«Нормандські переговори»: процес йде дуже складно
Вчорашні домовленості дуже хиткі та умовні
Мовою оригіналу
Мои впечатления от переговоров «нормандском формате».
Процесс идет очень тяжело. Россия не отказалась от своих планов по формализации своего марионеточного анклава в составе Украины, задача которого – прекращение процесса евроинтеграции и евроатлантической интеграции нашей страны. Украина в свою очередь готова к разумным уступкам, которые не ставят под вопрос наш цивилизационный выбор. То есть по принципиальному вопросу – станет Украина частью Европы или останется в русском мире – единогласного решения нет. Кремль, как и раньше, считает Украину приоритетной сферой своих интересов.
Что касается тактических соглашений, то в результате переговоров действительно был сделан шаг к компромиссу. Очень осторожный шаг. С возможностью в любой момент отыграть назад. Стороны сделали ряд уступок – Путин согласился на введение полицейской миссии в Донбассе, а Порошенко на подготовку к проведению выборов в Донбассе по формуле Штайнмайера. То есть пункты выполняются не последовательно, а параллельно.
Под контроль ОБСЕ переходит Дебальцево – это уступка Кремля. Но при подготовке к выборам в ОРДЛО объявлено о разведении войск, а не о разоружении боевиков. Это уступка Украины. Впрочем, никаких документов в процессе не подписали, в течение октября-ноября подробную дорожную карту разработают на уровне экспертов и МИДов. В ней будут детали и даты, которые позволят делать окончательные выводы по перспективам.
Вчерашние договоренности очень зыбкие и условные. Украина согласна принять закон о выборах в Донбассе, но какой это будет закон – вопрос открытый. Тут у нас приличная свобода для маневра. С другой стороны, согласие Путина на введение полицейской миссии ОБСЕ в любой момент может быть аннулировано боевиками, которые формально независимы и уже объявили, что полицейская миссия противоречит Минским соглашениям.
Что касается поведения участников переговоров, в глаза бросается внезапная уступчивость Путина. Он явно напуган и выбит из колеи жесткой реакцией Запада на бомбежки авиации РФ в Сирии и жесткой резолюцией ОБСЕ, признавшей российскую агрессию в Украине. Похоже, перспектива усиления санкций действительно критична для Кремля. С другой стороны, Порошенко явно приходится непросто, потому что на него давят Германия и Франция. Для них главное решить проблему, и они согласны сделать это за счет Украины. У Меркель и Олланда впереди свои выборы, да и Сирия приоритетнее.
Но у Порошенко есть козырь в виде жесткой позиции большинства в Верховной Раде. Депутаты не согласны на сдачу украинской независимости по кремлевскому сценарию «особого статуса Донбасса». О чем заблаговременно заявляли. Это дает Порошенко возможность удерживать позиции с формулировкой «меня не поддержит парламент».
Коментарі — 0