Предвыборный фактчекинг: четыре способа проверить бэкграунд кандидатов

Предвыборный фактчекинг: четыре способа проверить бэкграунд кандидатов

Люди часто ленятся или просто нет времени читать большие объемы текста, поэтому в сети начали появляться лаконичнее решения

У украинцев очень короткая политическая память: любая «зрада» остается в ней примерно на неделю, после чего «кэш» очищается. И чтобы принять на выборах осознанное решение, нужно обращать особое внимание на ряд данных о политиках, и политическая история - одна из этих вещей.

Большинство информации о кандидатах можно найти в интернете. Но люди часто ленятся или просто нет времени читать большие объемы текста. Поэтому в сети начали появляться лаконичнее решения, которые уже проработали эти массивы данных и завернули их в удобную форму. Вита Думанская, координатор общественного движения «Честно», поделилась своими четырьмя лайфхаками для оценки кандидатов. Об этом сообщает Media Sapiens.

Прежде всего, экспертка советует не полагаться на собственную память, которая по тем или иным причинам может быть короткой, и пересмотреть предыдущую историю кандидата или кандидатки с помощью сайта Polithub.org. На нем можно проверить как политика, так и партию.

Сайт покажет короткую справку о политике, а также - какие он совершил нарушения: кнопкодавство, прогуливания заседаний в парламенте, фигурировал ли он в антикоррупционных расследованиях. Сейчас на сайте собраны данные о 250 политических партиях и о более 90 тыс. политиков.

Еще один интересный блок с информацией - это баллотирования. Так можно отследить, как политики меняли фракции и куда они двигались. Эту информацию можно посмотреть и на сайте ЦИК, но он довольно сложный и запутанный.

Другой полезный инструмент, с помощью которого можно узнать о кандидате - «Каталог ФАР», то есть фигурантов антикоррупционных расследований. По словам Виты Думанской, это та информация, которая больше всего раздражает политиков. «"Газовые схемы" Юлии Тимошенко, рюкзаки Арсена Авакова - все эти истории надо помнить и вспоминать их в важные моменты принятия решений», - говорит экспертка.

Следующий пункт, который нужно учитывать, - это откуда партия берет деньги. Эту историю можно отследить на ресурсе «Золото партий». С 2016 года в Украине действует государственное финансирование партий, и они обязаны отчитываться о поступлении средств и их расходах. Сложность работы с этими данными заключается в том, что все отчеты предоставляются в бумажном варианте. Их можно посмотреть на сайте НАЗК, но там они в форме отсканированных копий. Пока рекорд в плане самой высокой стопки отчетности принадлежит партии «Батькивщина» - 1,4 метра.

На сайте отчеты партий представлены в форме инфографики, на которой можно посмотреть, кто был ее главным донором, какие были ее самые большие расходы и тому подобное. Также в поисковой строке «Какую партию финансирует мой сосед?» можно проверить, выступал ли донором кто-то из знакомых или членов семьи.

«Был случай, когда житель Бориспольского района нашел себя и нескольких членов своей семьи в списке доноров политической партии. Он подал заявление в полицию из-за использования персональных данных. К сожалению, наши правоохранители не знают, как работать с такими нарушениями. Расследовать такие истории очень сложно», - рассказала Вита Думанская.

И это не единственный кейс «фейкового донорства». «Была история в партии Юлии Тимошенко, когда 700 человек сделали фейковыми донорами. Была такая ситуация и с БПП, когда несколько тысяч человек якобы сделали пожертвования. От них шли очень маленькие суммы, но отличались два региона с аномальной активностью. Например, во Львовской области было 20 доноров, а в Харьковской - несколько тысяч взносов по 20-40 гривен, - вспоминает экспертка. - Мы ездили в Харьковскую область, в Змиев, чтобы разобраться с этой ситуацией. Взносы делались одновременно, а люди, которые указаны как доноры, живут в селах одного района. Они вносили по 20 гривен, но для того, чтобы доехать из села в Змиев, они должны были заплатить 70 гривен. И все взносы вносились только через одно отделение банка. Есть вероятность, что такое действительно могло случиться, но ситуация выглядит сомнительной».

Следующий пункт, на который экспертка советует обращать внимание, - это политическая реклама. А если точнее, то ее стоимость. Дороже всего стоит политреклама на телеканале «Украина» - почти 6 тыс. грн за 1 секунду в прайм-тайме.

«Ролик в среднем длится 30-40 секунд. Когда вы смотрите политическую рекламу, старайтесь подумать и оценить, сколько денег на это тратится. Кроме того, как узнать, какого политика поддерживает олигарх? Просто включить его телеканал и там все будет видно. Например, Радикальная партия - любимица телеканала "Украина". Проанализировав, мы увидели, что партия Олега Ляшко голосует за те законопроекты, в которых есть бизнес-интерес Рината Ахметова», - отмечает Вита Думанская.

Еще одним источником полезной информации о кандидатах могут быть их политические программы. Но пока не все их обнародовали, поэтому здесь пока сложно сравнивать. Тем не менее, программы станут пятым критерием для оценки кандидатов после того, как окажутся в открытом доступе.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: