Безоткатный вариант

Безоткатный вариант

Министерство экономики больше не будет влиять на закупку товаров и услуг для государственных нужд.

Министерство экономики больше не будет влиять на закупку товаров и услуг для государственных нужд. А обжалованием результатов тендеров отныне будет заниматься Антимонопольный комитет.

Закон о государственных закупках неоднократно переписывали и редактировали. Последняя его версия принята 11 февраля нынешнего года под давлением Всемирной торговой организации, Всемирного банка и Европейского Союза. Февральский закон предусматривал создание специального органа при Министерстве экономики, в состав которого входило семь чиновников — представителей министерств экономики, юстиции, Госкомстата, Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Антимонопольного комитета, СНБО и Администрации президента. Еще семь участников — из экспертной среды — должны были назначаться парламентскими комитетами по вопросам экономики и финансовой и банковской деятельности. Это орган фактически призван был заменить Тендерную палату, и ему могли пожаловаться участники тендера, которых не устроили результаты торгов. А поскольку экономический комитет возглавляет коммунист Александр Ткаченко и в состав его входят депутаты от Блока Юлии Тимошенко Сергей Осыка и Антон Яценко, то ясно, что новое ведомство опять оказалось в руках основателей Тендерной палаты. Потому неудивительно, что президент Виктор Янукович ветировал закон.

В начале июня депутаты принялись в очередной раз вносить в закон правки, ведь его изменение было одним из требований МВФ. Новый документ приняли уже с учетом всех поправок — и главы государства, и Кабинета Министров. В новом законе функции органа обжалования тендерных решений забрали у Министерства экономики и передали Антимонопольному комитету (АМКУ). Кроме того, Министерство экономики лишили права давать разрешения на государственные закупки у одного участника без проведения тендера. Но и власть АМКУ ограничили: он не сможет отменять торги, только приостанавливать их максимум на 30 дней. За это время комитет обязан рассмотреть обращения участников тендеров и указать на нарушения, если таковые будут обнаружены. Решения АМКУ могут оспариваться исключительно в Окружном административном суде города Киева.

«Я считаю, что Антимонопольный комитет — это хороший вариант органа досудебного рассмотрения в процессе госзакупок. Он позволит бизнесу быстро защитить свои интересы, поскольку в сферу его деятельности входит обеспечение здоровой конкуренции и недопущение монополии. А вот подобный орган при Министерстве экономики не должен существовать. Ведь несмотря на то, что в его состав входили представители и АМКУ, и других ведомств, они не имели реального влияния на принятие решений», — рассказала «Известиям в Украине» Александра Кужель, экс-глава Госкомпредпринимательства.

Чтобы обжаловать итоги тендера, предприниматели должны будут заплатить приблизительно 5% тендерного предложения. «Вообще взимать плату с участников тендера за то, что они хотят пожаловаться, неправильно. Но это можно отрегулировать. Например, ввести плату за услугу в размере себестоимости. Если же введут большую стоимость, то такой закон нужно будет снова менять», — считает Александра Кужель.

Не нарадуется новым законом и вице-премьер-министр Сергей Тигипко. По его словам, законом предусмотрено разграничение функций выработки государственной политики и контроля над осуществлением госзакупок. Первая функция закреплена за Министерство экономики, а контроль возлагается на Антимонопольный комитет — как орган обжалования.

А вот представители парламентской оппозиции новый документ оценивают не столь радушно. Они назвали передачу контрольных функций АМКУ попыткой перераспределить сферы влияния в системе госзакупок. «Нашей власти просто не удается написать «чистый» закон, без заложенных в него коррупционных схем, и провести его через парламент, чтобы при этом не поделится с коллегами по коалиции», — заявил «Известиям в Украине» депутат от Блока Юлии Тимошенко Сергей Терехин. Однако Александра Кужель уверяет, что передача госзакупок Антимонопольному комитету, который возглавляет «регионал» Алексей Костусев, делу не мешает. «Передача функций органа обжалования Антимонопольному комитету — своеобразный компромисс. Но это лучший вариант из того, что было предложено», — заверила она.

Справка

С 2005 по 2008 год на Украине существовала Тендерная палата, курирующая процедуру государственных закупок. После того как эту структуру обвинили в коррупции и ликвидировали, закупки проводились в ручном режиме, на основании постановления Кабинета Министров. 11 февраля под давлением международных организаций был принят закон о госзакупках, но документ был ветирован президентом Украины.

Новый закон об осуществлении государственных закупок был принят 1 июня 2010 года. Его цель — создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение рационального и эффективного использования государственных средств и т. п. В документе предусмотрены случаи, когда госзакупки регулируются специальным законодательством. Например, если предметом закупки являются товары и услуги, связанные с производством банкнот и монет; товары, работы и услуги, закупка которых является государственной тайной.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: