Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Постмайданное рейдерство: новые инструменты для «отжатия» бизнеса

    • Сергей Костюков
      Cпециалист по информационным войнам, директор агентства маркетинговых коммуникаций AG Communications
    • Розсилка
    Постмайданное рейдерство: новые инструменты для «отжатия» бизнеса

    В то время как большинство украинцев делили оливье и предавались праздничному безделью, кто-то положил глаз на куда боле лакомый кусок и начал наступление.

    В то время как большинство украинцев делили оливье и предавались праздничному безделью, кто-то положил глаз на куда боле лакомый кусок и начал наступление. С Нового года в медиа промелькнуло уже два громких заявления о попытке рейдерского захвата предприятий. Речь о «Житомирских ласощах» и компании «Мегаполис-Украина». Корпоративные войны входят в активную фазу. Стоит отметить, что большинство конфликтов, которые развернулись на украинском рынке после Революции Достоинства носят одинаковый характер. Конечно, схема «отжатия» бизнеса не была придумана в постмайданный период, однако именно сейчас у общества появилась масса болевых точек, на которых без зазрения совести играют «захватчики».

    На информационном поле конфликты всегда сопровождаются рядом схожих заявлений. Собственников, как под копирку, обвиняют в связи с режимом Януковича и причастности к переделу бизнеса «Семьей». Стоит отметить, что на украинском рынке мало крупных бизнес-игроков, которых нельзя упрекнуть в кооперации с предыдущей властью. Практически все компании большого бизнеса в той или иной степени были подчинены общим «понятиям» власти бело-голубых. Бизнес массово делили или принуждали делиться. Вполне закономерно, что «следы» регионалов или связей с ними можно найти у большинства предприятий.

    Второй «мозоль», на котором предпочитают топтаться рейдеры – Евромайдан и война на Донбассе. Образ владельца предприятия демонизируется, его обвиняют в финансировании гастролей «титушек», содействии с силовиками, декларации поддержки власти Януковича. Все эти заявления, как правило, суммируются с чем-то более актуальным, вроде, поддержки террористов из псевдореспублик на востоке Украины. Интересно, что следующим логическим действием становится не обращение в СБУ и прокуратуру, а обращение в государственные профильные органы с целью оспорить право на ведение бизнеса тем или иным лицом.

    Третья тема, которая используется редко, но метко – интеграция в Европейский Союз. Мол, не место старым рейдерам в креслах крупных компаний, бизнес должен быть честным и прозрачным. Зато новым «захватчикам» они по размеру. Интересно, что большинство предприятий, руководители которых были отстранены по решению суда под предлогом махинаций, фальсификаций или подлога, уходили не с молотка и не в руки прежним собственников, а в широко распростертые объятия совершенно новых хозяев.

    «В жизни всегда есть место для подвига и важно быть подальше от такого места», - говорил юморист Михаил Жванецкий. Блокирование «неправильных» предприятий тоже можно внести в этот список, так как неизвестных в этом уравнении слишком много. Хочется думать, что большинство активистов-борцов, совершающих подвиг очищения украинского рынка от «недобропорядочных бизнесменов, не подозревают, что являются артиллерией в информационных войнах, сопровождающих все без исключения корпоративные конфликты. Именно они вместе с людьми в масках появляются на приглянувшемся третьему лицу предприятии спустя месяц-два после обращения в суды.

    Далее включается информационный фон для легитимизации происходящего. Эрзац-спикеры выступают с обвинениями собственника бизнеса и всячески оправдывают «захват». Как правило, для аргументации используются популистические темы и патриотические лозунги. Наращивается «народный гнев» и недовольство. Конфликт становится оправданным в глазах широкой общественности, а предприятие переходит в руки нового владельца под благопристойным видом.

    Понятия черного и белого редко совместимы с бизнесом. И если для украинцев передел рынка может быть «оправдан», то для международных инвесторов – едва ли. 2016 год только начался и, скорее всего, в дальнейшем мы станем свидетелями не одного корпоративного конфликта и информационной войны разворачивающейся по отработанной схеме. Следуя совету Ежи Леца, главное – не попасть под колесо чужой Фортуны.

    Автор - Сергей Костюков, специалист по информационным войнам, директор агентства маркетинговых коммуникаций AG Communications

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Ігор Ейдман
    Ігор Ейдман

    Соціолог

    Єпископ Євстратій (Зоря)
    Єпископ Євстратій (Зоря)

    Секретар Священного Синоду УПЦ КП

    Ігор Луценко
    Ігор Луценко

    Народний депутат, «Батьківщина»

    Дмитро Тимчук
    Дмитро Тимчук

    Народний депутат України (Народний фронт)

    Костянтин Боровой
    Костянтин Боровой

    Російський політик

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ