Как олигарх от «Самопомочи» решает свои бизнес-задачи за счет теневых схем в продовольственной госкорпорации
16 апреля Министерство аграрной политики и продовольствия объявит итоги конкурса на должность председателя Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ). На первый взгляд ситуация очень даже положительная, ведь «открытый» конкурс – часть масштабной кампании в различных ведомствах по обновлению руководства государственных компаний. Однако в сегодняшних условиях контроль над ГПЗКУ - это решение проблем одного человека - народного депутата от «Самопомочи» Ивана Мирошниченко.
Украинско-китайский продовольственный контракт находится под угрозой срыва, а Киеву грозят многомиллиардные убытки. Причина - амбициозные планы народного депутата, многолетнего советника министров АПК и народного депутата от объединения «Самопомич» Ивана Мирошниченко выдавить с этого направления ГПЗКУ и самостоятельно обеспечивать жителей Поднебесной кукурузой, ячменем и другими зерновыми. Украине осталось получить от китайцев еще около $1,5 млрд. кредитного финансирования, которое должно быть направлено на закупки зерна для поставок в Китай, а также техники китайских производителей и для строительства и ремонта инфраструктуры, которая обеспечит своевременность поставок. Имея на руках необходимые документы, редакция смогла восстановить всю схему, которая даст возможность Мирошниченко не только «вписаться» в украинско-китайское соглашение, но и оставить страну в убытках на $4-5 млрд.
-- Шаг №1. Свой человек в системе
Схема начала формироваться сразу после назначения нового правительства и прихода в кабинет главы аграрного министерства предпринимателя Алексея Павленко. Его на этот пост выдвинула «Самопомич» и, как оказалось впоследствии, неспроста. Прежде чем возглавить министерство, он, среди прочего, был одним из партнеров закрытого инвестфонда Pharus Assets Management. Учредителем фонда в свое время выступил Иван Мирошниченко. Глаз на возможности ГПЗКУ в украинско-китайском сотрудничестве он положил еще при предыдущем режиме, активно работая советником у министра АПК Николая Присяжнюка. Важно также понимать и предыдущую биографию и связи Мирошниченко. Он работал вице-президентом Cargill, а также был главой представительства швейцарского зернотрейдера Noble Resources в Украине. При этом ни со швейцарцами, ни с другими мировыми зерновыми гигантами, он отношений не рвал. Для Украины это, к сожалению, плохой сигнал. Естественно, Павленко и Мирошниченко - далеко не чужие люди. Более того, Мирошниченко в «команде» играет первую скрипку.
На стороне команды Павленко-Мирошниченко якобы играет также глава конкурсной комиссии, первый замминистра Ярослав Краснопольский. Он уже засветился в скандальных конкурсах по назначению руководителей «Укрспирта» и Нежинского КХП, где реального прозрачного отбора так и не произошло. Его роль в конкурсе на главу ГПЗКУ - обеспечить назначение нужного Мирошниченко и Павленко человека, который бы загнал корпорацию в банкротство, освободив путь для частного бизнеса Мирошниченко.
Таким человеком до недавнего времени считался Валерий Томиленко. Сегодня он и.о. главы корпорации. Вместе с Иваном Мирошниченко они длительное время работали вместе в компаниях Cargill и Glencore. Однако вначале апреля против Томиленко было возбуждено уголовное дело по факту заключения контрактов с убытками для государственной казны в декабре 2014 года (о ней подробнее ниже). Поэтому «команда» сделала ставку на другого бизнес-партнера Мирошниченко - владельца компании «Сельхозпродукт» Юрия Бондарчука. По некоторым данным «Сельхозпродукт» является совместной собственностью Томиленко, Бондарчука и Мирошниченко. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что когда компания приобрела несколько лет назад Киевскую макаронную фабрику, Томиленко был ее «кризисным» руководителем на переходной период от одних владельцев к другим. Таким образом в любом случае руководить госкорпорацией намерены поставить марионетку Мирошниченко.
-- Шаг №2. Дискредитация ГПЗКУ как стороны китайского контракта
Ключевая тактическая задача Ивана Мирошниченко - вынудить ГПЗКУ либо самостоятельно либо через ее китайских партнеров уйти с направления поставок зерновых в Поднебесную. Для этого была развернута целая кампания по дискредитации госкорпорации как несостоятельного партнера, не способного нормально вести бизнес. Вот несколько примеров умышленных действий Томиленко и «команды» Мирошниченко, направленных на это.
1. Контракты в убыток
Дело, которое было возбуждено против Валерия Томиленко, касается контракта от 24 декабря 2014 года. Корпорация решила на деньги китайцев приобрести у Noble Resources (помним, что к нему имеет отношение Мирошниченко) 55 тыс. тонн кукурузы для поставки в Китай по цене $238,5 за тонну. При этом контракт с китайской государственной корпорацией ССЕС предполагает закупку у Украины кукурузы по цене не выше $223 за тонну. Таким образом, только сам контракт со швейцарцами уже нес в себе убыток для Украины на $852 тыс. Интересно, что в ходе отработки проекта договора управлением финансовых рисков и сопровождения деятельности ГПЗКУ были предоставлены предостережения относительно убыточности данного контракта. Но Томиленко их проигнорировал.
В рамках этого соглашения ГПЗКУ перечислила Noble Resources около $7,3 млн в качестве предоплаты из общей суммы в $13,1 млн, но до сих пор так и не получила ни одного документа, который бы подтверждал право собственности корпорации на приобретенное зерно. Фактически сумма, эквивалентная около 180 млн. грн., была просто подарена швейцарцам, тесно связанным с Мирошниченко.
Китайцы вначале февраля напомнили о необходимости передавать им зерно. Но так и не получили ответа. Все это время министр Павленко делал вид, что не замечал происходящего. И только когда в конце февраля Минэкономразвития по представлению фискальной службы временно приостановило внешнеэкономическую деятельность ГПЗКУ, стало понятно: дело пахнет дурно. Впрочем, судя по всему, «команде» Мирошниченко удалось отделаться легким испугом. Например, доподлинно известно, что им сошло с рук игнорирование письма Главного управления МВД по борьбе с организованной преступностью, которое по поручению Генпрокуратуры решило запросить копии документов по этому делу. Не исключено, что следователи закрыли глаза на потенциально скандальную тему, получив весомые аргументы другого рода.
Махинации в ГПКЗУ касаются не только кукурузы, но и ячменя, который также должен был поставляться в Китай в рамках большого межправительственного контракта. В феврале 2015 года Томиленко заключил сразу два договора об отгрузке 20 и 50 тыс. тонн ячменя на общую сумму более $16 млн. с компаниями Minermet S.A. и Sinopharm Fortune Way Company. И хотя ячмень был приобретен за деньги китайского кредита, контракты были подписаны без согласования с Эксимбанком Китая и китайской корпорацией ССЕС что грубо нарушает условия генерального кредитного договора. Фактически своими действиями Томиленко создал основания для возможности инициирования китайцами перед Банком Китая вопроса о расторжении кредитного договора, возврата украинским контрагентом всей неиспользованной суммы, превышающей $1 млрд., и применение штрафных санкций. Кроме того, государство, как гарант по кредитному договору, кроме экономических, понесет значительные репутационные убытки, что может негативно отразиться на дальнейшем сотрудничестве не только с Китаем, но и с международными финансовыми учреждениями.
2. Злосчастное Приложение №3
В марте 2015 года в Китай отправилась делегация во главе с Краснопольским, а в составе ее был и Мирошниченко. Первоначально визит планировался как рабочий, собирались обсуждать текущее выполнение поставок по генеральному соглашению. Но вот в какой-то момент украинская делегация, без согласования с правительством, МинАПК, Минфином, Минэкономразвития, Укрэксимбанком, без поручений, предписания и директив предложила китайской стороне так называемое «приложение №3» к Генеральному соглашению между ГПЗКУ и ССЕС. Этим предложением на втором году плодотворного двухстороннего сотрудничества менялось сразу несколько ключевых позиций «большого контракта». Так, если ранее за ориентир цены бралась внутренняя китайская цена (премиального рынка, куда стремятся все зернотрейдеры мира) по индикации Дальянской биржи (Китай), то с подписанием нового документа за ориентир берется цена украинского рынка «минус» $5 на тонне кукурузы. Разница в цене на Дальянской бирже и украинском базисе составляет более, чем 2,5 раза. При цене на Дальяне $400, украинская экспортная цена - на уровне $170. Даже с учетом логистических издержек, речь идет о понижении цены минимум на$100 на каждой тонне. Что в перспективе 13 лет действия контракта составит те самые $4-5 млрд. убытков, о которых шла речь вначале.
С одной стороны, это похоже на головотяпство. И украинцы даже попробовали сделать вид, что хотят вернуть ситуацию на круги своя. В Китай был отправлен Томиленко, целью которого было переубедить партнеров в поспешности предложения. Результат был отрицательным. В распоряжении редакции есть письмо китайской корпорации ССЕС, согласно которому китайцы считают Приложение №3 вступившим в силу и получившим поддержку китайского правительства. С другой стороны - если знать о скрытых мотивах конкретных участников переговоров, то ситуация складывается достаточно логично. Следующий шаг - исключение ГПЗКУ из продовольственных контрактов с Китаем, поскольку на подписанных условиях можно доторговаться с Поднебесной до того, что нечем будет давать сдачу. Предварительный запрет на внешнеэкономическую деятельность госкорпорации команде Павленко-Мирошниченко уже подмахнули в Минэкономразвития.
3. Корпорация кредитует частный бизнес
Еще одно направление «работы» - это формирование задолженности перед ГПЗКУ как по поставке зерновых, так и по оплате отгруженного ею товара. Со стороны должно создаваться впечатление, что финансовыми потоками корпорации управляют или марсиане или трехлетний ребенок. И это должно натолкнуть нужный сегмент общественности на мысль о безнадежно неэффективном менеджменте. Исполнять эту партию в трагикомедии авторства Ивана Мирошниченко будет Юрий Бондарчук. Он уже начал эту работу со взаимодействия «Сельхозпродукта» и ГПЗКУ.
В частности, на предприятия «Сельхозпродукта» («СПП-Агро», «Васильковхлебопродукт») была переведена предоплата более 160 млн. грн. через схему залоговых складских свидетельств. Но в отличие от предыдущей ситуации с швейцарским трендером, зерно в Китай не отгружалось, а сбывалось, по всей видимости, другим крупным международным трейдерам. С ними у Мирошниченко хорошие отношения еще со времен бизнес-прошлого.
Таких примеров множество. Накапливая товарные и денежные долги перед госкорпорацией (как в свое время перед Аграрным фондом), Мирошниченко, Томиленко и Бондарчук планируют обанкротить «Сельхозпродукт», тем самым зафиксировав прибыли от незаконных операций. Злые языки поговаривают, что Мирошниченко не печется об ответственности, поскольку оставшейся каденции парламента с лихвой хватит, чтобы покрыть сроки исковой давности. Если ГПЗКУ под руководством его бизнес-партнера вообще будет с кем-то судиться.
4. Внутренний саботаж
Показательным подрывом украинско-китайского межгосударственного сотрудничества Томиленко с подачи Мирошниченко и при молчаливом согласии Павленко и Краснопольского занимался не только не внешнеэкономическом направлении, но и внутри страны. В частности, по данным материалов, имеющихся в распоряжении редакции, Томиленко необоснованно и единолично принято решение о прекращении финансирования предусмотренных расходов в размере 40 млн. грн. на ремонт техники и производственных помещений филиалов ГПЗКУ. Что сделает невозможным своевременную подготовку элеваторов и складов к принятию и хранению зерна урожая 2015 года.
Кроме того, и.о. руководителя корпорации уже объявил об отказе от форвардных закупок зерна урожая 2015 году у отечественных сельхоз товаропроизводителей. Это, кроме срыва государственной программы поддержки отечественного товаропроизводителя, приведет к невыполнению корпорацией условий кредитного договора, в части использования кредитных средств на приобретение сельскохозяйственной продукции у украинских производителей. А ведь у них только в 2015 году ГПЗКУ должна закупить более 5 млн.т. для экспорта в КНР. Также Томиленко полностью остановлено мукомольное производство ГПЗКУ, а остатки муки выводятся на предприятия Бондарчука, в том числе, и на упомянутую выше Киевскую макаронную фабрику.
-- Шаг №3. Организация собственных поставок
Дискредитируя с украинской стороны ГПЗКУ как поставщика, группа Мирошниченко-Павленко преследует и еще одну цель - убрать с китайской стороны ССЕС. В прошлом году через эту связку прошло более 50% импортируемой Китаем кукурузы. Этоне устраивает COFCO – крупнейшего оператора-импортера сельхозпродукции на китайский рынок. А Noble Resources – соучредителем дочки которого в Украине является Иван Мирошниченко, само заинтересовано по максимально возможным ценам поставлять украинскую кукурузу в Китай. Если сложить пазл воедино, получится, что вместо связки ГПЗКУ-ССЕС на рынок должна выйти связка Noble Resources - COFCO. На это работают и запреты МЭРТа, и мягко говоря сложное финансовое положение, в которое загоняют госкорпорацию Иван Мирошниченко, Алексей Павленко и их подчиненные. Поставщиком Noble Resources как несложно догадаться, будет «Сельхозпродукт». А ГПЗКУ плавно подводят к приватизации. И главным претендентом на покупку за копейки этого колосса на глиняных ногах будет очевидно COFCO. В результате круг замкнется и китайцы - руками народного депутата и министра от «Самопомочи», на словах ратующих за экономическую независимость Украины - будут владеть всем вертикальным циклом экспорта украинского зерна в Поднебесную. А Украина будет платить им за это проценты по кредитам и покрывать убытки «профессиональных» агро-менеджеров. Очень интересно было бы узнать, как прокомментирует это лидер «Самопомочи» Андрей Садовый, а также коллеги Мирошниченко по фракции. Ведь очевидно, что с их декларациями такие проделки их ставленников никак не сходятся.
Коментарі — 0