Прогрессирующий социализм на рынке газа. Плюсы и минусы нового закона
Либерализация газового рынка, о которой так долго говорили народные депутаты и правительственные чиновники, буксует на старте.
Либерализация газового рынка, о которой так долго говорили народные депутаты и правительственные чиновники, буксует на старте. Принятый вчера в Верховной Раде закон «О рынке природного газа», оказался не совсем европейским, не совсем либеральным и совсем рыночным – в документе появились элементы социализма.
-- Либеральные плюсы закона
Хотя редакция законопроекта, принятая в первом чтении, полностью отвечала рыночным канонам – что не удивительно, ведь документ специалисты «Нафтогаза Украины» писали под методическим руководством специалистов из Секретариата Европейского энергетического сообщества. Поэтому первоначальные его нормы целиком соответствовали требованиям Третьего энергопакета, директивам и регламентам Евросоюза. Можно согласиться с тем, что это был рамочный документ, в котором по европейским лекалам были описаны условия работы на рынке – на принципах свободной конкуренции, но с соблюдением безопасности и надежности поставок газа всем потребителям, что позволяло бы обеспечить интеграцию с рынками природного газа других стран Энергетического содружества. Во всяком случае, законопроект не создавал дискриминации в доступе к рынку газа для его участников разных форм собственности.
Гипертрофированную роль государство на газовом рынке новый закон обещает пошатнуть лишь к началу 2017 года. В переходных положениях указано, что к июню 2016 года приступят к разделению «Нафтогаза Украины» - из его состава выделят деятельность по транспортировке газа по магистральным газопроводам для того, чтобы обеспечить независимость такой хозяйственной деятельности. Это означает, что на приватизацию будет выставлен «Укртрансгаз» - нынешний оператор магистральных газопроводов. К счастью, в нынешней редакции закона нет ограничений по форме собственности для потенциальных покупателей доли в газотранспортной компании. Зато потенциальные участники такого бизнеса должны соответствовать требованиям Третьего энергопакета – и это станет преградой для «Газпрома». Ведь у российский монополист является вертикально-интегрированным холдингом, в котором увязаны между собой подразделения по добыче, транспортировке, хранению и распределению газа.
-- Укрепление государственной монополии
Либеральные рамки закона были существенно урезаны перед вторым, финальным голосованием. Народным депутатом фракции «Народный фронт» Александром Ксенжуком была предложена правка, которая запрещает частным газораспределительным компаниям пользование государственными газораспределительными системами на правах хозяйственного ведения – зато такое право остается у «субъектов хозяйствования государственного сектора экономики».
Опустим причины, по которым появилась поправка Александра Ксенжука, в прошлом офицера –артиллериста, а затем руководителя Пробирной палаты - то есть человека, далекого от понимания специфики газораспределительных сетей. То ли это результат политических хитросплетений, то ли эхо бизнес-войн и связанного с ними переделом сфер влияния. Остановимся на анализе последствий, к которым приведет такая социалистическая, «красная» поправка.
Если газораспределительные сети начнут изымать у частных газораспределительных компаний, то для этого придется специально создавать новую государственную «контору». Ведь претендующая на сети государственная «Газ Украины» не вправе получить статус оператора сетей – в законе «О рынке природного газа» указано, что такой оператор не должен быть связан «юридически или организационно» с другими видами деятельности на этом рынке. А «Газ Украины» до сих пор является структурным подразделением «Нафтогаза Украины», который не то что связан, а фундаментально увязан во все виды деятельности на газовом рынке.
Но где же тут обещанная либерализация, и главное – разграничение конфликта интересов собственников? Государство остается на первых ролях и в добыче газа, и в поставках, удерживая в собственности магистральные газопроводы, и вдобавок пытается выбить частный капитал с рынка распределения газа. И это на фоне заявлений главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева о том, что новый закон «делает наш рынок природного газа прозрачным и понятным для инвесторов, стимулирует конкуренцию, четко очерчивает функции государства».
Что же становится понятным инвестору? Во-первых, то, что функции государства очерчены «до самых до окраин». Во-вторых, правила игры могут измениться вдруг и самым неожиданным образом. Так, сейчас действуют правовой режим газораспределительных сетей, введенный правительством в 2012 году. Непростой механизм перераспределения средств и формирования прибыли в газораспределении регулирует государственная Нацкомиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг. Частные компании - облгазы заключают с государством договора хозяйственного ведения, которыми определена их обязанность ремонтировать и поддерживать техническое состояние газовых сетей за счет собственных средств и отражать такие расходы в своей бухгалтерии.
А вот после вступления в силу нового закона, плата за пользование государственными газовыми сетями на условиях аренды будет перенесена на потребителей газа. Проще говоря – арендная плата будет включена в конечную цену газа. К этому следует добавить вакханалию, которая начнется при определении границ государственных и частных распределительных сетей – а без этого не обойтись, ведь это напрямую повлияет на размер арендных платежей.
Коментарі — 0