Новый общественный строй: будем ходить строем?

Новый общественный строй: будем ходить строем?

Казалось бы, Виктор Янукович строит государство по образцу России.

Казалось бы, Виктор Янукович строит государство по образцу России. Но пока что в Украине складывается строй с неповторимым национальным колоритом. По типу Беларуси Александра Лукашенко, с которым Янукович 28 мая встретится в Батурине.

Чтобы это понять, нужно столкнуть как бы разные понятия — постмодернизм и авторитаризм.

Первое относится, в первую очередь, к искусству. Хороший пример — перформансы, где фигурируют пластиковые убитые животные с внутренностями наружу.

-- До Януковича

Скажите таким «художникам», что их «шедевры» — не искусство, и вам выцарапают глаза. Эти мошенники всучивают «ценителям» яркую обертку, в которой нет ничего, кроме циничного желания содрать побольше денег.

А теперь подумайте, может ли политика, в том числе авторитаризм, быть постмодерной? Еще как! Присмотритесь к слугам народа. Вся их публичная деятельность — совокупность присущих постмодерну симулякров (от лат. simulatio — притворство, то есть «картинка» того, чего на деле не существует). Это показная религиозность при нарушении заповедей Христа на каждом шагу. Это якобы забота о народе при беспардонном его ограблении. Законы, но для простолюдинов. Реформы, которые сводят к кадровым «революциям» и перенаправлению «потоков» в другие карманы. И это отсутствие четкой идеологии.

В общем, украинское «искусство возможного» — постмодерный лохотрон, призванный скрыть мотивы правящего класса.

Украина и раньше была авторитарным государством постмодерного толка. Власть громко кричала о правах и свободах. Она массово не убивала журналистов, не закрывала СМИ, не бросала в тюрьмы оппозицию. Но информационная закрытость и цензура существовали всегда. Что касается оппозиции, она никогда не была здесь полноценной, стремясь к бюджетным потокам.

Общество тонуло в бесправии. Обращаться в милицию и прокуратуру было бесполезно, если в деле фигурировал кто-то из знати. Можно было выйти на улицу, орать благим матом — эффекта ноль, так как рычаги воздействия на власть отсутствовали.

Экономической свободы в Украине тоже никогда не было. Человеку «с улицы» невозможно открыть дело без «крыши», «построенной» с помощью влиятельных родственников или взяток. А ведь экономическая независимость человека означает его политическую независимость. И чем больше таких людей, тем демократичнее общество в целом.

Такой была украинская политика до прихода Януковича. Виктор Федорович, как личность творческая, несколько изменил положение дел, сохранив саму суть.

-- Единоличная власть

Президент действовал быстро и эффективно. Прежде всего, ему удалось ликвидировать двоевластие. Но при этом он нарушил разделение ветвей власти — не менее важное условие демократии, чем свободные выборы. Украина — парламентская республика, но президент диктует волю парламентской коалиции. Под контролем его людей оказалась судебная ветвь; и эта зависимость кажется тотальнее, чем при президенте Кучме. На очереди органы местного самоуправления — сейчас готовятся изменения в избирательное законодательство, которые помогут «Регионам» захватить эту ветвь власти.

Новый статус-кво рельефно очертил первый вице-премьер Андрей Клюев. Он сказал, что в Украине действует эффективно только один центр влияния — президент. От себя добавим: еще немного, и концентрация власти в руках Януковича превысит масштабы, которых в свое время достиг Леонид Кучма.

-- Не переступить черту

Несложно заметить, что президент, прежде всего, усиливает присутствие в направлениях, где есть риск для ослабления его влияния. Первое — усмирение наиболее активной части оппозиции. Существует несколько уголовных дел, где фигурирует Юлия Тимошенко. Они касаются дачи взяток, а также якобы незаконного использования бюджетных средств. Открыто дело за халатность на бывших чиновников Кабмина Тимошенко. Также прокуратура расследует события в Раде, когда ратификация продления пребывания флота РФ в Севастополе сопровождалась массовыми драками депутатов.

Пока оппозиция отделалась легким испугом, не считая нунсовца Юрия Грымчака, слегшего с инфарктом. Действия силовиков, хоть и выборочны, однако пока это не репрессии. Возможно, они ждут отмашки. Но дальнейшее развитие событий будет зависеть не только от Януковича. Президенту выгодно не сажать, допустим, Тимошенко, а с помощью уголовных дел держать ее на воле управляемой. Но если оппозиция прибегнет к радикальным действиям, ее поставят под реальный пресс.

Похожая ситуация складывается со СМИ. С одной стороны, случаи нападений, давления на журналистов участились. Чаще стали факты препятствования работе СМИ, цензуры и самоцензуры. Представители власти стали прибегать к практике выборочного допуска журналистов к официальным мероприятиям.

С другой, эти факты не носят системного характера. Они отражают отношение к свободе слова отдельных чиновников, но еще не стали практикой власти. И все же достаточно толчка сверху, чтобы это произошло.

Как видим, в отношении оппозиции и СМИ Янукович пока не переступил черту, за которой начинается жесткое авторитарное правление. Однако президент подвергается непрямому давлению со стороны других политиков. Сюда относятся инициативы запретить «неофашистские организации» (СПУ), введение уголовной ответственности за клевету (нардеп Василий Киселев) и др.

-- Украинский колорит

Команда Януковича будет давать электорату минимум для существования. Но это будет минимум «водки и колбасы»; сомнительно, что знать обеспечит чернь правовой защитой, а также возможностью обогащаться. В этом плане складывающийся режим в Украине почти неотличим от таковых в России и Беларуси. Но в остальных аспектах мы отстаем от России на несколько лет, возможно, из-за иного менталитета и отсутствия терроризма.

Российские политики переболели клоунадой и юродивостью. Наши еще ребячатся: драки, метание яиц, дымовые шашки — лишь бы телекамеры показали. Идеология российского правящего класса — откровенный неоимпериализм. «Регионы» слишком убоги для изображения чего-то большего, чем проблема русского языка.

В России политические убийства — не редкость. Янукович не только не бросает оппозицию за решетку, он даже не разрушает ее информационные структуры и бизнес. И, наконец, российские СМИ под тотальным контролем власти. Украинские тешатся свободой. Во всяком случае, пока кому-то наверху это не надоест.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: