Топ-10 изменений в налоговом законодательстве с января 2022 года
Налоговые изменения существенно повлияют на правила налогообложения для резидентов Украины
С 1 января 2022 года начали действовать изменения в системе налогообложения юридических и физических лиц-резидентов Украины. Об этом сообщает «Лига.Закон» проанализировав топ-10 основных изменений.
Налогообложение контролируемых иностранных компаний (далее – «КИК»)
Правила КИК будут применяться для резидентов Украины, которые владеют или контролируют (прямо или опосредованно) иностранные компании или организации без статуса юридического лица (трасты, фонды, партнерства и другие). Таким лицам необходимо будет готовить специальную отчетность по КИК и, в определенных случаях, уплачивать налог c прибыли КИК в Украине.
Законодатель определил возможность представления первого отчета в 2024 году за отчетный период - 2022 год. В то же время уведомление о покупке/продаже/ликвидации КИК с 1 января 2022 года нужно будет направлять в налоговую не позднее 60 дней с даты проведения операции.
Место эффективного управления
Начиная с 2022 года иностранная компания может быть признана налоговым резидентом Украины в случае осуществления эффективного управления такой компанией с территории Украины.
Под осуществлением эффективного управления законодатель понимает:
- управление персоналом;
- ведение бухгалтерского или управленческого учета;
- управление банковским счетом;
- проведение собраний исполнительного органа регулярнее в Украине, чем в любой другой стране;
- принятие управленческих решений и осуществление другой текущей деятельности преимущественно с Украины;
- фактическое управление деятельностью независимо от наличия на это формальных (юридических) полномочий у лиц, осуществляющих такое управление.
Тест деловой цели
Тест деловой цели будет применяться с 1 января 2022 года к операциям с резидентами из низконалоговых юрисдикций или которые зарегистрированы в низконалоговых организационно-правовых формах, а также к операциям по выплате роялти нерезидентам.
Отсутствие деловой цели (экономического эффекта) в соответствии с пп.14.1.231 ст.14 НКУ в указанных операциях приведет к увеличению финансового результата до налогообложения плательщика налога на всю сумму стоимости таких товаров, работ и услуг (с некоторыми исключениями).
При этом, обязанность доказывания обстоятельств отсутствия деловой цели и необходимости осуществления соответствующей корректировки будет возлагаться на контролирующий орган.
Налог на добавленную стоимость (далее – «НДС»)
Известный в народе Закон на Google (Закон Украины от 03.06.2021 №1525-IX) также начинает действовать с 2022 года. Последствия его принятия многие пользователи электронных услуг могут проследить уже сегодня, так как им пришло сообщение от Google и других известных иностранных провайдеров о повышении цены на услуги на 20% в связи с обязанностью удерживать НДС.
Закон предусматривает регистрацию нерезидента плательщиком НДС в Украине, если он предоставляет электронные услуги на территории Украины в пользу физических лиц/физических лиц-предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, и если сумма таких операций превышает 1 млн. грн. в год.
Указанный налог не является новым в правовом поле налогового регулирования в Европе и других странах мира, где распространено применение специального налога «digital tax», однако лимит суммы для обязательной регистрации плательщиками НДС отличается в каждой стране.
К электронным услугам законодатель относит:
- поставку электронных экземпляров, предоставление доступа к изображениям, текстам и информации, в том числе, но не исключительно, подписку на электронные газеты, журналы, книги, предоставление доступа и/или загрузка фотографий, графических изображений, видеоматериалов;
- предоставление доступа к базам данных, в том числе использование поисковых систем и служб каталогов в сети Интернет;
- предоставление доступа к информационным, коммерческим, развлекательным электронным ресурсам и другим подобным ресурсам, размещенным на платформах общего доступа к информации или видеоматериалам;
- поставку программного обеспечения и обновлений к нему, в том числе электронных экземпляров, предоставление доступа к ним, а также дистанционное обслуживание программного обеспечения и электронного оборудования;
- и другие.
Исчерпывающий перечень разновидностей услуг, подлежащих обложению, приведен в пп.14.1.56-5 ст.14 НКУ.
Местом поставки электронных услуг определяется местонахождение получателя таких услуг, а подтверждением факта их предоставления признается любой документ, подтверждающий факт оплаты таких услуг, в том числе предоставленный в электронной форме средствами электронной связи.
Также, начинает действовать долгожданная отмена уплаты 20% налога на прибыль при заказе у нерезидентов услуг по производству и/или распространению рекламы.
Еще одним нововведением, достаточно актуальным с учетом действующих карантинных ограничений, является освобождение от налогообложения НДС при:
- поставке образовательных услуг через доступ к публичным образовательным, научным и информационным ресурсам в сети Интернет для подготовки соискателей высшего образования, проведение и предоставление которых не требует участия человека;
- поставке услуг дистанционного обучения лицензированными учреждениями образования.
Регистраторы расчетных операций (далее - «РРО») для физических лиц-предпринимателей (далее - «ФЛП»)
С 1 января 2022 обязательным для ФЛП (2-й - 4-й группы) становится использование РРО при осуществлении наличных расчетов. ФЛП будут обязаны зарегистрировать и использовать РРО (программный РРО) при расчетах с физическими лицами. Изменения, в частности, коснутся владельцев гостиниц, ресторанов, интернет-магазинов, продавцов товаров, которые напрямую работают с потребителями, и других.
Изменения в Конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Республикой Австрия
Согласно Протоколу о внесении изменений в Конвенцию между Украиной и Республикой Австрия об избежании двойного налогообложения от 15.06.2020, с 2022 года начинают применяться следующие ставки налога на репатриацию при выплате пассивных доходов и другие основные изменения:
- Дивиденды: 5% в случае, если фактическим владельцем таких дивидендов является компания, владеющая не менее 10% капитала; и 15% в других случаях;
- Проценты: ставка налога теперь будет определяться на уровне 5% вместо дифференцированных ставок 2%/5%, как было раньше;
- Напомним также, что обновленные ставки при выплате роялти (10%/5%) будут действовать с 01.01.2023 года.
Также, на уровне Конвенции теперь закреплено применение теста основной цели. Выгоды, предусмотренные Конвенцией, возможны к применению в случае, если можно сделать обоснованное заключение о том что получение такой выгоды не было одной из главных целей заключения соглашения или проведения операции.
Изменения в Конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Королевством Нидерландов
Согласно Протоколу о внесении изменений в Конвенцию между Украиной и Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения от 15.06.2021, с 2022 года начинают действовать следующие основные изменения:
- Дивиденды: ставка налога на выплату дивидендов повышена до 5% в случае, если фактическим владельцем таких дивидендов является компания, владеющая не менее 20% капитала; и 15% во всех остальных случаях. Отменена ставка налога 0% и требование о владении 50% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и о внесении инвестиции на сумму минимум 300 000 долларов США;
- Роялти: повышена до 5% (вместо 0%) ставка налога при выплате роялти нерезиденту за использование или право на использование любых авторских прав на научные работы и патент, торговую марку, дизайн или модель, секретную формулу или процесс, или за информацию, которая касается промышленного, коммерческого или научного опыта. Ставка налога на роялти за использование или право на использование каких-либо авторских прав на произведения литературы или искусства (включая кинематографические фильмы и фильмы или пленки для радио или телевидения) не изменилась и составляет 10%;
- Проценты: новая ставка - 5% вместо 2%/10%.
На уровне Конвенции теперь закреплено применение теста основной цели ко всем операциям, подпадающим под действие Конвенции. Выгоды, предусмотренные Конвенцией, возможны к применению в случае, если можно сделать обоснованное заключение о том, что получение такой выгоды не было одной из главных целей заключения соглашения или проведения сделки.
Налоговая амнистия
В 2022 году продолжается процедура одноразового (специального) добровольного декларирования, более известная как «налоговая амнистия». У тех, кто еще планирует воспользоваться правом специального декларирования до 01.09.2022, есть возможность применить пониженную ставку сбора при декларировании иностранных доходов/активов до 01.03.2022 года. Указанная пониженная ставка будет составлять 7% вместо стандартной ставки 9%.
Напомним, что налоговая амнистия предусматривает право граждан Украины и иностранцев, являвшихся резидентами Украины на момент получения дохода, задекларировать доходы/активы, с которых не был уплачен налог в соответствующих налоговых периодах.,
Изменения, предложенные проектом Закона №5600
После официального обнародования вступят в силу изменения в Налоговый Кодекс Украины, которые предлагаются проектом закона №5600. С детальным анализом изменений, предусмотренных законопроектом, можно ознакомиться в статье: Податковий Закон (проект 5600) та хто від нього постраждає?
Изменения, предложенные проектом Закона №5376
14 декабря 2021 года ВРУ приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о стимулировании развития цифровой экономики в Украине», который предусматривает внедрение специального режима налогообложения для ИТ-компаний - резидентов Дия Сити. После подписания Закона Президентом Украины, ожидается что нововведения начнут действовать уже с 1 января 2022 года.
В частности, основные изменения включают:
- Для компаний - резидентов Дия Сити, предусмотрена возможность выбрать между обычной системой налогообложения с налогом на прибыль по ставке 18% или применением специального режима налогообложения с налогом на выведенный капитал по ставке 9%;
- В свою очередь для резидентов Дия Сити закон предусматривает ограничения операций по приобретению товаров/услуг у частных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения;
- Компании - резиденты Дия Сити смогут привлекать ИТ-специалистов на условиях трудовых договоров или гиг-контракта;
- К вышеуказанным ИТ-специалистам будут применяться следующие льготные ставки налогообложения их дохода: 5% - НДФЛ; 1,5% - военный сбор; ЕСВ 22% от минимальной заработной платы;
- Дивиденды, которые выплачиваются компанией - резидентом Дия Сити, которая не меньше, чем 2 предыдущих года не выплачивала дивиденды - не будут подлежать налогообложению в случае их выплаты в пользу физического лица;
- Физическое лицо имеет право на налоговую скидку на сумму расходов на приобретение акций (корпоративных прав) резидента Дия Сити, если они были приобретены до получения статуса резидента Дия Сити или в течение периода, когда годовой доход резидента не превышал 1 167 минимальных зарплат (около 7,5 млн. грн.).
- Законом также предусмотрены условия ответственности для компаний, которые воспользовались льготным режимом резидента Дия Сити при этом не соответствуют его квалификационным критериям.
Суммируя все вышесказанное, изменения в НКУ, которые вступают в силу с 2022 года, существенно повлияют на правила налогообложения для резидентов Украины, а особенно для собственников/контролеров иностранных компаний и компаний, которые работают с нерезидентами.
Однако, в то же время, аналогичные изменения давно введены в странах ЕС, США и даже в соседних с нами странах и свидетельствуют о том, что Украина выполняет требования, предусмотренные ОЭСР и планом BEPS. Старые механизмы оптимизации налоговой нагрузки уже не работают, и необходимо комплексно рассмотреть и реформировать структуру компаний в соответствии с изменениями в законодательстве в Украине и мире.
Коментарі — 0