Кто проверит отечественный бензин?

    • Сергей Тищенко, «Комсомольская правда»
    • Розсилка
    Кто проверит отечественный бензин?

    Узнать качество топлива в Украине можно только на собственном двигателе.

    Где купить гарантированно качественный бензин? Этот вопрос, наверное, задавал каждый автолюбитель. И несмотря на то что постоянно выходят всевозможные «рейтинги качества» сетей АЗС, нарваться на «бодягу» можно практически на любой заправке. Мы решили разобраться, кто в Украине контролирует качество бензинов и результатам каких исследований можно верить.

    Проверки на безденежье

    Загаженные форсунки и свечи, пропавшая тяга, а то и заглохший двигатель, надпись «Check engine» - такие последствия заправки некачественным бензином наблюдал почти каждый отечественный водитель. Самое печальное, что даже имея на руках чек с заправки, бывает очень сложно доказать свою правоту. Почему же так происходит?

    Все очень просто - у государства нет денег на проверку качества бензинов на АЗС. Со второй половины 2008 года Госпотребстандарту не выделяли средств на то, чтобы они проводили лабораторные проверки. Как рассказали нам эксперты топливного рынка, сотрудники ведомства приходят на АЗС и проверяют наличие документов на тот или иной бензин. В этом долгое время заключались все проверки. Но во втором полугодии государство наконец-то выделит на необходимые проверки почти

    2 миллиона гривен. Возможно, тогда ситуация с качеством бензина прояснится.

    Но кроме государства еще несколько организаций пытаются контролировать качество топлива. Во-первых, это контрольные службы владельцев заправок. Мобильные лаборатории регулярно проверяют качество бензина. Но эти результаты известны лишь узкому кругу посвященных. Такие материалы с грифом «для служебного пользования» не доступны для простых потребителей.

    Низы не могут, верхи не хотят

    В последнее время к контролю качества пытаются подключиться и называющие себя независимыми общественные организации, которые обещают провести контроль качества топлива чуть ли не на каждой АЗС по всей Украине. Эксперты же воспринимают эти заявления с явным скепсисом.

    Недавно некий Институт потребительских экспертиз взял на себя обязанности по независимой проверке топлива на АЗС Украины и созданию единого реестра количества нарушений в отношении качества топлива. Летом они даже заявили, что уже проанализировали качество бензина на 200 АЗС в семи областях и в их планах провести проверки во всех регионах Украины.

    - Поражает громадье планов общественников, заявивших, что «отныне каждый украинский автомобилист с легкостью сможет узнать о характеристиках горючего, которое он заправляет в бак на той или другой АЗС, - считает заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. - Даже в свои лучшие годы 27 региональных подразделений украинского Госпотребстандарта были способны проверить не более 0,5% реализуемых в стране нефтепродуктов и 2500 АЗС, расходуя на лабораторные исследования порядка 3,5 миллиона гривен в год. А тут - одна общественная организация со штатом в несколько человек обещает с легкостью проверить все топливо страны! Даже для идентификации заявленных ими 200 проб необходимо как минимум 120 тысяч гривен.

    Более того, по словам эксперта, в последнее время в Украине оборудование для анализа бензинов класса евро, стоимость которого доходит до 150 тысяч долларов, никто не покупал. Резонно возникает вопрос: как же этот институт проводит проверки?

    Эксперт проанализировал результаты исследований и говорит о сомнительности и некомпетентности выводов, которые делает общественная организация.

    - Сводные таблицы исследования изобилуют грубейшими ошибками, а эксперты путают марки бензина, арбитражные и сертифицированные лаборатории, проверки качества и установленные марки топлива и даже делают вывод о соответствии нефтепродуктов стандарту на основании неполного перечня показателей качества, - говорит Геннадий Рябцев. - При таком уровне компетентности их проверки выглядят чрезвычайно опасными для розничного рынка.

    Не исключено, что результатом этих якобы проверок является обычная реклама определенных сетей. Потому как в своих выводах специалисты института хвалят определенные сети, но при этом не публикуют четкие методики исследования и источники финансирования.

    От всего этого страдает потребитель, который не знает, кому верить, и проверяет качество топлива на собственном двигателе. И пока государство не взялось за контроль рынка нефтепродуктов, то ни один водитель не может быть уверенным, что, заезжая на заправку, он зальет в бак хорошее топливо, а не «бодягу». Следовательно, полагаться по-прежнему придется на свой опыт - пользоваться только проверенными заправками.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ