Незаметные терминаторы. Как изменились технологии войны
Будущее оружейной отрасли рождается на наших глазах
Говорим про боевые беспилотники или дроны. Я так вижу: если человечество по своему обыкновению начнет конфликтовать с искусственным интеллектом, который само и создаст, то взбунтовавшийся искин будет изничтожать человечество, конечно, ядерным оружием. А вот добивать не человекоподобными терминаторами Т800, а именно беспилотниками всех типов. Так надежнее и дешевле. Хотя и терминатор-то в первом фильме Кэмерона – натуральный беспилотник.
Появились они – беспилотники, не терминаторы – почти сто лет назад, в 1935 году. Это был британский радиоуправляемый самолет-биплан Де Хэвилэнд «Квин Би», использовался в качестве мишени для обучения зенитчиков. То есть, исходно беспилотники создавались для войны, а вовсе не для доставки пиццы и заглядывания видеокамерами в спальни знаменитостей.
Но развитие всяческие дроны получили в этом столетии, когда появились компактные, но достаточно мощные двигатели и источники питания, аккумуляторы, прежде всего, а система ориентации по координатам стала по-настоящему точной. И это не просто развитие, на Западе используют термин «экспансия». А когда возникли зачатки искусственного интеллекта для управления дронами, заговорили про угрозу человечеству.
Нас судьба человечества, конечно, волнует. В пятницу, после работы, под борщ и пятьдесят граммов домашней. А вот угроза, исходящая от ядерной недоимперии по соседству, предстала перед нами катастрофически зримо. Вот в этом ключе и рассматриваем беспилотную тему.
Потому что серьезные исследования доказывают: рой многофункциональных дронов, управляемых искусственным интеллектом, способен не просто компенсировать наличие ядерной триады у противника, а уничтожить ее до того, как она будет применена.
Это принципиально важный момент, и я его постараюсь максимально разъяснить.
Ядерную триаду, как известно, составляют межконтинентальные баллистические ракеты, снабженные ядерными боеголовками. Плюс стратегическая авиация, несущая ядерные бомбы и ракеты «воздух-земля». Плюс флот, прежде всего, подводные лодки с ракетами, оснащенными ядерным оружием. До сих пор считалось, что обладание ядерной триадой гарантирует страну от нападения, потому что ударом возмездия или превентивным ударом агрессор будет уничтожен дотла.
А сейчас оказывается, что система этих беспилотных штук, которые летают, ползают и плавают при минимальном участии человека – запустил и дальше оно само – способна обнулить все военные преимущества ядерной державы. Так это же именно то, что нужно Украине при наличие под боком невменяемой агрессивной недоимперии!
Да, конечно, рой дронов, способный уничтожить хранилища ядерного оружия врага, а заодно его обычные вооружения, появится в Украине не завтра. Но заниматься им надо уже сегодня! И даже первые шаги обеспечат нам серьезное преимущество на поле боя.
Между прочим, на Западе в отношении бронетехники и авиации развивают концепции либо «Автономной системы вооружения», то есть, которая выполняет все боевые задачи полностью без участия человека. Либо это «Опционально пилотируемая система», то есть, к примеру, на марше танк управляется экипажем, а вот в бой на прорыв вражеских позиций он идет уже без людей, действуя самостоятельно. Или экипаж управляет им дистанционно, находясь в безопасности, на расстоянии сотен километров от поля боя.
Обратите внимание на коллизию. Сегодня Украина буквально выпрашивает танки, и наши союзники дают их со страшным скрипом, буквально поштучно. А сами в это время разрабатывают системы, которые все эти танки просто отправят на свалку. И уж если так происходит с далеко не самой совершенной техникой, то перспективные автономные системы вооружений нам точно не дадут никогда! Значит, надо разрабатывать самим.
Поэтому давайте разбираться с беспилотной темой по порядку, от простого к сложному. И начнем с беспилотников летающих, так как они у всех на слуху, и все стремятся в теме если не поучаствовать, то хотя бы поспособствовать. Опять же, беспилотников, или по-другому, дронов, у нас много. К сожалению, не по количеству, а по номенклатуре, что есть не хорошо, а совершенно наоборот.
По выполняемым задачам наиболее распространенными и, одновременно, наиболее востребованными являются разведывательные дроны, которые выявляют и передают координаты целей. А также ударные, способные скидывать один-два горячих подарка на живую силу и бронетехнику врага. Разведывательные и ударные функции могут быть совмещены. Ударные дроны бывают одноразовыми, их еще называют дронами-камикадзе, хотя японские камикадзе как раз считались образцом именно человеческого самопожертвования, а не бездушного алгоритма.
По конструкции различают дроны самолетного типа – с крыльями и аэродинамическими рулями, и коптеры – это вроде вертолетов с разным количеством несущих винтов. Дроны самолетного типа, как правило, приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания. А коптеры – электродвигателями на аккумуляторах.
Соответственно, самолетики летят быстрее и дальше, могут и на тысячи километров, но они более уязвимы из-за больших габаритов и шумности. Коптеры – малозаметные, но летают недалеко, километров на 30 – 10 км туда, 10 на поиск цели и 10 обратно. Боевая нагрузка коптеров составляет до 3 килограммов.
Не густо, честно говоря. Но это и неудивительно, потому что значительную часть используемых на фронте дронов составляют обычные бытовые изделия, кустарным образом переделанные под боевые задачи. Причем, множество наших силовых ведомств и отдельных подразделений сами формируют себе тактико-технические требования к беспилотникам, сами заказывают их производителям, которых считают надежными, и сами проводят так называемые испытания в войсках. А по сути, эксплуатацию этой техники.
О какой-нибудь унификации, не говоря уже о стандартизации, которые существенно бы упростили изготовление и модернизацию беспилотников, ремонт и подготовку персонала, речь просто не идет. Это как раз тот случай, когда знаменитая способность украинского общества решать проблемы вместо государства, работает против нас, создавая беспилотный паноптикум.
Теперь рассказываю, как надо по уму.
Кто-то наверное, помнит, как я в одной из предыдущих серий призывал создать группу из инженеров, военных и специалистов по инвестициям. Но это чтобы сформировать общий оборонный заказ. А по беспилотникам в первую очередь надо собирать группу высококвалифицированных ІТ-шников. И ставить перед ними задачу разработки и отладки универсального программного комплекса для управления основными типами беспилотников.
И не только летающих – речь обо всех «Ограниченно пилотируемых системах» и «Автономных системах вооружения». Смысл в том, чтобы вылизать программный комплекс от всех багов и глюков, добиться, чтобы он был максимально защищен от попыток взлома или перехвата управления. А также имел удобный, типовый интерфейс – для простоты обучения операторов и эксплуатантов. Понятно, что для коптера, беспилотного танка и ракетного катера он таки будет разным, но самое главное – ядро программы – должно быть единым.
Принципиально важно: описываемый программный комплекс должен иметь элементы искусственного интеллекта. Здесь мне придется слегка потеоретизировать на сию популярную тему.
Теоретизирование связано с тем, что в мире нет даже общепризнанного определения, что такое – искин? Чаще всего используется вариант, что искин – это свойство искусственных интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.
Так себе определение. Потому что не исчерпывающее. Например, программа, выигрывающая в шахматы у любого гроссмейстера, не сможет ответить на вопрос, который час. А ЧатGPT, который болтает о чем угодно, в те же шахматы пролетает дилетанту. И нейросеть Миджорни, рисующая яркие картинки, сама, по собственному вдохновению, не способна изобразить даже примитивный черный квадрат, как у Малевича.
Для себя я сформулировал, что искин – это нечто созданное, а не появившееся само собой, которое решает нетривиальные задачи способом, в нее исходно не заложенным. То есть, если программисты разработали алгоритм, по которому действует компьютер, как с игрой в шахматы или рисованием картинок, то это не интеллект. А вот когда поставлена задача, и компьютер дал правильный ответ, но откуда он его взял – непонятно, то это уже искин. Который со временем наверняка осознает себя как личность и вполне может представлять угрозу для человечества. Но угроза человечеству пока не горит, нам сначала российскую недоимперию разгромить надо.
На самом деле, многочисленные программы, используемые в том числе, и в смартфонах, называют искусственным интеллектом чисто по маркетинговым соображениям, чтобы возбудить клиента на покупку.
Нам в беспилотной теме требуется не полноценный искин, что есть задача неподъемная, а нечто попроще и поутилитарнее.
Искомый программный комплекс должен быть способен на входе получать и обрабатывать инфу со спутников, самолетов, дронов-разведчиков, бойцов на позициях. Он должен включать в себя обширную базу данных с точным распознаванием «свой-чужой», а также подсистему принятия решений и управления различными беспилотниками, находящимися в распоряжении этого условного искина. Условного, потому что это ближе к самообучающемуся автопилоту «Теслы». В нашем случае задача проще, потому что тесловский автопилот вынуждены решать очень динамичную задачу вождения авто, полагаясь, в основном, на неполные данные телекамер. А комплекс, управляющий роем беспилотников, будет опираться на точные данные различных методов инструментальной разведки.
И заниматься разработкой подобного управляющего программного комплекса с элементами искина надо именно сейчас. Потому что сейчас под руками множество трофейных образцов вражеской техники, масса ее фото и видеофиксаций на поле боя в разной маскировке, есть реальные – боевые, а не полигонные образцы разведывательной инфы со спутников и беспилотников, в том числе, НАТОвских. Как раз все это и должно составить базу данных для самообучения программного комплекса.
А потом, когда боевые действия окажутся в прошлом, попробуй все это собери для ІТ-шников… Проще поход со взятием Москвы организовать. Шучу-шучу. Хотя…
При этом помним, что разработчикам такого программного комплекса в нынешние Интернет-времена не обязательно находится в одном городе и даже в одной стране. Так что специалисты, которые остались в Украине и те, кто вынуждены были эвакуироваться из того же Харькова, который до войны был одним из украинских центров ІТ-сферы, смогут объединиться в виртуальный творческий коллектив. И будут натаскивать украинский искин на надежное решение задачи по выявлению и уничтожению врага оптом и в розницу.
Вершиной такого подхода должен стать беспилотный рой, управляемый программным комплексом в полуавтономном режиме, когда операторы-люди лишь подтверждают главные решения, принятые искином.
Смысл в том, чтобы тысячи дронов – воздушных, наземных, водных, если речь о побережье – действовали в рамках единой задачи. Это будут коптеры разных типов, стартующие с земли или дирижаблей-маток и работающие против живой силы и техники. Поддерживающая их с земли наша автономная бронетехника. Беспилотники-разведчики, выявляющие цели на разных расстояниях. Ударные дроны дальнего действия, блокирующие передвижения войск противника на подступах к полю боя. В этой схеме искин будет задавать координаты для артиллерии, в первую очередь, для высокоточных систем залпового огня. А также для баллистических ракет, о которых я рассказывал в предыдущей серии.
При реализации изложенной концепции боестолкновение превращается в компьютерную игру на свежем воздухе – стратегию с элементами шутера. А в интеллектуальных играх искин гарантированно побеждает человека. И даже «сверхчеловека», но духовного карлика Путина победит играючи.
Рой воздушных беспилотников, доставленных к цели баллистической ракетой, способен вывести из строя стартовые позиции с ядерным оружием врага, во всяком случае, наземные и шахтные. С этого утверждения и начиналась эта серия.
Описанное – будущее, рождающееся на наших глазах. Стратегическая перспектива. О которой всерьез не задумывались с самого создания Вооруженных сил Украины. Ну, если не считать стратегией сознательное разворовывание армии, а потом не менее сознательное ее уничтожения для сокрытия следов воровства.
Но есть и жизненные – в прямом смысле – задачи, которое надо решать немедленно. О чем постоянно говорят спецы по беспилотникам. В частности, нужно массовое производство примитивных, но эффективных ударных дронов. Второй год от начала агрессии, а мы все еще продолжаем рассуждать о таких беспилотниках, вместо того, чтобы обрушить их на вражеские орды, как стаю саранчи.
Вдумайтесь, во время Второй Мировой фашистская Германия производила по 900 баллистических ракет ФАУ-2 в месяц. Это махина длинной 14 метров, заправленный масса 14 с половиной тонн, боевая часть – тонна взрывчатки. В ней сложнейшее оборудование, все детали высокоточные из трудоемких материалов. И 900 штук в месяц. Восемьдесят лет назад! А мы сейчас не можем наладить производство хотя бы 500 простейших ударных беспилотников в месяц. При формальном наличии охренительной структуры из Министерства стратегической промышленности и «Укроборонпрома».
Да над нами пионЭры из кружков юных моделистов смеялись бы. Потому что им такая задача была бы по плечу.
Но к делу. Прежде всего, следует разработать конструкцию такого беспилотника самолетного типа с дальность 200 км – это в идеале, и боевой нагрузкой до 2 кг. Состоять он должен из пенопласта, дешевого пластика, деревянных реек и скотча – потому что одноразовый. Взрывчатка – пластид. Металлического – только маленький двигатель и элементы системы управления. Наведение – по GPS-координатам. Всё.
Двигатель, систему управления и пенопласт со скотчем закупать, раз сами забыли, как это производить. И развернуть десятки, сотни мелких производств по выпуску такого ужаса, летящего на крыльях ночи. Причем, боевой заряд изготавливать отдельно, присоединять его к ударному беспилотнику уже в войсках, непосредственно перед применением.
Против такого подхода, конечно, будут возражать технические перфекционисты, которые не могут помыслить беспилотник без продувок в аэродинамической трубе и многолетних летных испытаний. Им напомню, что в нашем случае простота и дешевизна конструкции, обеспечивающие массовость применения, неизмеримо важнее эстетского совершенства.
Кстати, я не выдаю врагу никаких секретов и прорывных идей. Потому что похожими беспилотниками, изготовленными на колене, несколько лет назад была успешно атакована российская авиабаза Хмеймим в Сирии. И хваленые С-400 вместе с пресловутыми «Панцирями» рашистам тогда не помогли.
Аналогично следует поступать с другими типами беспилотников – разведывательными, ударными дальнего радиуса и прочими: сформулировать тактико-технические требования, на реально конкурсной основе отобрать три проекта, которые этим ТТТ соответствуют, и запускать в массовую серию. У нас же нет проблем с комплектующими, как у недоимперии!
Про фактически беспилотные самолеты вроде турецкого «Кизилельмы», который создается совместно с Украиной, рассказывать смысла пока не вижу. Процесс идет в правильном направлении, важно не испортить.
Чтобы не выходить за разумный хронометрах, о беспилотной бронетехнике, надводных и подводных дронах расскажу в следующей серии. А также о том, без чего описанное невозможно в принципе – о реорганизации украинской оборонной промышленности.
Советское – пролюбили. Своего пока не построили. Хотя нужно и можем. Не хочется иронизировать, что таков наш путь, но ведь так и есть. Пора с этого раздолбанного тракта сворачивать на нормальную дорогу.
Мы еще встретимся! И это не угроза.
Коментарі — 0