Потребует ли Путин от Украины возврата долгов
Зависимость украинского государства от российского капитала в реальности намного выше, чем может показаться
Зависимость украинского государства от российского капитала в реальности намного выше, чем может показаться
В середине ноября Владимир Путин заявил, что Россия не будет требовать от Украины досрочного погашения облигаций на сумму $3 млрд. Практика показывает – к словам российского лидера стоит относиться с прагматичной осторожностью. Ведь нельзя исключать, что в любой момент он изменит свою точку зрения, как уже бывало неоднократно.
Опасаюсь, что ситуация с печально известными гособлигациями, которые Россия за счет средств Фонда национального благосостояния выкупила в ноябре 2013 года, будет и дальше держать нашу страну в напряжении. Связано это с одним из условий выпуска облигаций, которое дает России право требовать досрочного погашения долговых обязательств в случае, если отношение госдолга нашей страны к ВВП превысит 60%. Этот порог уже превышен и проблема в ближайшее время лишь усугубится: согласно прогнозам МВФ, государственный и гарантированный государством долг Украины в 2014 году составит 67,6% ВВП, а в 2015 году – 73,4% ВВП. Истребование досрочного погашения «российских облигаций» с немалой вероятностью может привести к дефолту нашего государства.
Впрочем, этими тремя миллиардами сумма задолженности украинского государства и предприятий перед кредиторами из РФ отнюдь не ограничивается. Проблема задолженности за российский газ стала настолько обыденной, что цифры долгов отходят на второй план. Напрасно, так как речь в данном случае идет о колоссальных суммах. Точные цифры привести не сможет никто, но «Газпромом» подан против Украины иск в Стокгольмский арбитражный суд с требованием о взыскании $5,3 млрд. Я не юрист, но думаю, что вряд ли иск будет удовлетворен в полном объеме, так как в указанную сумму входит законтрактованный, но не приобретенный Украиной газ, цена которого рассчитана исходя из $485 за тысячу кубометров. Но даже памятуя о том, что 4 ноября «Нафтогаз Украины» перечислил $1,45 млрд в оплату части долга за поставленный «Газпромом» в ноябре-декабре прошлого года газ, задолженность Украинs перед Россией за «голубое топливо» исчисляется в миллиардах долларов.
Добавлю, что Украина еще до привлечения вышеупомянутых $3 млрд имела гарантированный государством долг перед РФ и российскими «Сбербанком» и «ВТБ Капитал» на сумму $1,707 млрд. Непосредственно перед РФ, как государством, - $0,704 млрд, перед «Сбербанком» - $0,636 млрд, перед «ВТБ Капитал» - $0,367 млрд. Долг этот представляет собой внушительную сумму, особенно с учетом реальных возможностей Украины в плане возврата задолженности. Кстати, на тот момент в структуре украинской госзадолженности перед коммерческими банками на российские финучреждения приходилось 32%.
Тремя вышеперечисленными категориями украинские долги перед россиянами не ограничиваются. В структуре внешней задолженности Украины без малого половина приходится на различные еврооблигации. Зачастую их размещением, наряду с европейскими банками, занимались российские структуры - «Внешэкономбанк», «Сбербанк КИБ» и «ВТБ Капитал». Многие выпуски облигации осуществлялись непублично. В силу этого сложно сделать достоверные предположения о структуре владельцев украинских еврооблигаций. Однако, с учетом того, что существенная их часть эмитировалось в 2002-2006 и 2010-2012 годах, логично предположить, что часть украинских государственных еврооблигаций была выкуплена российскими инвестиционными структурами.
Не обойти вниманием и вопросы корпоративных долгов (имею в виду задолженность как государственных компаний, так и частных структур). В течение 2010-2012 годов украинские корпорации наращивали задолженность серьезными темпами – около 20% в год. По состоянию на октябрь минувшего года корпоративная задолженность превысила $74 млрд. Кстати, привлечение средств осуществлялось преимущественно для возврата кредитов перед украинскими банками (конъюнктура складывалась так, что небанковское финансирование обходилось дешевле) и погашения ранее эмитированных облигаций. То есть для замещения более дорогих долгов менее дорогими, а не для развития. Агентами при размещении долговых бумаг выступали все те же «Внешэкономбанк», «Сбербанк КИБ» и «ВТБ Капитал». Логично предположить, что часть задолженности украинских корпораций держат именно эти российские структуры.
Не стоит забывать и о том, что среди организаторов многочисленных выпусков муниципальных облигаций столицы Украины есть «Внешэкономбанк» и «ВТБ Капитал», которые также могли выкупить часть облигаций Киева. И хотя столица в последнее время успешно погасила несколько крупных выпусков облигаций, сложно поручиться за то, что это без труда удастся делать и в ближайшем будущем.
Отдельного упоминания заслуживают взаимоотношения украинских банков-дочерних структур российских финансовых гигантов со своими материнскими структурами («Сбербанк», «Внешторгбанк»). Информация относительно объемов предоставленного кредитования в рамках дочерне-материнских взаимоотношений не подлежит публичному обнародованию. Однако в самом скромном случае речь идет о многих сотнях миллионов долларов. Важно понимать, что объем кредитов, которые привлечены крупнейшими украинскими корпоративными клиентами от банков с российским капиталом, по состоянию на октябрь прошлого года приближалась к $1,6 млрд.
В качестве резюме отмечу – необходимо быть реалистами и отдавать себе отчет в том, что зависимость украинского государства, отечественных корпораций и банков, муниципальных органов от российского капитала в реальности намного выше, чем может показаться на первый взгляд. Учитывая складывающиеся отношения между двумя государствами и тенденции к их дальнейшему обострению, не стоит сбрасывать со счетов, что Украину и отечественные компании могут ждать неприятные сюрпризы. Или кто-то верит в правдивость слов Путина, который 15 ноября сказал «Мы хотим, чтобы Украина, наконец, вставала на ноги»?
Коментарі — 0