Парламент в первом чтении одобрил закон, который пугает даже авторов этого документа
Россия уже достаточно долго – с аннексией Крыма, войной на Донбассе, повышением цены на газ и прочими эмбарго – грубо говоря, нарывается на жесткий ответ со стороны Украины. Как говорится, когда в тебя стреляют – ты вынужден стрелять в ответ. Однако принцип, который вполне действенен в условиях военного конфликта, далеко не всегда работает в рамках экономических взаимоотношений двух субъектов. Но, похоже, Украина все же пытается «стрельнуть».
19 июня в первом чтении Верховная Рада приняла законопроект «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». Среди авторов – Сергей Терехин, Ксения Ляпина и Виталий Немилостивый. «За» - 241 голос. Вопросов и замечаний, в целом, к документу набралось немало. В том числе, и у главного научно-экспертного управления парламента. Однако самой скандальной в определенном смысле можно считать норму, позволяющую выдворить из Украины все банки, так сказать, «российского происхождения». Эта норма, прописанная в законопроекте, - своего рода ответ на прекращение российским Центробанком деятельности украинских банков в Крыму и Севастополе. Но благими намерениями дорога не всегда вымощена туда, куда хотелось бы.
Итак, по порядку. В статье 16 документа речь идет о случаях, в которых банки – резиденты Украины (с налоговым адресом на материковой части) не могут осуществлять банковскую деятельность на неоккупированной территории страны:
- когда у них есть обособленные подразделения, дочерние или аффилированные банки, которые действуют на временно оккупированной территории (в Крыму);
- когда они входят в банковскую группу, созданную по законодательству страны – оккупанта, или в банковскую группу, созданную по законодательству Украины, в которой принимает участие финансовое учреждение – резидент страны оккупанта;
- когда они входят в банковскую холдинговую группу (независимо от страны ее создания (регистрации, инкорпорации), если ее участники осуществляют банковскую деятельность на временно оккупированной территории.
Особенно интересен второй пункт. По мнению одного из авторов законопроекта, депутата Виталия Немилостивого, он означает возможность прекратить на территории Украины деятельность «Сбербанка России», «ВТБ», «Альфа», «Русского Стандарт Банка» и других банков, которые работают в рамках украинского законодательного поля, но которые можно так или иначе связать со страной–оккупантом.
Желание выдворить их из страны – сейчас, в свете фактической войны и, вообще, взаимоотношений Украины и России в последнее время, вполне объяснимо и ожидаемо.
«Российская Федерация приняла решение, что любые филиалы и «дочки» украинских банков в Крыму функционировать не могут. Все закрылось. Оккупант оккупировал и финансовые отношения между неоккупированной и оккупированной территорией страны. Какой должна была быть наша реакция?» - вопрошает автор законопроекта, нардеп от «Батькивщины» Сергей Терехин.
«В законе предусматривается, что в рамках свободной экономической зоны, в Крыму будут ходить разные валюты: гривны, рубли, доллары, евро, юани. Если это свободная экономическая зона – пусть все финансовые учреждения там работают. Но почему-то запрещают работу нашим банкам. Фактически их захватили вместе с золотом, наличкой, остатками на счетах. Это коло 16 миллиардов гривен», - аргументирует свою позицию Виталий Немилостивый.
Решение украинских чиновников ответить России тем же эксперты считают больше политическим. Но уверяют: экономические последствия оно иметь будет.
С одной стороны, отчасти позитивные – с точки зрения безопасности банковской системы.
«Во всяком случае, последняя девальвация, которая началась в начале этого года, происходила много в чем через то, что ее спровоцировали именно российские банки, - отмечает в комментарии «Главкому» председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Освобождение украинской банковской системы от российских банков даст возможность соответствующую долю, которую занимали российские банки, занять украинским банком или иностранным, который, как правило, является более надежным».
Однако, в целом, эксперты к такой законодательной инициативе относятся весьма осторожно. Некоторые уверены, что теоретически Верховная Рада так может разрушить всю банковскую систему Украины.
«Деятельность и «Альфа», и «ВТБ», и «Сбербанка России» полностью регулируется Национальным банком Украины, там работают украинские специалисты, хранят деньги украинские граждане и юридические лица», - отмечает в комментарии «Главкому» глава представительства Morgan Stanley в Украине Игорь Митюков. «В российских банках хранятся вклады украинцев, размещены счета украинских предприятий, - вторит ему Андрей Новак. – Надо было вести предварительную информационно-разъяснительную политику с призывом не резко, а постепенно украинским вкладчикам снимать свои вклады, а украинским предприятиям переводить счета из российских банков в другие».
В пассивах «украинских дочек» российских банков – по данным Сергея Терехина – около 1 триллиона 400 миллионов гривен. Имеется в виду тех, которые вложили украинцы.
«Если российские банки запретить, на второй день экономика Украины просто исчезнет, не рухнет, а именно исчезнет, - дает жесткий прогноз инициативе экономический эксперт Александр Охрименко. – Российские банки очень интегрированы в украинскую систему. Кредиты украинцев и украинских компаний – раз, депозиты – два, межбанковские кредиты – три. Очень часто украинские банки размещали и размещают кредиты в российских банках». Эксперт допускает, что украинские власти могут сделать жертвой маленький банк, такой как «Траст», исчезновение которого никто не заметит, и публично пожурить его. «Но если что-то случится с «ВТБ», со «Сбербанком России», рухнет вся банковская система. Если «Сбербанк» или «ВТБ» рухнут, автоматически рухнут «Дельта», «Приват» и другие. Большие украинские банки просто развалятся», - утверждает эксперт.
По словам Охрименко, часто через российские банки кредитуется металлургия. В случае реализации такой версии закона и выдворения российских банков с украинской лицензией, производство остановится. «Плюс, когда продают металл, часто используют так называемые аккредитивы, валютные операции идут через российские банки. Валюта будет заблокирована, и импорт-экспорт остановится», - отмечает эксперт.
Этот момент не обошла вниманием и научно-экспертное управление Верховной рады. Оценивая все запреты деятельности банков на материковой Украине, там отметили, что норма требует дополнительного обоснования «на предмет правовых последствия предлагаемой новеллы, в первую очередь, с точки зрения возможного нарушения прав и интересов клиентов банков, который проживают на не оккупированной территории…, угрозы безопасности и финансовой стабильности банковской системы Украины». В выводе также отмечается, что нужен соответствующий экспертный вывод Нацбанка Украины.
Украинские экономические эксперты также опасаются реакции России (читать Владимира Путина) на эту инициативу.
«Сейчас есть опасность, что РФ может повести себя, как в 1991 году, когда со всех счетов Сбербанка СССР за одни сутки все средства были переведены в Московское центральное отделение, - отмечает Андрей Новак. – Все украинские вкладчики бывшего Сбербанка СССР потеряли свои вклады, которые накапливали десятками лет. Сейчас Россия, по политическим мотивам, может сделать что-то такое: заблокировать и перевести все счета из украинских отделений в центральное в Москве. И украинские вкладчики могут потерять свои средства».
Вспоминает в контексте законопроекта эту же историю и Виталий Немилостивый. «По оценкам экспертов, по тому курсу там (в советском Сбербанке) осталось вкладов украинцев на 60 миллиардов долларов, по курсу на сегодня – 300 миллиардов. Украинцы так и не смогли эти средства получить. Этот вопрос так и не закрыт на межгосударственном уровне», - напомнил он.
Банковская система, по мнению экспертов, в экономике наиболее чувствительная. И с одной стороны, в сложившейся ситуации надо действительно действовать жестко, отвечая оккупанту. С другой, учитывать реалии жизни. «С чем мы боремся? С украинскими вкладами в банковской системе? Давайте!» – саркастично замечает Игорь Митюков.
Как выяснил «Главком», законопроект, принятый Верховной Радой в первом чтении, еще будет меняться. И несовершенство, как минимум, нормы относительно работы условно российских банков на материковой Украине, признает и ее автор Сергей Терехин.
«Эмоцию, которую я написал, мне, наверное, надо будет снизить, к сожалению», - говорит депутат. И предполагает, что до следующего рассмотрения этот пункт претерпит изменений.
«Он будет звучать примерно так: что в случае, если банки, которые находятся под контролем правительства страны – оккупанта нашей территории, открывают на оккупированной территории любое отделение или «дочку», то тогда у них отбирается лицензия на остальной территории Украины. То есть мы говорим, что если любая финансовая институция признает де факто, что Крым – российская аннексированная территория, то этой финансовой институции нечего делать на территории остальной Украины», - объясняет нардеп.
Сейчас, по словам Терехина, в Крыму нет ни одного отделения и филиала ни одной «дочки» российского банка. Там работает только несколько специально созданных, локальных банков. «Более того, у нас, вообще, нет общих платежных систем с Крымом, - отмечает депутат. – Крым сегодня – закрытая территория. Аналог ему после 2-й мировой войны был только один – Нагорный Карабах».
Однако среди соавторов законопроекта не все согласны с тем, что норму относительно запрета банков с собственником – страной – оккупантом - нужно смягчать.
«Если Россия отменит запрет на работу украинских банков в Крыму, то и наша норма, думаю, будет отменена или изменена. Если же Россия не изменит свою позицию – думаю, не изменится и содержание нашего закона. Должен же быть какой-то адекватный ответ», - считает депутат Виталий Немилостивый.
Коментарі — 0