За шумихой вокруг 100 дней Януковича совсем упустили принятие в первом чтении закона о всеукраинском референдуме, позволяющему легко отменить политреформу 2004 года.
Похоже, что в Партии регионов придумали оптимальный способ, как вернуть Президенту полномочия Леонида Кучмы, без 300 голосов в парламенте или протаскивания этого дела через КС.
Идея отменить конституционную реформу витала в воздухе с 2005 года. Тогда многие юристы советовали Виктору Ющенко быстренько отменить реформу через Конституционный суд. Вроде бы и основания для этого были – в 2004 году, при принятии изменений в Основной Закон была нарушена процедура. В проект закона о внесении изменений в Конституцию, уже после экспертизы в КС, были внесены несколько поправок. А это Основным Законом запрещается.
Но тогда это дело замяли, и Виктор Ющенко на возвращение полномочий Кучмы не пошел. После проведения парламентских выборов 2006 года конституционная реформа вступила в силу в полном объеме. Многие юристы сходились во мнении, да и сейчас соглашаются с тем, что с того времени изменения стали неотъемлемой частью Конституции, а потому отменять реформу КС не имеет права.
В преддверии президентских выборов 2010 года украинский политикум приписывал желание повернуть конституционный процесс вспять обеим основным кандидатам на пост главы государства – и Тимошенко, и Януковичу. И вот, похоже, команда победителя пытается подыскать законодательное основание для возвращения Виктору Федоровичу полномочий Леонида Данилыча.
Согласно принятому сегодня «коалицией тушек» Закону о всеукраинском референдуме №6728, плебисцит по народной инициативе может отменять законы о внесении изменений в Конституцию. Статья 14 закона гласит, что «Шляхом всеукраїнського референдуму за народною ініціативою Український народ як носій суверенітету і єдине джерело влади в Україні, здійснюючи своє волевиявлення, може в порядку, який визначений Конституцією України та цим Законом, вносити зміни до Конституції України або скасовувати закон України про внесення змін до Конституції України».
А в 60 статье этого же закона уточняется: «Рішення всеукраїнського референдуму за народною ініціативою є остаточним і не потребує затвердження або схвалення Верховною Радою України чи будь-якими іншими органами державної влади України.
Положення Конституції та законів України, які були змінені законом України, що втратив чинність відповідно до прийнятого рішення всеукраїнського референдуму, поновлюють свою дію», - все, вопрос участия парламента в отмене политреформе снимается с повестки дня.
Каждый юрист, прочитав такое, сразу же должен вспомнить решение Конституционного суда от 27 марта 2000 года № 1-26/2000, которым судьи обязали вносить изменения в Конституцию по результатам референдума только при поддержке 300 голосов парламентариев.
«Схвалені всеукраїнським референдумом за народною ініціативою питання … є обов’язковими для розгляду і прийняття рішень у порядку, визначеному Конституцією України, зокрема її розділом ХIII \"Внесення змін до Конституції України\", та законами України», - а это только 300 голосами депутатов и процедура по полной катушке. Казалось бы, все четко и ясно. Что еще можно выдумывать и какие законы о всеукраинском референдуме принимать? На лицо прямо нарушающий Конституцию и решение КС законопроект. К тому же, всю эту историю с принятием Основного Закона на референдумах мы прошли еще при Кучме. Даже он вынужден был отказаться от таких гениальных идей.
Но пришло новое время, и новая власть уже научилась, как правильно нарушать Конституцию и заставлять КС принимать решения, противоречащие своей же практике. История с признанием конституционности «тушек» - лучшее тому свидетельство. Если вдруг кому-то из оппозиции, или самой власти вздумается оспорить в КС конституционность нового закона о референдуме, то решение там стоит ожидать совсем иного, нежели в 2000 году. Ведь Президент уже не тот, и методы у него другие.
«А что же Конституция? Как же так»? - Будут восклицать оппозиционеры, показывая 154 статью Основного Закона, которая описывает процедуру прохождение конституционных изменений через Раду. А на это Владислав Лукьянов снова будет ходить кулуарами, показывать свою книжечку и играть словами нужней статьи: «Так смотрите, «Законопроект про внесення змін до Конституції України може бути поданий до Верховної Ради України», а не должен быть подан, так что не все так однозначно…
Кстати, в том же решении КС от 2000 года черным по белому написано, что предложение Президента даже вынести вопрос о принятии Конституции на референдуме на усмотрение граждан неконституционно. «Визнати неконституційним пункт 6 статті 2 Указу, в якому викладено питання: «Чи згодні Ви з тим, що Конституція України має прийматися всеукраїнським референдумом?», - однозначно постановили судьи КС.
Но и этот пассаж регионалам не указ, в их законопроекте прямо предусмотрено принятие новой Конституции на референдуме. Без участия парламента! Правда, чтобы это сделать, надо провести аж два референдума, но разве это помеха для властной вертикали в регионах, которую практически завершил выстраивать Президент за первые 100 дней.
Может, мы уж слишком спешим в своих заключениях. Возможно, Президент пока и не планирует менять Основной Закон при помощи референдума по народной инициативе. Вряд ли олигархам с Партии регионов хочется вылепить с Януковича Кучму. Да и автор закона – Дмитрий Шпенов, явно не тот, кто должен подавать такой важный документ. Но ведь закон тихонько проголосован в первом чтении, а как говорил Маяковский, «Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?»
И последние. «Последовательные» регионалы, на самом деле, идут не только по стопам Кучмы в конституционном вопросе. Еще три года назад Виктор Ющенко все норовил принимать Конституцию на референдуме. Но тогда именно Партия регионов громче всех кричала о неконституционности таких планов. Но, как говорят, не меняют своих взглядов только дураки.
Коментарі — 0