Тарифы на доставку газа. Сколько платят в Европе и сколько в Украине
В Европе платят в десять раз больше, готовы ли украинцы?
Всего месяц понадобился «Нафтогазу Украины» для того, чтобы найти источник покрытия собственных убытков. Напомним, в сентябре госмонополия отчиталась об 11,5 млрд грн убытков за первое полугодие 2020 года. И уже в октябре «Кировоградгаз» – структурное подразделение Нафтогаза – подало в НКРЭКУ свою разработку проекта тарифа на распределение газа на 2021 год. «Дочка» Нафтогаза предложила трехкратное повышение – при текущем тарифе 1,04 грн за доставку кубометра газа, в «Кировоградгаз» на следующий год запланировали этот показатель на уровне 3,15 грн. Львиная доля прироста тарифа (около 1,5 грн с каждого кубометра) должна пойти на погашение долга перед «Укртрансгазом» – еще одного дочерней компании группы Нафтогаз.
Схожая ситуация и у других облгазов – все они заложили в свои тарифы на следующий год погашение примерно половины долгов перед группой Нафтогаз. И поэтому у всех плановые тарифы, которые они подали на утверждение в НКРЭКУ, выросли в 3-4 раза. Например, проект тарифа «Херсоноблгаза» в 2,8 раза выше нынешнего, «Криворожгаза» - в 3 раза, «Ровногаза» - в 3,2 раза и т.д.
Фактически состоялось то, о чем писал «Главком» – накопленные за пятилетку долги газового рынка можно было либо списать по алгоритму, предложенному в законопроекте 3800-1 и таким образом «очистить» тарифы от долговой составляющей, либо – все же включить их в тариф. Так как Верховная Рада самоустранилась от решения проблемы и не дала ход механизму списания долгов, то сработал второй вариант – их включили в тариф, что полностью удовлетворяет группу Нафтогаз. Во всяком случае, топ-менеджмент этой госкомпании создает повод для очередных рекордных премий. Ведь ожидаемый приток средств в «Нафтогаз» за счет невиданного роста тарифов на распределение газа должен был составить не менее 25 млрд грн и превратить убыточную госмонополию в прибыльную – а это и есть основание для корпоративных бонусов и премий. Как бы там не было, но впервые в Украине в структуре тарифов на распределение газа первое место по объему заняли расчеты по долгам. И нужно подчеркнуть – речь о проектах тарифов.
Что же мы имеем в результате: впервые в Украине в структуре тарифов на распределение газа первое место по объему заняли расчеты по долгам. Но нужно подчеркнуть – речь пока идет о проекты тарифов. Потому что в ноябре все без исключения проекты тарифов с «долговой» накруткой были «сбиты» НКРЭКУ. Специалисты госрегулятора их пересчитали – в результате тарифы на распределение газа были сокращены как минимум вдвое. После чего структура среднего тарифа снова приобрела почти классический для Украины вид: основные расходы приходятся на оплату производственно-технологических затрат (ВТВ) и зарплаты газовиков, и уже далее – налоги и взносы, погашение долгов, инвестиции и финансирование работы аварийных служб и текущих ремонтов.
Таким образом, если цены на газ в Украине уже стали рыночными, тариф на доставку газ остается в «советской парадигме». Тарифы на доставку газа в денежном выражении в Киеве у 8-10 раз меньше по сравнению с тарифами, действующими в столицах Венгрии, Сербии, Румынии, Хорватии и Эстонии. Отставание Украины от среднеевропейских тарифов составляет 24 раза.
Например, в Испании, где газораспределительная система наиболее похожа на украинскую, стоимость доставки одного кубометра составляет в пересчете 9,30 грн/ куб м. В Словении доставка одного кубометра стоит 7,39 грн, в Литве – 3,89 грн, Румынии – 2,92 грн, в то время как в Киеве эта услуга стоит только 0,28 грн.
Цена газа с доставкой и налогами в странах Европы (столицы), грн за куб.м | |||||
№ | Страна | Цена газа | Тарифы* на доставку | Налоги, в т.ч. НДС | Всего |
1 | Швейцария | 16,44 | 15,54 | 8,44 | 40,42 |
2 | Нидерланды | 10,46 | 4,8 | 21,53 | 36,79 |
3 | Дания | 7,93 | 7,5 | 18,21 | 33,64 |
4 | Италия | 9,26 | 7,32 | 11,97 | 28,55 |
5 | Португалия | 9,19 | 10,74 | 6,85 | 26,78 |
6 | Австрия | 12,04 | 6,42 | 7,54 | 26 |
7 | Испания | 10,49 | 9,3 | 5,16 | 24,95 |
8 | Франция | 6,67 | 9,84 | 7,07 | 23,58 |
9 | Ирландия | 11,26 | 7,25 | 4,44 | 22,95 |
10 | Словения | 8,4 | 7,39 | 6,42 | 22,21 |
11 | Германия | 10,06 | 6,09 | 5,41 | 21,56 |
12 | Эстония | 13,74 | 2,2 | 4,83 | 20,77 |
13 | Чехия | 11,36 | 4,83 | 3,39 | 19,58 |
14 | Болгария | 5,88 | 10,31 | 3,25 | 19,44 |
15 | Литва | 10,38 | 3,86 | 4,94 | 19,18 |
16 | Словакия | 7,97 | 6,31 | 2,85 | 17,13 |
17 | Бельгия | 7,46 | 5,37 | 3,53 | 16,36 |
18 | Греция | 7,54 | 6,96 | 1,44 | 15,94 |
19 | Люксембург | 8,15 | 6,09 | 1,59 | 15,83 |
20 | Хорватия | 9,88 | 2,6 | 3,14 | 15,62 |
21 | Великобритания | 10,28 | 4 | 1,3 | 15,58 |
22 | Польша | 8 | 3,53 | 2,67 | 14,2 |
23 | Сербия | 7,93 | 2,74 | 1,08 | 11,75 |
24 | Латвия | 3,61 | 5,01 | 2,56 | 11,18 |
25 | Румыния | 6,35 | 2,92 | 1,77 | 11,04 |
26 | Венгрия | 5,44 | 2,7 | 2,2 | 10,34 |
27 | Украина | 5,3 | 0,28 | 1,12 | 6,7 |
В странах Европы средний чек на доставку газа составляет около трети (30%) от общей суммы на оплату за газоснабжение обычного домохозяйства. В структуре расходов на газоснабжение больше всего – 42% - приходится на стоимость самого газа (как энергоносителя). В Украине (в Киеве) тариф на распределение – 4% в расходах на газоснабжение.
Структура тарифов на распределение газа в 2021 году | |
Расходы | Доля в тарифе, % |
Зарплата | 39 |
ВТВ | 35,5 |
Налоги и взносы | 10 |
Компенсация долгов | 4,5 |
Оперативная деятельность | 4 |
Счетчики (установка, поверка и ремонт) | 3 |
Инвестиции | 2,5 |
Другое | 1,5 |
Три особенности новых тарифов
Но даже после сокращения тарифы на распределение газа в 2021 год будут в полтора раза выше действующих. Во-первых, доля долговой компенсации в них, даже после радикального уменьшения будет в четыре раза большей, чем сейчас. В текущем году в тариф заложена компенсация долгов в объеме 330 млн грн (эта статья появилась лишь во втором полугодии). В 2021 года сумма на расчеты по долгам в тарифе составит 1 143 млн грн. Таким образом, каждому все же придется платить за игнорирование Верховной рабой законопроекта 3800-1.
Во-вторых, НКРЭКУ наконец-то ввела прозрачные правила расчета ВТВ, из-за отсутствия которых и возникла значительная часть долгов на газовом рынке. В последние пять лет точным расчетом этих расходов никто не занимался. Поэтому в тарифах на распределение объем ВТВ был явно заниженным – при том, что объем инвестиций не покрывал самых необходимых затрат на улучшение работы сетей, то есть их техническое состояние из года в год ухудшается.
Состояние газораспределительных сетей | |||
Год | 2015 | 2020 | 2025 |
Аварийные газопроводы (км) | 1602 | 14918 | 24465 |
Аварийные газорегуляторные пункты (шт.) | 2833 | 4953 | 11802 |
Данные АГРУ
Если фактические технологические расходы газа не заложены в тариф, то облгазы не получают средства на приобретение такого газа. Но без технологического газа невозможна доставка газа потребителям – так, не имея достаточно «тарифного» ВТВ, облгазы использовать для этого газ, который предоставляет оператор ГТС (до 2020 года эти функции выполнял «Укртрансгаз») по цене, которая иногда вдвое выше рыночной. А поставщик такого газа обычно «Нафтогаз». Так, из-за игнорирования фактических данных по объемам технологического газа возникла долговая цепь.
Сейчас госрегулятор создал условия, чтобы в следующем году такие долги не возникали.. НКРЭКУ совместно с несколькими НИИ, а также специалистами КПИ и Львовской политехники разработал новую методику расчета ВТВ, которая: а) позволяет рассчитать объективный объем таких потерь; б) стимулировать облгазы к сокращению этих расходов. Что касается объективности, то для потребителей газа есть хорошая новость – теперь в ВТВ включают расходы на приведение газа к стандартным условиям (с учетом всех особенностей счетчиков, температуры и т.п.), и это находится под контролем НКРЭКУ. Поэтому в 2021 году никаких «температурных коэффициентов» в счетах за газ не будет.
Что касается объективности, то для потребителей газа есть хорошая новость – теперь в ВТВ включают расходы на приведение газа к стандартным условиям (с учетом всех особенностей счетчиков, сезонной температуры и т.д.), и это находится под контролем НКРЭКУ. Поэтому в 2021 году никаких «температурных коэффициентов» в счетах за газ не будет.
На 2021 год расчетный показатель ВТВ составил 1,4 млрд куб.м. И уже в 2021 году этот объем должен быть меньшим – за счет того, что будут проводить замену изношенных газопроводов и оборудования. Хотя особого прорыва ожидать не стоит – в тарифах средства на инвестиции заложены в объеме, почти вдвое меньшем, чем на компенсацию долгов: 660 млн грн против 1 143 млн грн.
Третья особенность тарифов 2021 – зарплаты в газораспределении в следующем году будут увеличены примерно на 16%. И связано это с тем, что уже сейчас в облгазах недостаточно специалистов – слесарей, сварщиков, метрологов – для проведения текущих ремонтов или обслуживания счетчиков газа. С 2015 года, когда в газораспределении были заморожены тарифы, а значит и зарплаты, из отрасли ушли 15 тыс сотрудников. Квалифицированные специалисты либо переходят в другие энергокомпании – в тех же облэнерго оплата труда слесаря в полтора раза выше, а в последнее время чаще всего уезжают за рубеж, где уровень зарплат еще выше.
Вот почему в Украине зарплаты в приграничных областях выше, чем в целом по стране. Компании из нерегулируемых секторов экономики самостоятельно повышают здесь зарплаты. Облгазы же могут это сделать в рамках утвержденных тарифов.
И в тарифах на 2021 год НКРЭКУ предусмотрело рост зарплат газовиков до 12,5 тыс. грн к концу года. И в этой связи есть сомнения, что «Львовгаз» или «Закарпатгаз» смогут остановить отток кадров, если учесть что в польских компаниях зарплата сварщика стартует от 1 200 евро.
Таким образом, если парламент все же решится на списание искусственных долгов на газовом рынке согласно алгоритму законопроекта 3800-1, то уже в следующем году при сохранении уже утвержденных НКРЕКП тарифов на распределение возможно почти втрое увеличить инвестиции в газовые сети, что позволит уменьшить потери технологического газа и предоставить заказы на украинские предприятия, производящие газовое оборудование. Сэкономленные таким образом средства уже в 2022 году могут быть направлены на дальнейшее выравнивание оплаты труда в газораспределения для сохранения квалифицированных специалистов – и это станет примером комплексного подхода к оздоровлению всей отрасли.
Инна Михайловская, для «Главкома»
Коментарі — 0