Завтра Верховная Рада рассмотрит отставку Виктора Шокина
Уже завтра, 29 марта, Верховная Рада рассмотрит отставку Генпрокурора Виктора Шокина. Сегодня же с самого утра с требованием назначить нового независимого главу Генеральной прокуратуры под Администрацией президента собрались несколько сотен человек. Ранее – то же требование озвучивалось и под зданием ГПУ. Одним из инициаторов митинга против Шокина выступил его заместитель, грузин-реформатор Давид Сакварелидзе. К уличным протестам также подключились ряд народных депутадепутатов, в том числе, из БПП. Сам же Виктор Николаевич, как оказалось, с сегодняшнего дня, по информации некоторых народных избранников, отправился на больничный, чем в случае увольнения оставил себе «лазейку» для возвращения через суд…
Война за отставку 63-летнего Генпрокурора длится уже не первый месяц. Эпопея с его уходом оказалась не менее запутанной, чем история с затянувшимся премьерством Яценюка. За время пребывания во главе ГПУ Шокину успели вменить и отсутствие громких дел против одиозных представителей прошлой власти, и торможение расследования расстрелов Майдана, и «крышевание» скандального дела «бриллиантовых прокуроров». Его заместитель Сакварелидзе на днях назвал в СМИ своего шефа адвокатом бывших сотрудников органов прокуратуры Александра Корнийца и Владимира Шапакина. Поводом для обвинения стало то, что половина сотрудников Генеральной инспекции (занимается расследованием в уголовных производствах в отношении сотрудников прокуратуры и информационной безопасности, - «Главком»), созданной Сакварелидзе, получили уведомления об увольнении. «Шокин нарушил свое слово, которое давал мне лично, что создается новый департамент Генеральной инспекции, где бы мы объединили несколько управлений. Это было использовано для того, чтобы вывести всех за штат, а спустя месяц их уведомили об увольнении. По нашей информации, по нам всем уже приняты постановления на обыски и прослушку. Нам приходится бороться против еще одного адвоката «бриллиантовых прокуроров». Этого адвоката зовут Виктор Шокин», - отметил он.
В парламенте месяцами гуляли списки со сбором подписей за выражение недоверия Шокину, но процесс шел вяло, а собранные автографы терялись. Сам Виктор Николаевич, испытывавший проблемы со здоровьем, по слухам, просил Порошенко об отставке еще несколько месяцев назад, но тот уверил его в своем полном доверии. Определенное время казалось, что Шокина готовят в качестве «разменной монеты» в торгах за министерские портфели. 16 февраля – накануне голосования за отставку Яценюка – президент заявил, что отправил Генпрокурора в отставку и призвал премьера тоже написать заявление.
Яценюк ничего не написал, голосование провалилось – парламент просто поставил «двойку» работе правительства, и обещание уволить Шокина как-то подзабылось. Тем более что заявление Виктора Николаевича об отставке дошло до АП лишь через несколько дней, сам он отправился в отпуск, а впереди у парламентариев было три непленарных недели.
Лишь в середине марта профильный комитет ВР – по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности – рекомендовал парламенту проект постановления о предоставлении согласия на освобождение президентом Виктора Шокина от должности Генпрокурора. Гройсман сообщил, что вопрос депутаты рассмотрят 29 марта.
Во всей этой истории, пока не получившей развязки, есть ряд показательных моментов.
С точки зрения имиджа Украины, «застрявший» на должности Шокин – хуже, чем оказавшийся в аналогичной ситуации Яценюк. В случае с премьером Запад открыто не говорил о необходимости отставки, чего нельзя сказать о ситуации с Генпрокурором.
«Вместо того, чтобы поддерживать реформы в Украине и работать над искоренением коррупции, коррумпированные актеры в офисе Генерального прокурора ухудшают положение, открыто и агрессивно подрывая реформы», - еще осенью прошлого года отметил посол США в Украине Джеффри Пайетт. Госдепартамент США официально приветствовал отставку Шокина.
Однако, история последних месяцев показывает, что Порошенко не очень-то и хочет менять нынешнюю вертикаль власти, Шокина в тех же торгах за Кабмин в качестве «разменной монеты» он не видит, а от «своих людей» на постах избавляется в самый последний момент, когда негатив с них уже начинает переходить и на него.
К тому же, на днях в ГПУ фактически выразили уверенность, что голосов не хватит.
«У меня есть сомнения, что после 29 марта мы будем вспоминать какие-то кандидатуры на должность Генпрокурора, потому что Генпрокурор останется на должности», - отметил прокурор ГПУ Владислав Куценко, добавив, что у прокуратуры есть данные о том, что голосов за отставку Шокина в Раде не хватает.
Подобные опасения сегодня на митинге перед АП высказал и нардеп от БПП Мустафа Найем. По его словам, когда он шел на акцию, многие коллеги из фракции говорили, что это неправильно. Он также добавил, что организаторы митинга предлагают на должность Генпрокурора Сергея Горбатюка, отметив, что они его не продвигают, а требуют проведения справедливого конкурса. «Прогрессивная общественность» вроде группы «еврооптимистов» стоит на том, чтобы забрать процедуру назначения руководителя ГПУ у президента, поскольку единоличное представление им кандидатур в ВР делает Генпрокурора зависимым от пожеланий Банковой. Однако стоит отметить, что в случае конкурса на эту должность необходимо вносить изменения в законодательство.
Подход в БПП к решению ряду таких важных вопросов, как форматирование нового правительства, решение съезда забрать мандат у нардепов или отставка Генпрокурора, запускают в ней необратимые процессы, которые могут привести и к ее расколу.
Очевидно, что среди парламентариев-«энтузиастов», представляющих в Раде президентскую фракцию, далеко не всем «дозволено» влиять на принятие решений.
Ярким примером тому может служить ситуация с Игорем Кононенко, которого в лоббизме своих интересов обвинил министр экономики и торговли Айварас Абромавичус. Скандал в БПП тогда закончился тем, что, в отличие от Николая Мартыненко, Кононенко мандат не сложил. Требовать этого от него, несмотря на позицию Сергея Лещенко и некоторых других нардепов, фракция не стала. «Не вижу для этого оснований. Если бы Абромавичус предоставил хоть какие-то доказательства сказанного, Игорь именно так и поступил бы (сложил мандат). Ему ничего бояться… Но Абромавичус не сказал ничего такого, что предполагает сложение мандата. Более того, я уверен, что нельзя зарождать подобную практику – отказываться от мандата при первых же обвинениях», - прокомментировал историю в своем интервью соратник Кононенко нардеп Александр Грановский.
Кононенко, в свою очередь, приписывают лоббизм кандидатуры Шокина на посту Генпрокурора. Как отметил Сергей Лещенко, в составе ГПУ было создано новое подразделение «под Кононенко». По словам депутата, задекларированная цель подразделения – борьба с коррупцией. Но это «выглядит странно, учитывая создание независимого Национального антикоррупционного бюро, а также существование Управления по расследованию особо важных дел в ГПУ». «5 февраля 2016 года Генпрокурор подписал приказ о создании «Департамента расследования и надзора по уголовным процессах в сферах государственной службы и собственности». При этом в структуре ГПУ было ликвидировано «Управление по расследованию коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами, занимающими особо ответственное положение», а также отдел, осуществляющий процессуальное руководство в таких процессах», - отметил нардеп. Также со ссылкой на свои источники он добавил, что новое подразделение ГПУ «может помогать Кононенко в достижении политических целей».
Учитывая, что некоторые депутаты даже президентской фракции, по сути, лишены политических механизмов существенно влиять на ситуацию, решение проблем ими переносится на улицу. Так случилось и с отставкой Генпрокурора. Комментируя митинг под АП, Мустафа Найем заявил, что подобные акции будут продолжаться, и призвал выходить на них людей и в дальнейшем. «Другого способа давления у нас нет», - отметил он.
С одной стороны, у украинцев в последние годы была отличная возможность понять, что «улица» может существенно и кардинально менять ситуацию.
С другой, зацикливаться на уличном протесте, как на единственно эффективном варианте решения проблемы, тоже не хотелось бы.
«Такого, как происходит под прокуратурой сейчас, быть не должно», - встал в этом конфликте на сторону действующего Генпрокурора экс-руководитель ГПУ Виталий Ярема. «Деятельность такого правоохранительного органа, как Генпрокуратура, четко регламентирована Конституцией и законом «О прокуратуре». Есть определенная подчиненность. И если кто-то из ГПУ, в частности, заместители думают, что Генпрокурор действует неправомерным образом, они могут, например, обратиться в правовые парламентские комитеты, которых у нас три. И Верховная Рада может создать временную следственную комиссию для проверки фактов, на которые указывается в отношении Шокина», - возмутился он действиями Сакварелидзе и его команды в беседе с «Главкомом».
Аналогичное мнение высказал и экс-первый зам Генпрокурора (с 25 февраля по 24 октября 2014 года, - «Главком») Николай Голомша. «Это позор, когда работник прокуратуры или заместитель Генпрокурора выходит на улицу и митингует. У нас правоохранительные органы вне политики. Если недоволен позицией руководителя – можешь написать заявление об увольнении и идти митинговать. А подавать пример еще и другим сотрудникам прокуратуры, чтобы и они выходили на улицу, неправильно. Для решения ситуации есть законные пути. Есть комитет ВР, нужно разобраться, что и как, заслушать Генпрокурора, решить, выносить ли вопрос в зал парламента. Думаю, это последствие непродуманной реформы. Не нужно было реформировать орган прокуратуры отдельно без реформирования судебной ветви власти и всей правоохранительной системы. Потому что нет согласованных действий, нет законов, кодексов, которые бы прописывали соответствующий процесс реформы, координацию, согласование и так далее», - отметил он в комментарии «Главкому».
«Может, в словах митингующих работников прокуратуры есть доля правды. Но есть законный способ решения конфликтов – через суд или через обращение в парламентские комитеты и создание ВСК. Не нужно превращать в хаос и делать недееспособной работу такого правоохранительного органа, как Генпрокуратура. Потому что мне кажется, кто-то специально раскачивает ситуацию, чтобы этот орган не работал», - отметил Ярема. И добавил, что если бы, когда он возглавлял ГПУ, ее работники «вопреки действующему законодательству вышли бы на митинг», он бы их уволил.
Негативно оценили бывшие «прокурорские» и участие в таких акциях народных избранников. «Нужно решать конфликт в правовом поле, - отметил экс-Генпрокурор. – Нардеп может зарегистрировать постановление о создании ВСК по проверки деятельности ГПУ – нужно всего 150 голосов. Им предоставят необходимые материалы. Они смогут вынести вопрос на заседание комитетов. Генпрокурор или же глава ВСК отчитается, будет принято решение. А давить на следствие, на Генпрокурора – запрещено законом. Есть уголовная ответственность за «вмешательство в деятельность государственного деятеля». Тем более, так нельзя действовать, когда страна находится в конфликте с РФ – это на руку сепаратистам, они хотят, чтобы в Украине было неспокойно».
К тому же, если вернуться к вопросу эффективности уличных протестов, вряд ли для кого-то является секретом, что для прокуратуры не составит труда в случае реальной необходимости оперативно созвать более массовый митинг, чем уже вышел за отставку Шокина.
В любой ситуации – вопрос отставки Шокина не будет решаться в ГПУ. Главное – что по этому поводу считает гарант.
По мнению Виталия Яремы, в данной ситуации, президент мог бы провести заседание СНБО и там рассмотреть вопрос деятельности правоохранительных органов в целом и в контексте не так давно возложенной на СНБО функции – ответственности за состояние правопорядка.
«Этот вопрос можно рассмотреть не в контексте митинга, а в контексте того, как это отражается на состоянии правопорядка в государстве, - отметил он. - В стране плохая экономическая ситуация, растет преступность, раскрывается только около 5% уголовных дел, людям не обеспечена безопасность в государстве, а они попридумывали какие-то конфликты. Приехал молодой парень из Грузии (Сакварелидзе, - «Главком»), говорит: «у меня своя команда». Какая команда? ГПУ руководствуется Конституцией и законом, там все равны, там нет команд, команды – на футбольном поле. По поднятым вопросам нужно четко принять решение – чтобы СНБО приняла, например, решение запретить проводить такие акции, и людей, которые дестабилизируют ситуацию из прокуратуры просто нужно отстранить. Прокурор должен действовать только в рамках действующего законодательства и не выходить за рамки своих полномочий. Иначе это будет второй Пшонка – он будет исполнять поручения, которые ему будут давать депутаты, президент, кто угодно».
С одной стороны, уличный протест поставит Порошенко в ситуацию необходимости сохранить Шокина на своем посту, как минимум, чтобы не показать слабость как руководителя державы. С другой, лидер фракции БПП Юрий Луценко сегодня выразил уверенность, что в Раде хватит голосов, чтобы отправить в отставку Виктора Шокина. По его словам, только президентская фракция даст больше 100 голосов (оставшиеся необходимые - до 226 - голоса обещались додать «Самопомич», Радикальная партия, «Батькивщина» и «Народный фронт» (тут, правда, попросили президента сразу внести фамилию следующего Генпрокурора). «Я знаю позицию президента, который настаивает на позитивном голосовании в этом вопросе. Думаю, что фракция его не подведет», - сказал он.
Однако уход Шокина победой назвать в любом случае вряд ли получится. Особенно в условиях, когда идея лоббируемого «еврооптимистами» открытого конкурса может основательно затянуть отбор нового кандидата на пост Генпрокурора, а на «низком старте» - как минимум, в качестве и.о. – уже находится «молодая копия» Шокина, его первый зам и стопроцентный выходец прокурорской системы Юрий Севрук. Да и самого Виктора Николевича сбрасывать со счетов рано.
Порошенко со своей стороны посоветовал народным депутатам ходить на заседания ВР и определять судьбу Генпрокурора, как того требует Конституция. Однако, по словам Сергея Лещенко, с 28 марта Шокин находится на больничном, и это добавляет истории новизны…
«Нас спрашивали: «Зачем вы это делаете (пикетируете АП), ведь Шокин уже подал рапорт? Рассказываю последние новости из Генпрокуратуры: Шокин с сегодняшнего дня на больничном (по заверениям ГПУ он находится «на выезде», - Главком»). Это означает, что в случает попыток увольнения он получит в руки козырь для того, чтобы возобновиться на посту через суд, - сообщает Лещенко. – Не верите? Вспомните, как дважды возобновлялся судом Святослав Пискун…».
Коментарі — 0