Эффективность Таможенного Союза: цифры и факты говорят о провале затеи Путина
Данный оперативный доклад подготовлен на основе анализа заявлений, комментариев и оценок представителей правительственных, дипломатических и бизнес - кругов Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь относительно ситуации в национальных экономиках и социальной сфере после вступления в Таможенный Союз. Их изучение продемонстрировало серьезные проблемы и риски, с которыми до 1 января 2013 года столкнулись экономики стран, входящих в Таможенный Союз (ТС).
Низкие темпы роста товарооборота в ТС. Статистические данные свидетельствуют о том, что формирование ТС не привело к существенному росту товарооборота в рамках ЕЭП. По оценкам источников из правительственных кругов Казахстана, это связано с низкой конкурентоспособностью товаров, отсутствием унифицированных правил работы на рынке и недостаточной свободы перемещения товаров, услуг и капитала. Отмечается, что основной проблемой товарооборота между членами ТС является небольшое количество товаров, которые участники готовы предложить друг другу для реализации. Кроме того, ужесточение конкуренции вследствие снижения цен на импортируемые товары наносит удар по некоторым отраслевым рынкам. Это формирует условия для вытеснения некоторых национальных производителей с рынка и недружественных поглощений.
Статистические данные также свидетельствуют о том, что на фоне общего роста общего объема торговли России, РБ и Казахстана после 2010 года в результате восстановления национальных экономик после кризисного спада, ТС не демонстрирует ярко выраженной позитивной динамики.
Если в 2010 и 2011 годах общий объем взаимной торговли вырос на 29 и 33%, составив при этом 47 млрд. долл. и 63 млрд. долл. соответственно, то по итогам 2012 года показатели оказались не столь оптимистичными — рост около 8,7%, общий объем — $68,5 млрд.
В частности, Беларусь показала резкий рост по внешним поставкам в 2010 году, однако в 2011 году показатель темпов роста снизился. Увеличение в 5 раз объемов экспорта Казахстана в Беларусь в 2010 году не сформировал устойчивый тренд и оказался результатом снижения российских поставок нефтепродуктов с их замещением на продукцию казахстанского производства. В итоге в 2011 году официальный Минск, заключив договоры о поставках нефти с Венесуэлой и Азербайджаном, снизил закупки в Казахстане на 66%.
По итогам 2012 года среднемесячный экспорт Казахстана в страны ТС вернулся к докризисному уровню 2008 года. Белорусский экспорт существенно вырос, прежде всего, за счет значительной девальвации валюты РБ в 2009–2011 годах, что создало дополнительные преимущества для белорусских экспортеров.
Поскольку в 2012 году российские экспортеры также столкнулись с просадкой на рынке ЕС и замедлением роста в Китае, показатели экспорта в ТС имеют позитивную окраску исключительно из - за сравнительной базы по торговле с другими странами.
Даная ситуация обусловлена тем, что границы ТС обусловлены в значительной степени политическими задачами, а не границами оптимальной торговой зоны. При этом, представители российской стороны скептически оценивают перспективы расширения ТС, поскольку Украина и Кыргызстан имеют более низкий уровень связывания тарифных ставок, чем в России в рамках единого таможенного тарифа. Таким образом, повышение ставок импортных таможенных пошлин до уровня ЕТТ станет нарушением взятых обязательств странами - членами ВТО.
ТС также значительно отстает в показателях интегрированности по торговле услугами и исходящим прямым иностранным инвестициям. По мнению представителей дипломатических кругов Казахстана, перспективы введения единой валюты ЕЭП / ТС на сегодняшний день отсутствуют, как и в долгосрочной перспективе из - за малого объема взаимной торговли. В то же время, по нашим оценкам, в случае вступления новых членов в ЕЭП / ТС возрастает вероятность установления единой региональной валюты с эмиссионным центром в Москве, которая не будет привязана к слабым экономикам объединения.
По нашим оценкам, низкие показатели темпов роста товарооборота внутри ТС способствуют ведению торговых войн его членами против внешних партнеров по отдельным номенклатурам товаров. Такой протекционизм способен обеспечить временный промышленный рост в рамках ТС. Вместе с тем, подобные меры могут привести к торможению модернизации промышленности участников ТС.
Наркотрафик, преступность и миграция. Снятие таможенной границы внутри союза привело к увеличению наркотрафика из Казахстана (каннабис) и Афганистана (опий и героин) на территорию России. Наиболее распространена проблема в Сибирском федеральном округе, где после снятия таможенного контроля возросло количество изъятия наркотиков. Отмечаются проблемы и на Кавказе.
Несмотря на то, что правоохранители Казахстана усиливают контроль южных границ республики, это, по оценкам экспертов, существенно не влияет на объемы перевозимых наркотиков, которые перемещаются под видом легальных товаров с использованием товаров прикрытия. По всему периметру таможенной границы отсутствуют какие - либо заградительные препятствия, что позволяет свободно ее пересекать. С учетом низкого уровня социальной обеспеченности жителей сельской местности, которые активно участвуют в схемах, это делает контрабанду наркотиков легким и прибыльным занятием. По нашим оценкам, в случае присоединения к Таможенному Союзу Кыргызстана, а также, в перспективе, других среднеазиатских республик наркотрафик может возрасти. Это в свою очередь может привести к активным действиям со стороны Российской Федерации по установлению военных или специальных полицейских баз на территории стран - участниц Таможенного Союза. Полагаем, что в случае вхождения в ТС среднеазиатских республик в европейской его части может увеличиться популярность новых наркотиков, в частности насвай, завозимых с территории Средней Азии.
Еще одной проблемой является усиление миграции внутри Таможенного Союза, которое предполагает свободное движение рабочей силы внутри стран ТС. В случае присоединения к организации среднеазиатских республик это может привести к наплыву их жителей в европейскую часть Таможенного Союза. На сегодняшний день в Беларуси фиксируется рост криминальной активности выходцев из республик Кавказа. При этом растет уровень межнациональной напряженности между коренным населением и приезжими. Конфликты происходят как на экономической, так и на социальной основе. Полагаем, что в случае усиления интеграции подобная тенденция может привести к усилению националистических настроений в Беларуси и европейской части России.
Непрозрачная система регулирования. На сегодняшний день в ТС продолжают действовать различные системы регулирования на отраслевых рынках. В рамках ТС активно применяются меры нетарифного регулирования. Так, например, поставки нефти в Беларусь ограничивались под предлогом нехватки у РЖД подвижного состава.
Представители бизнес - среды Казахстана указывают на существование серьезных проблем в сфере налогообложения, которые приводят к повышению транспортных расходов и, как следствие, увеличению стоимости, как казахстанских товаров, так и товаров, производимых для внутреннего потребления на территории Казахстана из импортного сырья и комплектующих. Эти проблемы связаны с налогообложением перевозок или с транзитом через территорию России. Если до создания ТС такие перевозки считались международными и не облагались НДС, то транзит, а также перевозки между странами - членами ТС теперь облагаются НДС. В результате стоимость поставки 1 контейнера с территории ЦВЕ возросла на 15%, из России – на 12%. При этом остро стоит вопрос с возвращением НДС при поставках между странами - членами.
Существует также проблема документального подтверждения факта вывоза товаров на территорию страны - члена ТС. Так, например, для ввоза товара на территорию РФ казахстанский экспортер должен предоставить в налоговые органы заявление импортера в государстве, являющемся членом ТС, о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа этого государства. Таким образом, подтверждение поставки экспортера находится в зависимости от действий хозяйствующего субъекта, являющегося резидентом страны - импортера. По свидетельству представителей бизнес - среды Казахстана, предприятия сталкиваются с проблемой несвоевременного предоставления, непредоставления либо предоставления импортером такого заявления на сумму, меньшую фактической стоимости поставленного товара. В таких случаях экспортеры вынуждены уплачивать недостающую сумму косвенных налогов самостоятельно.
Как и в случае формирования единой сельскохозяйственной политики ЕС, вопрос согласования уровней господдержки сельского хозяйства в рамках ТС является крайне проблемным вопросом. Договором установлен график снижения до единых согласованных уровней субсидий в аграрном секторе, которые рассчитываются в процентах к уровню ВВП сельскохозяйственной отрасли каждого государства. Однако в реальности этот механизм не работает. В результате в Северном Казахстане белорусское сухое молоко продается по 750 тенге за тонну, тогда как его себестоимость в самом Северном Казахстане — 1000 тенге. Однако, по нашим оценкам, подобная диспропорция может быть использована для переформатирования рынка, экспансии на нем с устранением некоторых игроков.
Снижение уровня контроля за товарооборотом. Снятие границ между тремя странами в рамках ТС привело к тому, что снизились возможности для контроля товарооборота. В связи с этим представители правительственных структур и бизнеса указывают на невозможность контроля качества перемещаемой внутри ТС продукции. Отсутствует единая электронная система ветеринарной, фитосанитарной и санитарной сертификаций, что повышает риски безопасности использования товаров.
Отсутствие единой системы правоприменения. На сегодняшний день в ТС отсутствует унифицированная система налогообложения, единого технического регулирования качества и безопасности товаров, единой системы государственной поддержки и госдотаций. В результате существуют прецеденты невыполнения обязательных требований наднационального органа управления, что приводит к снижению доверия к институтам ТС. При этом существуют значительные расхождения по множеству юридических вопросов между участниками ТС. Наблюдаются разные подходы к реализации тех или иных проектов, программ, инициатив, разные подходы к собственности, к налоговому законодательству.
Национальные правительства предпринимают попытки введения преференций для отечественных производителей, в том числе через сферу госзакупок. Так, в России предпринимались попытки введения ограничения на закупки тканей для производства форменной одежды, а в Беларуси аналогичная ситуация наблюдалась в сфере строительства по государственному заказу.
Таким образом, условия для развития бизнеса трех стран не равны для всех. В частности, одной из проблем, с которой в настоящее время сталкиваются представители бизнеса России, является отсутствие единообразия в области интеллектуальной собственности. Несмотря на фактическое отсутствие границ, интеллектуально - правовые ограничения продолжают функционировать. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в настоящее время полностью не работает.
Тенизация товарооборота. По имеющимся оценкам представителей властей РФ, половина товарооборота внутри ТС находится в тени. Облегчение процедуры таможенного контроля привело к росту контрабанды. При этом, по оценкам, представителей российской стороны, статистика может сознательно искажаться на государственном уровне таможнями Беларуси и Казахстана.
На сегодняшний день таможенные органы Российской Федерации не располагают возможностью оценить реальные объемы товаропотоков из Беларуси в Россию, а также из России — в Беларусь и Казахстан. Так, в конце октября 2011 года Россия потребовала от Белоруссии компенсацию $1,5 млрд. В такую сумму оценивались потери российского бюджета от экспорта из Беларуси бензина под видом растворителей и смазок, которые не облагаются пошлиной. Летом 2012 года стало известно, что Беларусь реэкспортирует нефтепродукты под видом растворителей, что позволяет ей избегать выплат в российский бюджет пошлин за поставки топлива за пределы ТС.
Отсутствие достоверного учета импорта — это осознанная государственная политика стран — членов Таможенного союза. Таким образом, экспортеры пополняют бюджет валютой, поэтому государства - партнеры не хотят создавать для них бюрократических проблем.
Одна из схем безучетных поставок товаров в Россию из Беларуси предполагает регистрацию фирм в Смоленске или Брянске, которые в действительности они работают в Беларуси. Схема предусматривает дальнейшую поставку произведенной продукции в Россию со стороны формально российских компаний.
Иной формой схемы является организация производства с/х продукции в Казахстане российским бизнесом, который впоследствии продает полученную продукцию на территории Казахстана, как российский импорт.
В настоящее время акцизы на табак и алкоголь в России и у партнеров по Таможенному союзу отличаются в 6—7 раз, что способствует организации контрабандных потоков. Москва видит решение проблемы в гармонизации акцизов в рамках ТС. Однако к 2015 году в РФ ожидается кратное повышение акцизов, в св язи с чем в Москве опасаются дальнейшего роста контрабанды из Казахстана и Беларуси. Изменение акцизных ставок традиционно является одной из мер антикризисного наполнения бюджета. В связи с этим намерение РФ выровнять акцизные ставки по верхней планке существенно снижает антикризисный потенциал в странах ТС. Тем не менее, по оценкам казахстанской стороны, окончательная унификация ставок акцизных сборов не сможет быть завершена ранее 2020 года. Это означает, что риски высокой активности контрабандных потоков сохранятся на весь этот период.
В прогнозе социально - экономического развития России на 2013—2015 годы отмечается, что оценка объема импорта товаров в 2012 году на территорию РФ снижена на 9 млрд. долл. Данное снижение, по имеющимся оценкам, обусловлено как общим снижением спроса, так и тем, что часть импорта с территории Китая не учитывается. При этом, по оценкам представителей российского Минпромторга, снятие внутренней таможенной границы облегчило работу бизнеса только в Беларуси и Казахстане, в то время как в России производители столкнулись с проблемой роста объемов контрафактной продукции.
Таким образом, по нашим оценкам, в среднесрочной перспективе Москва может выступить с инициативой создания единых внешних границ, в том числе для борьбы с контрабандой. Для этого РФ может инициировать создание до десяти основных таможенных постов, на которых будут присутствовать российские таможенники. Данная инициатива, по нашему мнению, вызовет негативную реакцию в Минске и Астане.
Защитные барьеры на рынке ТС. Снижение торговых показателей Казахстана в 2012 году источники в дипломатических кругах Казахстана, связывают с защитными барьерами, которые устанавливают остальные участники ТС. В наибольшей степени это касается категории пищевых товаров, в ряде случаев они носят технический характер. Дискриминация в отношении Астаны происходит на рынке алкогольной продукции, кондитерских изделий (законодательство РФ не позволяет ввозить всю номенклатуру), в вопросах НДС на импорт. В частности, сок, относящийся к детскому питанию, российского производства попадал под ставку на уровне 10% вместо установленных 18%, в то время как сок казахстанского производства облагался ставкой в 18%.
Дисбаланс товарной структуры торговли. Анализ структуры внешней торговли Казахстана свидетельствует о том, что в общем экспорте из Казахстана доля экспорта в страны ТС с 2008 года имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2007 году экспорт в РФ и РБ занимал порядка 10% от всего экспорта этой страны, то в 2011 году этот показатель снизился до 8,7%. По оценкам представителей казахстанской стороны, это указывает на то, что с началом функционирования ТС торговая политика по отношению к России и Беларуси существенным образом не изменилась. В то же время, после создания ТС импорт в Казахстан из России стал резко увеличиваться. Так если в 2007 году импорт из РФ составлял около 36,7% от суммарного импорта в Казахстан, то к 2011 году он составил около 46%.
Представители Казахстана полагают, что при явном росте товарооборота в рамках ТС, его создание не сильно отразилось на позициях казахстанских товаров на рынках России и Беларуси, но достаточно сильно повлияло на структуру импорта Казахстана, где увеличилась доля российских товаров. При этом товарная структура экспорта и импорта этой страны практически не изменилась после создания ТС, как и пропорции объемов этих товаров. Создание ТС также не отразилось на диверсификации экономики стран - членов. Так, в экспортных операциях доминируют сырьевые и промышленные товары. Таким образом, преимущества от создания ТС и упрощения движения товаров получили крупные казахстанские промышленные производители, но не сектор МСБ. Более того, формирование ТС не привело к росту объемов экспорта потребительских товаров с территории Казахстана.
Рост цен. Создание ТС привело к росту цен на отдельные группы товаров. Это происходит с одной стороны из - за того, что рост таможенных тарифов приводит к росту цен на товары, импортируемые из третьих стран. А с другой стороны, из - за выравнивания цен внутри ТС. Как результат, Казахстан вынужден прибегать почти к фиксации цен на социально значимые товары, вводить государственному регулированию цен. На рынке наблюдается существенный рост первоочередных товаров на фоне снижения покупательной способности.
Коментарі — 0