают, – говорит один из командиров Майдана-2004 Владимир Филенко. – Если же обычные встречи с избирателями называть вече, то лично мне это не до конца понятно. Посмотрим, что из этого получится, но если народ захочет восстать, он может сделать это и без оппозиции».
Куда больше претензий у другого «ватажка» Майдана Тараса Стецькива.
«Первый вопрос – что наша оппозиция делала первые пять месяцев после выборов? – начинает загибать пальцы Стецькив. – Неужели, когда у оппозиции «сбили» пять депутатских мандатов, не было ясно, к чему все идет? Нужно было на протяжении зимы вести подготовительную работу, а сейчас призыв выглядит спонтанным и неподготовленным.
Второе. С какими требованиями людям предлагается выходить на народные вече? Оппозиции нужно объявить основные требования, под которыми она собирается выводить людей на улицы. А вообще несерьезно кидать в эфир слова о каком-то народном восстании. Представьте, что мы бы в марте 2004-го объявили, что готовимся к Оранжевой революции, – кто бы на нас серьезно посмотрел? Народное восстание нужно не объявлять, а реально проводить, и по факту люди все сами поймут. Такие вещи не объявляются на митингах, на которые пришло две-три тысячи человек, а серьезно готовятся технологично и идейно».
Стецькив переживает, что если у оппозиции нет четкого плана действий, то нынешние призывы повиснут в воздухе и могут привести к прямо противоположному результату:
«Грозный призыв и его нереализация деморализуют людей так, что лучше бы его вовсе не было. Я не хотел бы, чтобы очередной призыв оппозиции идти в народ закончился пшиком».
-- Побег из ловушки
Некую пока что размытость месседжей, с которыми оппозиция собирается идти к людям (как и, откровенно говоря, причин блокирования парламента), можно было бы объяснить началом кампании – то ли президентской, то ли парламентской, в зависимости от дальнейшего развития событий в той же Раде. Сейчас главное – ввязаться в новую игру, а там будет видно.
Политолог Вадим Карасев считает, что оппозиция подалась в народ не с какой-то продуманной стратегией, а от безысходности – просто в парламенте ей уже делать нечего.
«Они поняли, что парламентская политика не приносит успеха, – говорит Карасев. – Неработающий парламент для оппозиции – это просто ловушка, которой она скована и не может решать в нем свои задачи. Нынешние заявления Яценюка и других – симптомы того, что оппозиция понимает – парламентскими методами задач не решить».
Тянут ли нынешние оппозиционные лидеры на революционных вождей – другой вопрос, равно как и есть ли им что сказать людям.
«Для оппозиции важно придумать хороший мобилизующий лозунг, потому что люди сейчас демотивированы, – думает политолог. – «Свобода Власенко, Тимошенко и Луценко» – не подходит, «против Януковича» – тоже есть вопросы. Нет пока мегаидеи, которая смогла бы мотивировать людей на активное участие в уличной политике. Когда она появится, то появится и навигатор – что делать дальше. Народные вече – может, и вариант на нынешнем безрыбье, но это не решает задач оппозиции».
Очевидно, что, помимо главной задачи оппозиции – смены власти на себя, ей нужно ставить перед собой массу задач тактических. Но тупиковая ситуация с блокадой парламента, многоголосье мнений в оппозиционном триумвирате и обоюдные подколки вкупе с ревностью за лидерство пока не создают впечатления не только решения, но даже постановки единых задач. Кто знает, может, на «народных вече» народ подскажет?
Коментарі — 0