Как «Лукойл» в кустах спрятался

    Российская компания сделала вид, что покинула украинский рынок?
    Украинские автомобилисты заметили, как всего лишь за два месяца с украинских автострад напрочь исчезли заправки российской «Лукойл». Начиная с апреля 230 АЗС, принадлежавших одной из крупнейших нефтяных компаний страны-агрессора, дружно сменили раскраску. Вместо красно-белой палитры «Лукойла», станции стали зелено-белыми. А на вывеске появилось
    • Федор Орищук, «Главком»
    • 5 Червня, 2015, 15:00
    • Розсилка

    Российская компания сделала вид, что покинула украинский рынок?

    Украинские автомобилисты заметили, как всего лишь за два месяца с украинских автострад напрочь исчезли заправки российской «Лукойл». Начиная с апреля 230 АЗС, принадлежавших одной из крупнейших нефтяных компаний страны-агрессора, дружно сменили раскраску. Вместо красно-белой палитры «Лукойла», станции стали зелено-белыми. А на вывеске появилось малознакомое украинскому потребителю название Amic. Параллельно в СМИ началась массированная кампания продвижения «нового оператора топливного рынка из Европы», который выкупил одну из самых крупных сетей в Украине. Для наглядности возле АЗС были вывешены флаги ЕС. А руководство новой компании обещало «вернуть доверие потребителей» к сети, которую еще недавно пикетировали активисты, а украинские спецслужбы подозревали в причастности к финансированию терроризма.

    Замысел нового инвестора очевиден: у потребителя не должны закрадываться даже малейшие подозрения, что продажа украинского «Лукойла» австрийцам могла быть всего лишь сменой вывески.

    «Такая корова не нужна самому?»

    В 2014 году Украина импортировала свыше 7,2 млн тонн нефтепродуктов стоимостью 6,7 млрд долларов. На полмиллиона тонн больше, чем в прошлом году. Об этом «Главком» проинформировала Государственная фискальная служба. Рост импорта, демонстрируемый официальной статистикой, можно объяснить легализацией контрабандных объемов, которые благодаря бизнесмену Сергею Курченко достигали 20% рынка в 2013 году. Но даже с поправкой на контрабанду цифры говорят сами за себя: война и экономический спад не повлияли на привлекательность топливного бизнеса в Украине.

    Тем не менее, российская компания «Лукойл» минувшим летом заявила о продаже своих розничных активов в Украине – 240 автозаправочных станций и шести нефтебаз. 29 апреля 2015 года сделка была закрыта: сеть заправок за 300 млн долларов купила австрийская AMIC Energy Management GmbH (AMIC). Продажа вызвала недоумение – зачем избавляться от курицы, которая несет золотые яйца?!

    Даже в США украинские общины пикетировали сеть российских АЗС «Лукойл». Так они призывали американцев отказаться от бензина страны-агрессора.

    В прошлом году дела «Лукойла», действительно, шли не лучшим образом. Представители СБУ обвиняли родственные структуры компании в причастности к схемам финансирования терроризма на Донбассе и продаже на территории Украины реэкспортной и транзитной нефти в 2013 году. Минувшим летом в разгар боевых действия на востоке Украины работу этой сети АЗС массово блокировали активисты. Сгустившиеся тучи привели к тому, что по итогам 2014 года «Лукойл» признал убыток от обесценения активов в $85 млн. В московском офисе «Лукойла» заявили о падении продаж на территории Украины на 42%.

    Правда, что скрывается за этими цифрами на самом деле – сложно представить из-за непрозрачной бухгалтерии компании. Например, по данным Миндоходов (сейчас - Фискальная служба), компания не только закупала нефтепродукты у структур одиозного Курченко, но и минимизировала уплату налогов, благодаря этим контрактам на миллионы гривен.

    Объем украинского рынка у ПИИ «Лукойл-Украина» в 2013 году директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн оценивал в рекордный для нее 1 млн тонн. В денежном выражении – это порядка миллиарда долларов годового оборота. Крепкие позиции компании на рынке иллюстрирует пример Киева: по данным Антимонопольного комитета, из трех десятков компаний, торгующих дизельным топливом на самом привлекательном рынке страны – в столице, «Лукойл» в 2013 году занимал почти 20%.

    С апреля лакомый бизнес оказался в руках малоизвестной австрийской компании AMIC Energy Management. Несмотря на публичность сделки, есть несколько причин сомневаться, что «Лукойл» на самом деле ушел с украинского рынка.

    В российской нефтекомпании ранее сообщали, что переговоры были изначально инициированы австрийской стороной. Как известно, Австрия одна из любимых гаваней российского, да и украинского капитала.

    Русский след

    Согласно открытым данным, AMIC (Asset Management & Investment Consulting) Energy Management GmbH – это финансовая инвестиционная компания, у которой нет никакого опыта в топливном бизнесе. Что и не удивительно, ведь она основана в Вене всего лишь 12 сентября 2013 года. Управляющим директором компании с сентября 2014 года является Гюнтер Майер (Günter Maier). Штат этой фирмы включает одного сотрудника. 100% акций AMIC Energy Management GmbH принадлежат AMIC Energy Holding GmbH. Последняя была основана 20 августа 2013 года тремя акционерами-австрийцами. Уставной капитал предприятия, заплатившего 300 млн долларов за сеть заправок в Украине составляет €35 тыс., а штат сотрудников состоит из одного человека.

    Гюнтер Майер имеет аккаунт в соцсети деловых контактов Linkedin. Согласно открытым данным, он работал в австрийской энергетической компании OMV. Должность директора в AMIC он занимает с сентября 2014 года.

    По данным российских СМИ, в 2007 году «Лукойл» безуспешно пытался полностью поглотить OMV. А в июне 2013 года «Лукойл» и OMV Refining & Marketing GmbH подписали соглашение, по которому ЛЛК-Интернешнл (100% дочка Лукойла), приобретает завод OMV по смешению масел мощностью 35 тыс т/ год.

    Председатель набсовета AMIC доктор Вольфганг Руттеншторферр в энергетике более 30 лет, в прошлом занимал руководящие должности в OMV, работал замминистра финансов Австрии.

    По данным госреестра юрлиц Украины, генеральным директором украинского подразделения AMIC – компании «АМИК Украина» – назначен Роберт Новек, более 20 лет проработавший в топливной отрасли. Последние семь лет он трудился в европейских структурах Lukoil, развивая бизнес в регионах Центральной и Восточной Европы, странах Бенилюкса.

    Еще летом 2014 года Новек занимал пост директора по ритейлу в чешском отделении «Лукойла».

    В качестве конечных бенефициаров «Амик Украина» указаны юрист, работающий в области корпоративного права, слияний и поглощений Клезль-Норберг Йоханнес, инвестиционные банкиры Кунце Манфред и Зернец Хайнц.

    В целом, практически у каждого из представителей AMIC можно найти в биографии «русский след». К примеру, акционер Кунце Манфред представляет в России интересы московского офиса компании Alpinex Asset Management LLC. (деятельность в сфере управления инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами).

    Также обращает на себя внимание прописка украинской дочки AMIC – «АМИК Украина» зарегистрирована по киевскому адресу ул. Верхний вал, 68. Там до недавнего времени располагался офис продавца: «Лукойл-Украина».

    После завершения сделки под одной крышей с австрийцами продолжают работать другие структурные подразделения группы «Лукойл»: «Лукойл-Интер-Кард-Украина» и «Лукойл Технолоджи Сервисиз Украина».

    Стоит отметить, что на специализированных интернет-ресурсах по трудоустройству «Главкому» не удалось найти ни одной вакансии, размещенной австрийской фирмой, хотя ее руководитель Роберт Новек вступил в должность еще 1 мая. Либо новых собственников все устраивает в команде, либо подчиненных Новека ему заранее подобрало прежнее руководство. Последняя версия более вероятна, поскольку в начале весны, еще до назначения Новека и завершения сделки, «Лукойл-Украина» разместила несколько вакансий на руководящие должности. Нефтетрейдер искал: начальника отдела розничной торговли, руководителя отдела продаж топливных карт и руководителя маркетинга и рекламы для сети АЗС.

    Возможно, отсутствие вакансий от AMIC говорит о том, что проблемы российской автозаправочной сети - не в работе команды. Сейчас австрийцы активно проводят ребрендинг заправок, в которых теперь мало что напоминает русские корни, ведь основная задача перепозиционирования: «подчеркнуть приверженность (компании) западным ценностям и быть дружественным по отношению к потребителю».

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ