Закрывайте носы — власть базары разгоняет!
Закрывайте носы — власть базары разгоняет! Предупреждаю сразу: от этой статьи жутко воняет. Смердит нестерпимо, до блевоты. Однако ее нужно прочесть. Набраться мужества, если надобно, закрыть нос и прочитать. Иначе вы не узнаете, до какого свинства — в прямом и переносном смысле — могут дойти власти, воюя с собственными гражданами.
Я в это не сразу поверил. Думал, меня за дурака держат, издеваются — такое, понимаешь ли, рассказывают. Но когда сам лично съездил на место, посмотрел, расспросил, пощупал и, главное понюхал, понял: в этой стране все возможно. Даже самое, казалось бы, невозможное…
Шацкий национальный природный парк-заповедник — с каждым годом все более популярный курорт Украины. Еще бы: одних лесных озер с чистыми как слеза и целебными водами около тридцати, среди которых жемчужина заповедника, конечно же, озеро Свитязь. Не зря на омываемом его водами острове в советские времена проходили послеполетный адаптационный период космонавты. Только тогда все это было строго засекречено, с берега и с воды охранялось егерями, а нынче доступ к клочку земли в четыре гектара с удивительной растительностью (фотоаппарат не перестает щелкать) и редкими животными открыт для всех желающих. В самом же Шацке расположено два больших озера — Люцимер, где водятся деликатесные и дорогущие угри, и Черное — мечта каждого браконьера.
Как в любом курортном городке, рынок, а попросту базар, в Шацке играет не последнюю роль. Где же еще отдыхающему купить, если забыл дома, плавки, утащенный лещом поплавок, свежей зелени с местных огородов? Шацкий базар (слово «рынок» тут не в ходу) — это четыреста с лишним металлических шириной с вагон контейнеров плюс прилавки для бабушек с творогом, редиской и вялеными карасями. Словом, место людное. И до недавних пор спокойное. Но вот уже четыре месяца, как базар живет по законам военного времени: выставляются ночные караулы, отбиваются рукопашные атаки, насыпаются заградительные валы.
-- Марш в мышиные норы!
Все началось с того, что до ведома всех шацких торговцев довели: нужно собирать барахло и перебираться на новый рынок. У тех от шока аж выручка из рук посыпалась: ничего себе? Перекочевать на предлагаемое место для торгующих — то же самое, что переехать продавать под стены реактора ЧАЭС, где покупатели — кучка недовымерших самоселов из Чернобыльской зоны. Судите сами. На старом рынке торговое место — это огромный контейнер, где товара на неделю торговать, а на раздвижных стенках-витринах помещается жигулевский глушитель с комплектом шин, десяток шуб, сотня купальников и целая надувная лодка, в которую многочисленная свитязьская рыба, считай, сама запрыгивать будет. А что им предлагается взамен? Скажу откровенно, к торгашам особых симпатий не питаю, особенно когда чешу затылок, рассматривая их ценники, или же матерюсь, глядя на дырку в ботинке, купленном неделю назад.
Но шацких базарных предпринимателей понимаю. Ведь торговые места на новом рынке — это… сельский нужник, представляете? Такой, что места хватает лишь удобно посидеть и почитать газетку с гвоздика. Вот, считай, такое же, только не из досок, а из цинковой жести. Там не то что лодка — весло не поместится. К тому же, арендная плата за место на старом базаре — 150 гривен, а на новом «Ты-ы-сяча-а две-е-сти!» — вытягивая губы трубочкой, возмущается продавец польской обуви. Разница, согласимся, ощутимая. И еще деталь: нынче за то чтобы автомобилем заехать на территорию базара и выгрузить товар, денег не берут, а на новом месте хотят 15 гривен за каждый заезд.
-- Толкучка на международной трассе
Откуда вообще взялся новый базар? Перенести торговые ряды в другое, более удобное место в Шацке планировали уже давно. Беда в том, что тамошний базар раскинулся по обе стороны дороги на Беларусь (от райцентра Шацк до соседнего государства меньше тридцати километров. — Авт.), и когда продавцу белья, дабы сгонять «на другую точку» за нужным размером трусов, надобно перебегать международную трассу, это черт знает что. Посему базар решено было разместить неподалеку — на просторном месте старого колхозного двора — предприниматели должны были перевезти туда свои контейнеры. Однако на бумаге это еще не значит, что на земле: шли годы, торговцы наловчились маневрировать между движущимися к границе машинами, автотуристы тоже привыкли к толкучке на трассе в Шацке… как вдруг появился новый базар. Совсем в другом месте — не в колхозе. Как-то нежданно-негаданно: не все жители Шацка даже знали о нем, ведь по разговорам на месте бывшей «Сельхозхимии» строился торгово-развлекательный центр с бассейном, детскими аттракционами и кинозалом. А тут, нате вам: гектары заасфальтированной парковки и ряды цинковых «нужников».
Кто конкретно стоит за нововозведенным рынком, в Шацке не знает никто. Я общался с торговцами, представителями районной администрации и райсовета, милиционерами, простыми жителями райцентра — все разводят руками. Зато все опрошенные, кто шепотом, кто громко и чертыхаясь, кто весело и чокаясь, отвечали: «Какая-то большая шишка из Киева», а чиновники, убедившись, что у меня выключен диктофон, загадочно добавляли: «Очень влиятельный человек! Сам губернатор за него хлопочет». Надо сказать, в Шацке все так: кто-то прихватизировал озеро Люцимер, лишив людей возможности даже с удочкой посидеть на берегу — отвечают: «Высокий дядя из Киева», на заповедном берегу Свитязя кто-то незаконно строит особняки и спускает канализацию в озеро — снова: «Большой человек из Киева». Кто конкретно, поди узнай…
-- Ночная возня
Переезжать на новое место предприниматели, ясное дело, не захотели. И получили. По полной.
Поначалу их просто предупредили из милиции: не переберетесь — будем штрафовать и лишать лицензий. Не подействовало. Ладно! Через неделю внезапно ночью загорается мясной контейнер. Странно загорается — ни с того ни с сего. Даже пожарные, когда под утро залили пеной головешки, засомневались: само ли? Но на торговцев ночной огонь не подействовал. Хорошо! Приходят они как-то утром на работу, а все входы и выходы, все ворота и калитки засыпаны землей. Причем навалено много: знающие люди прикинули, что хватило бы замостить все ухабины на дорогах в Шацке, и насыпано на совесть — видать, многотонный самосвал вываливал, а бульдозер наворачивал землю, чтобы выше было. Но торговцы пешком в сумках перенесли свои баулы к контейнерам, а шацким покупателям и отдыхающим даже интересно было — по горам, с высоты созерцая красоты озерного края, пробираться на базар. За несколько дней насыпи всем миром растоптали, и никто никуда не переехал. Что ж, посмотрим!
Еще спустя пару недель предприниматели поутру у ворот увидели уже не горы чернозема, а… заваренные намертво замки на воротах и калитках. Крепко приваренные, будто решетки в СИЗО. Везде поработали сварщики, заварили даже дыры в заборах, через которые бездомные суки к базарным кобелям пролезали. Однако многие предприниматели торговали электротоварами, в том числе болгарками, которые сварные швы режут, как нож масло… Ну-ну! В следующий раз, коль не помогли ни земля, ни железо, вход на базар загородили… милицией. Около сорока служивых (а это, считай, весь райотдел), рассказывают очевидцы, пригнали на рынок. Те в цепь стали, но особо рьяно дубинками размахивать не стали — даже зеленый сержант и прапорщик-алкаш из того оцепления понимали, что выполняют незаконный приказ: предприниматели всего лишь хотят попасть на свои рабочие места. Словом, просочились торговцы на базар. Еще бы: бывало, они, навьюченные торбами со шмотками, полулегально пересекали суперохраняемые турецкие границы, проносили вдесятеро больше дозволенного мимо бдительных польских таможенников, а тут — какие-то невыспавшиеся местные менты? В цинковых «нужниках» было по-прежнему пусто.
-- Спецтехника и аромат ночи
Перед тем как поведать, что после пожаров, самосвалов, автогенов и ментов отчебучили с предпринимателями шацкие власти, мне хочется о многом сказать. Что свинья еще на самом деле считается очень чистоплотным животным — она не виновата, что хозяева редко чистят стойло. Что на дворе ХХІ век. Что даже в бараках ГУЛАГа, когда забивалась параша, вертухаи спешили ее прочистить — одним воздухом с сидельцами дышат. Что человек отличается от животного более цивилизованными инстинктами…
В четыре часа ночи по территории шацкого базара медленно ехал автомобиль категории «спецтехника». Его цистерна была полна, на всю мощность работал насос, и из толстого шланга под давлением выливалось содержимое бочки — на проходы между торговыми рядами, на контейнеры, особенно в дверные щели, чтоб поглубже проникло. Курортный сезон был в разгаре, отдыхающие, приехавшие в жемчужину Волынского края, еще спали, кое-кто уже, правда, просыпался для утренней пробежки по росе, дабы полными ноздрями вдохнуть еще девственный с ночи аромат леса и озера, кто-то собирался утром сходить на базар, а в центре заповедного Шацка автоассенизатор извергал тонны вздобренного червями дерьма. (Прошу прощения за такую подробность, но я же предупреждал вначале, что захочется блевать)…
Продавцы смыли нечистоты и продолжают торговать на старом базаре. Интересно: что же власти затеют на следующий раз? Разве может быть что-то хуже гов…а?
Коментарі — 0