Провал агента Гундяева на Фанаре: РПЦ-ФСБ пойдет на конфронтацию?

Провал агента Гундяева на Фанаре: РПЦ-ФСБ пойдет на конфронтацию?

«Москва на протяжении многих веков распоряжалось Киевской митрополией, православной церковью в Украине, без ведома Константинополя»

Митрополит Галльский Эммануил, ответственный во Вселенском Патриархате за организацию процесса предоставления Украинской Поместной церкви Томоса об автокефалии, официально сообщил, что Вселенский Патриархат принял по этому вопросу окончательное решение: Томосу быть  и московский патриарх Кирилл, посетивший Фанар с визитом, извещен об этом.  Украинский сегмент Сети немедленно возликовал. Его заполнили оптимистичные комментарии, выражающие радость по поводу явной неудачи, которую Кирилл Гундяев потерпел в ходе стамбульского визита. Но не рано ли мы принялись праздновать победу?

Сдержанная реакция Москвы

Надо сказать, что неудачный итог поездки наверняка был для Кирилла ожидаем. В ходе кратких интервью российским каналам он не выглядел обескураженным - напротив, излучал уверенность, заявляя, что «все хорошо» и итогами визита в Стамбул он вполне удовлетворен. Что это? Неужели только хорошая мина при плохой игре?

Но Кремль не мог бы позволить себе такое спокойное безразличие, если бы у него не оставалось в запасе других вариантов ответа.  Будь это так, Москва, просто чтобы сохранить лицо, была бы вынуждена устроить крупный скандал, притом, как на церковном, так и на светском уровнях. С обострением церковной конфронтации в Украине. С разрывом церковных связей с Фанаром, тем более, что такой прецедент в истории отношений двух патриархатов, притом, недавний, 1996 года, и по сходному поводу, из-за признания Вселенским Патриархатом Эстонской православной церкви вопреки позиции Москвы, уже был. Наконец, с попытками осложнить жизнь Вселенского патриарха светскими методами, с помощью сблизившегося в последнее время с Москвой Эрдогана. Но ничего этого нет. И это означает одно: у Кремля наготове «план Б», притом, скорее всего, не один.

Чтобы просчитать эти планы, необходимо осознать, что в лице РПЦ МП мы имеем дело не с церковью, и не со спецслужбой, а с организацией, совмещающей качества и спецслужбы, и церкви. Являющейся, по сути, составной часть спецслужб враждебного нам государства, то есть стоящего в одном ряду со столпами кремлевского режима - ФСБ, СВР, ГРУ и ФСО. И при всех этих, мягко  говоря, «религиозных особенностях» РПЦ признается другими православными церквями в качестве родственной и находящейся с ними в каноническом общении.

Важно также понимать, что никакие заявления о том, что  константинопольский Томос об автокефалии Украинской Поместной церкви будет вот-вот, буквально завтра, провозглашен, не равны его провозглашению де-факто.  И до тех пор, пока провозглашение не совершилось, возможны, в принципе, дальнейшие действия Москвы, направленные на то, чтобы процесс  предоставления Томоса был свернут или заморожен.  Кроме того, у Кремля, а именно он в лице Московского патриархата играет сейчас против нас, есть и немало других способов свести к минимуму преимущества, полученные Украиной от признания автокефалии.  Попробуем проанализировать возможные варианты ответа кремлевского режима.

1. Перенос провозглашения Томоса на неопределенный срок в связи с прямой ликвидацией Варфоломея

Вариант, скажем прямо, уже маловероятный в нынешних условиях, когда Россия, в связи с прочной репутацией страны-террориста будет признана виновной априори, вне зависимости от убедительности доказательств. Тем не менее, такой поворот возможен.

Демонстративное убийство Варфоломея, к примеру, в результате теракта, совершенного «мусульманским фанатиком», таких после ИГИЛ у ФСБ и ГРУ предостаточно на связи, или, напротив, тихая смерть от внешне естественных причин внесут сумятицу в ряды Вселенского Патриархата.

С последним, правда, сложнее -  Варфоломею всего 68 лет и он не жалуется на здоровье, но Москва уже не раз распространяла слухи о его внезапной болезни. В любом случае было бы крайне самонадеянно думать, что у Москвы нет на Фанаре своих агентов и лоббистов, способных посодействовать такой операции, а затем оказать влияние на выбор нового Вселенского патриарха. 

В этом случае, под предлогом форсмажорных обстоятельств, предоставление Томоса может быть сначала отложено на неопределенно долгий срок, а затем и вовсе отменено, в связи, к примеру, с тем, что, по мнению нового Вселенского Патриарха, этот вопрос утратит свою актуальность.

Если же обвинения в адрес Москвы начнут звучать очень уж громко, Кремль может пойти и на прямой раскол мирового Православия - изолироваться, прихватив с собой три-четыре контролируемые им автокефальные церкви и прервать каноническое общение с Вселенским патриархатом, а также и с теми, кто продолжит с ним общаться.

2. Легализация УПЦ МП

Томос не предусматривает, и не может предусматривать запрета на деятельность других православных церквей на территории Украины.  Таким образом, появление Украинской Православной Поместной церкви - обозначим ее далее, чтобы не путать с двумя УПЦ КП и МП, как УППЦ, вовсе не означает прекращения деятельности УПЦ МП.

Кроме того, между провозглашением Томоса и окончательным организационным оформлением  УППЦ неизбежно пройдет некоторое время. Томос не может напрямую легализовать нынешнюю УПЦ КП. Речь идет о создании совсем новой церкви, той самой УППЦ, путем объединения Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и расположенных в Украине приходов УПЦ МП, объявивших об уходе от нее, и УПЦ КП. Но хотя все необходимые для такого объединения давно достигнуты, эти процессы все-таки потребуют некоторого времени, и, естественно, созыва Собора новой церкви.

С другой стороны, никакой УПЦ МП с точки зрения церковного права не существует. «Самоуправляемая с правами широкой автономии» УПЦ с точки зрения православного церковного права - нонсенс, по сути же это жульническое изобретение Москвы, имевшее целью впаривать украинским верующим под видом украинской церкви московских попов. С точки зрения церковного права есть только РПЦ, часть приходов которой расположена на территории Украины.

Но изменившаяся ситуация может подтолкнуть РПЦ к приведению статуса этих приходов к новым формам. Вариантов тут просматривается два. Это либо восстановление украинского экзархата РПЦ, существовавшего до октября 1990 года, когда Архиерейский Собор РПЦ создал «самоуправляемую» УПЦ МП, либо предоставление УПЦ МП автокефалии решением РПЦ. Наиболее вероятным представляется реализация обоих вариантов одновременно: часть приходов, в основном, восточных, уходит в экзархат, часть - в альтернативную автокефальную церковь, создаваемую Москвой. При этом, по ряду объективных причин, Московский патриархат сможет, при желании, провести необходимые для этого формальные процедуры раньше, чем будет окончательного сформирована УППЦ. 

В результате, мы получим на территории Украины три православных церкви, а именно, «правильную», то есть проукраинскую УППЦ, с автокефалией, полученной от Вселенского патриархата, «альтернативную» УППЦ-бис , формально-украинскую, но промосковскую по внутренней сути, с «автокефалией», полученной из Москвы, и экзархат РПЦ МП, уже открыто промосковский.

Для среднего прихожанина, а чаще прихожанки, не блещущей глубоким знанием церковных вопросов, этого будет достаточно, чтобы безнадежно заплутаться в трех церквях, тем более, что наши московские «друзья» такому блужданию, несомненно, поспособствуют.

Немного отвлекаясь в сторону от основной темы надо отметить, что вопросы с церковной собственностью в Украине вообще очень запутаны. Это вовсе не случайность. Предвидя сегодняшнее развитие событий в УПЦ МП немало поработали над тем, чтобы распутать эти клубки Киеву было как можно труднее. Свой вклад внесло и промосковское лобби в нескольких созывах Верховной Рады.

3. Не можешь задушить - возглавь  

Наконец, возможен и третий вариант: резкий и массовый переход приходов УПЦ МП в  УППЦ. То есть, в момент формирования всех органов новой церкви, УППЦ, на горизонте внезапно возникнет большое число священников и епископов, также желающих войти в нее. Естественно, что все эти священники и епископы заявят о своем желании участвовать в учредительном Соборе, и оснований для отказа им в этом праве не будет. В результате, Собор окажется плотно набит московской агентурой.

4. Разные силовые варианты: захваты и контрзахваты храмов, активизация околоцерковной титушни - словом, маленькая гражданская война в церковных оградах, время от времени выплескивающаяся на улицы.

В принципе, такое тоже возможно, и, вероятно, в какой-то степени даже будет реализовано. Заявка на силовой сценарий была сделана в процессе крестного хода из Каменца-Подольского в Почаевскую лавру, в виде черных футболок с цитатой из Писания: «Готовьтесь к войне...», в которые были одеты множество крепких мужчин. Однако едва ли силовые сценарии будут массовыми - скорее, они будут носить спорадический характер, способствуя общему нагнетанию обстановки. На большее у РПЦ-ФСБ едва ли хватит сил: насилие предполагает симметричный ответ, и в этом противостоянии кремлевские провокаторы всегда проиграют силовикам, а число героев, желающих стать мучениками, всегда сильно ограничено. Тем более, что варианты 2. и 3. могут дать гораздо больший эффект при полном соблюдении внешней благопристойности.

Итак, подведем итоги. Радоваться, конечно, можно, и даже нужно.  Радоваться, когда враг проигрывает очередное сражение на войне уместно, и полезно для боевого духа. А вот праздновать победу нам пока рано. Да, генерал ФСБ Гундяев проиграл еще один бой, на сей раз в Константинополе. Но он еще продолжает войну.

P.S. А пока с Фанара прилетела еще одна благая весть - на Архиерейском соборе Константинопольской церкви в Стамбуле вчера, 2 сентября, епископы рассмотрели вопрос о том, насколько Константинопольская церковь уполномочена без согласия других церквей предоставлять автономию, автокефалию церкви, которая об этом просит.

Ответ, который приняли епископы по результатам этого обсуждения утвердительный - «да, Константинопольский патриархат может предоставлять автокефалию без каких-либо согласований». При этом, стоит напомнить, что российская пропаганда, РПЦ и ее приспешники в Украине рассказывали всем и вся, что без согласования с другими поместными церквями и без их согласия никакого Томоса об автокефалии УППЦ не будет.

Также, ранее Вселенский патриарх напомнил о московском самоуправстве по отношению к Киевской митрополии, подробно перечислив такие примеры в отношении Киевской митрополии, начиная с XV века.

«Москва на протяжении многих веков распоряжалось Киевской митрополией, православной церковью в Украине, без ведома Константинополя», - заявил глава Константинопольской церкви.

Напомним, после визита патриарха РПЦ на Фанар, 1 сентября в Стамбуле начался Архиерейский собор Константинопольской церкви, главной темой которого является предоставление украинской Православной церкви автокефалии. Собор продлится до 3 сентября.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: