Ситуация вокруг ММК имени Ильича, входящего в тройку крупнейших металлургических комбинатов Украины
Ситуация вокруг ММК имени Ильича, входящего в тройку крупнейших металлургических комбинатов Украины, может стать показательным примером передела собственности, произошедшим при новой власти. Конечно, мы еще не знаем многих подробностей, но поднятый вокруг смены его собственников шум, а также предполагаемые российские корни «атакующих» позволяют предположить, что на бессменного руководителя меткомбината началась атака, для отражения которой ему придется приложить сверхусилия. Владимиру Бойко, конечно, не впервой, но если предположить, что на этот раз таинственный «новый собственник» будет действовать в одной связке с государством, положение бессменного руководителя предприятия выглядит незавидным. Может не помочь даже лояльность, которую Владимир Семенович демонстрирует Виктору Януковичу.
Канва истории такова. В среду два профи по корпоративным «мероприятиям» – Илья Горн и Борис Подольский – провели пресс-конференцию, на которой заявили, что некий российский инвестор, интересы которого они представляют, купил ММК имени Ильича. Сделка якобы была заключена еще год назад, в разгар кризиса, и стороны взяли обязательства не обнародовать ее до данного момента. За этот год Бойко хотел переоформить акции среди сотрудников комбината. Никаких документов, подтверждающих покупку, продемонстрировано не было.
Бойко отреагировал мгновенно, заявив, что никому ничего не продавал, а пресс-конференция Горна и Подольского – еще одна из череды провокаций, в которые давно пытаются втянуть комбинат. На имя Президента, премьера и парламента было составлено обращение «с просьбой о немедленном прекращении правового беззакония и попытки захвата комбината». Также в обращении было особо указано на захват независимого регистратора – Украинской регистрационной компании. Директор компании позже факт захвата опровергла.
-- Тройной обман?
ММК имени Ильича неспроста называют островком социализма в бизнесе капиталистических акул. В структуру детища Бойко входит не только сам комбинат, но и агроферма, сеть магазинов и аптек, санаторий и другие активы, которые позволили «красному директору» создать для работников предприятия своеобразный анклав с полным самообеспечением.
Чем не может обеспечить себя ММК, так это собственной рудой, что делало его позиции уязвимыми на фоне конкурентов. А уж те не упускали возможности подвинуть Бойко с предприятия. Структуры Рината Ахметова и Игоря Коломойского неоднократно пытались попить кровь Бойко, и гипотетически они могут стоять и за нынешней атакой. Например, ранее Бойко открыто обвинял Коломойского в том, что он по своей обычной схеме – с задействием миноритариев (в данном случае – бывших) срывал собрание акционеров ММК.
Разногласия между Бойко и Коломойским проявлялись и на рынке ферросплавов. «Приват», который фактически является монополистом на этом рынке, инициировал антидемпинговое расследование против импорта ферросплавов, что вызвало недовольство Бойко, который закупает сырье за границей.
Поэтому никто не удивился, когда в СМИ в связи с последним скандалом появились следующие высказывания Бойко: «В Мариуполь заехал Коломойский и уже привез с собой нового директора комбината Горна». В дальнейшем, правда, данная цитата была уточнена, и Коломойский трансформировался в Михаила Бродского, недавно назначенного главой Госкомпредпринимательства. Бродский не стал отпираться, что заезжал в Мариуполь, более того, через свою пресс-службу разразился целым заявлением. Он уверил, что его ведомство просто совершает контроль за деятельностью государственных регистраторов, а Бойко раскидывается «фальшивыми обвинениями», поскольку после проверки «есть все доказательства того, что год назад – в самый разгар кризиса – господин Бойко продал акции ВАТ «Ильич-Сталь» российским инвесторам».
«Если же суд докажет, что подпись все-таки принадлежит Бойко, тогда можно будет заявить про попытку тройного обмана, – говорится далее в заявлении Бродского. – Сначала о выведении этих производственных мощностей из-под контроля государства, позднее – фактическое лишение акционерных прав трудового коллектива, а вскоре – продажа фактически всего пакета акций, но отказ исполнить эти действия».
-- Живущий на зарплату
Надо учесть, что ММК имени Ильича имеет достаточно специфическую структуру собственности. В 1993-м, в разгар повального дележа государственного имущества, тогдашний директор комбината Бойко взял имущественный комплекс в аренду на пять лет с правом дальнейшего выкупа части акций. Юридически аренда была оформлена на ООО «Ильич-сталь». В 1997-м в этой структуре, к тому времени преобразованной в ЗАО, было сосредоточено более трети акций предприятия, а в 2000-м, Бойко, воспользовавшись хорошими отношениями с Леонидом Кучмой, пролоббировал принятие закона «Об особенностях приватизации ОАО «ММК имени Ильича». Согласно этим особенностям, собственником предприятия является трудовой коллектив. При этом работники комбината являются членами организации арендаторов – ЗАО «Ильич-сталь», председателем правления которой и является Владимир Бойко. Такая хитрая схема и позволяет экспертам называть Бойко фактическим владельцем предприятия и распорядителем 90,4 % акций. Хотя формально он такой же миноритарный акционер, как все остальные, и утверждает, что получает зарплату, которая, в основном, складывается из платы за патенты и рацпредложения. То есть, самостоятельно продать акции, являющиеся собственностью трудового коллектива, Бойко как бы не мог…
Разговоры о продаже ММК имени Ильича, не интегрированного ни в один крупный холдинг, ходят не первый год. Кризис же окончательно подкосил зависимое от поставок руды детище Владимира Бойко, а сам хозяин комбината на днях констатировал, что заказов осталось всего на 9-10 дней работы («а тут еще эти рейдеры»). У государства накопились долги перед комбинатом по возврату НДС на 1,8 миллиардов гривен, из которых больше половины ММК должен поставщикам, и, судя по всему, в ближайшее время получить их у Николая Азарова не удастся. Это происходит на фоне общего спада в металлургии, хотя правительство и бравирует показателями роста экономики.
Неслучайно Бродский в постскриптуме своего заявления уточнил, что новый инвестор собирается выплатить всем акционерам по 10 тысяч долларов, в отличие от Бойко, который недавно обещал сократить 30 тысяч работников.
-- Чей брокер?
Эксперты сомневаются, что за нынешней атакой на ММК непосредственно стоит кто-то из украинских игроков, в частности, тот же Коломойский, в задачи которого сейчас входит не столько разжиться новыми активами, сколько сохранить имеющиеся («Укртатнафта»). А участие структур «Привата» в конкурсе на приватизацию того же «Лугансктепловоза», по мнению экс-главы ФГИ нунсовца Александра Бондаря, практически бесперспективно: «Они могут участвовать в нем, скорее, для подыгрывания российскому инвестору, поскольку уже очевидно, что этот объект обещан россиянам». Хотя вялотекущую борьбу в судах за Мариупольский комбинат компании, связываемые с «Приватом», не прекращают, и, по мнению «ильичевцев», вполне могут быть замешаны в этой истории в качестве третьей стороны. Сам Коломойский утверждает, что ни у него, ни у афилированных с «Приватом» структур нет ни одной акции ММК: «И, в принципе, пусть Владимир Бойко спит спокойно. У меня не было и нет никаких планов в отношении его предприятий»
Другой металлургический олигарх – Вадим Новинский, на предприятиях которого ранее работал представитель нового виртуального инвестора комбината Илья Горн, по заверениям из «Смарт-холдинга», больше не имеет к бывшему сотруднику никакого отношения.
Среди российских игроков, заинтересованных в выходе на ММК, называют «Евраз», «Северсталь» и некий консорциум под прикрытием бизнесмена Александра Катунина, совсем недавно зашедший в ИСД.
В Антимонопольный комитет пока не поступало заявлений на разрешение сделки по ММК. Впрочем, один из героев памятной пресс-конференции Борис Подольский отметил, что в случае, если в покупке участвовало сразу несколько компаний, разрешения антимонопольщиков не требуется.
Зато Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку уже подтвердила покупку практически полного пакета акций компании «Ильич-сталь», которой принадлежит около 90 % акций комбината. Согласно сообщению ГКЦБФР, 4 кипрские компании совершили эту сделку еще 30 апреля прошлого года.
Расследование, которое провели на комбинате, показало, что брокер, который должен был заниматься запланированной еще в 2008-м году персонификацией акций и распределением государственного пакета акций между арендаторами, воспользовался формальной доверенностью и тайно оформил сделку по купле-продаже акций предприятия «в интересах подкупивших его лиц». То есть подписью Бойко, о которой говорит Бродский, надо понимать, пользовались без его ведома.
Если такие документы существуют, то наверняка анонимная металлургическая группа после внесения изменений в реестр «Ильич-стали» попытается провести собрание акционеров, которое сменит менеджмент ММК. Нельзя исключать и тот вариант, что если Бойко действительно продал формально не принадлежащий ему пакет акций кому-либо, то сейчас пытается объяснить этот факт рейдерской атакой. В любом случае, в Мариуполе лето будет очень жарким. И особо интересно посмотреть, как поведет себя в этом конфликте государство.
Коментарі — 0