Що роблять грузинські діти в кримському «Артеку»?
Окуповані території України
Мовою оригіналу
В грузинской блогосфере разгорается скандал после появления информации о том, что шесть учеников 146-й публичной школы Тбилиси отправились в Международный детский центр «Артек» в Крыму, чтобы усовершенствовать русский язык. Кроме возмущения бездействием министерства образования пользователи Фейсбука спрашивают – какова была бы реакция Киева, если бы украинские дети поехали в оккупированную Абхазию.
В пространном сообщении российского пропагандистского агентства «Sputnik-Грузия» говорится о том, что детям по 16-17 лет, «каждого из них что-то связывает с Россией, некоторые родились там, некоторые жили в течение нескольких лет или провели в Москве детство, а у некоторых родители из России». Известно также, что собеседование с ними проводила учительница русского языка Тамрико Чалахешашвили, которая, судя по всему, была посредницей Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина.
Один из учеников – Лука Джолохава рассказал корреспонденту «Sputnik»: «Мы начали готовиться к нему (конкурсу – авт.). Сняли разные видео, потом сделали слайд на тему «Что значит для нас Россия, и какую роль она играет в нашей жизни» и прошли тесты, составленные институтом Пушкина. Сначала много было желающих в школе, потом почему-то их стало меньше, и остались мы. Лагерь нам очень нравится. Учитывая то, что я учусь в грузинской школе, мне не приходилось говорить на русском, и у меня был своеобразный комплекс, а сейчас я привык и могу разговаривать более свободно».
Первая международная смена по русскому языку для зарубежных школьников и педагогов проходит в «Артеке» 7 – 27 августа по поручению Совета по русскому языку при Правительстве РФ. Это значит, что шесть учеников тбилисской 146-й публичной школы поехали в оккупированный Крым официально при финансировании российского бюджета. Сама 146-я школа в Тбилиси – государственная, в ней нет русских секторов, она полностью с обучением на грузинском языке, а также с обязательным изучением с первого класса английского, как и по всей Грузии. Однако, как и во всех школах, есть на выбор второй иностранный – английский, французский, немецкий или русский. Как говорит экс-министр образования Грузии Димитри Шашкин, в Тбилиси только две школы с русским языком обучения и число учеников все последние годы сокращалось по одной только причине – невостребованности русского языка в продолжении образования.
Димитри Шашкин считает, что вряд ли ученики 146-й школы поехали в Крым без ведома министерства: «Эта некрасивая история – еще один пример того, что правящая партия «Грузинская мечта» декларирует одно, а делает совсем другое. Премьер-министр не устает утверждать, что будущее Грузии – с Европой и США, но это, к сожалению, только слова. Посмотрите, что они сделали в системе образования – уничтожена программа американских и европейских учителей английского языка, из 2000 педагогов осталось только 36, министерство образования пытается отменить изучение английского языка с первого класса, отменено обязательное изучение английского языка в университетах на В2 уровне, отменена международная школа CERN, урезали программу летних лагерей Buckswood по изучению английского языка, отменены сертификационные экзамены для учителей английского языка – раньше после сдачи этого экзамена учителя дополнительно получали 85 долларов прибавки к зарплате. И вот на этом фоне ученики обычной публичной школы едут изучать русский язык в оккупированный Крым. Интересно, понравилось бы нам в Тбилиси, если бы ученики киевской государственной школы поехали бы в оккупированную Гагру изучать русский язык? Уверен, что нет».
Казалось бы, русский язык в Грузии давно перестал быть щекотливой темой для Кремля: потеря интереса к русскому языку обусловлена разными причинами и образование – главный повод, чтобы определять преимущество и выбирать между западными и российскими университетами, тем более в Грузии лишь в ТГУ есть несколько русскоязычных групп, в остальных – преподавание ведется на грузинском и английском. Даже в регионах компактного проживания национальных меньшинств – армянского в Джавахети и азербайджанского в Марнеули – вступительные экзамены в университеты сдаются на национальных языках, а дальнейшее обучение опять – на грузинском и английском. В Грузии высок процент выпускников школ, которые поступают в европейские и американские университеты, двумстам счастливчикам каждый год президентский фонд выдает стипендии на обучение.
В Грузии нет проблемы русского языка, потому что нет желающих требовать введения русского языка в качестве официального или государственного. Последняя такая попытка была в 1978 году, которая закончилась массовыми демонстрациями по всей республике, и больше – ни советские, ни современные власти не пытались понравиться желаниям Москвы. В Грузии нет «пятой колонны», которая взывала бы к Кремлю с требованием защитить их – это очень смешно выглядело бы, поскольку все родившиеся в стране «русскоязычные» свободно говорят по-грузински, учатся на грузинском и используют язык в повседневной жизни. В Тбилиси выходят несколько газет на русском языке, общий тираж которых не превышает 2-3 тысяч экземпляров, есть несколько радиостанций, которые передают новости на русском языке.
Однако посещение грузинскими школьниками школы русского языка в «Артеке» не вызвало бы такую бурную реакцию, если бы она не проводилась в оккупированном Крыму. Для многих в Грузии любая попытка посещения гражданами России оккупированных Абхазии и «Южной Осетии» вызывает гнев и протесты, а попытки нынешних властей ослабить действие закона об оккупированных территориях опротестовываются. Однако, судя по всему, нынешние власти Грузии спокойно относятся к тому, что сами нарушают дружеские обязательства перед Украиной. Тем более странно это наблюдать после недавнего визита президента Порошенко в Грузию.
Впрочем, это уже не первый случай: в 2015 году в «Артеке» проводилась «Детская Новая волна 2015». И там из Грузии были участники, известно имя одной из них – Нино Басилая, тогда ей было 10 лет. Российская пропаганда попыталась придать сообщению о грузинской участнице как само собой разумеющееся событие, а в комментарии сама Нино якобы сказала: «Артек» – это большая дружная страна, где все танцуют, поют и, конечно, поддерживают друг друга. «Артек» мне очень сильно помог, я больше не буду бояться выходить на сцену. Конечно, такие фестивали очень нужны детям, потому что они помогают найти свою дорогу в жизни, дают возможность выступать и общаться со «звёздами» и параллельно учиться профессиональным навыкам». И опять вряд ли Нино Басилая ездила в Артек без ведома министерства образования и науки Грузии.
Судя по бодрым сообщениям, Украина «восстанавливает» отношения с Грузией, чему свидетельствует визит Петра Порошенко, но официальные и протокольные улыбки – это одно, другое – содействовать укреплению взаимопонимания. Сомнительно, что министерство образования и науки Грузии не подозревало о том, что сообщение о поездке грузинских школьников не вызовет реакции. Возможно и потому, что Украина до сих пор не принимает аналогичный грузинскому закон об оккупированных территориях, но это совсем не значит, что Тбилиси к своим украинским друзьям и партнерам должен относиться подобным образом. На самом деле было бы логично заключить если не официальный, то хотя бы устный договор о том, что Грузия и Украина будут способствовать воспрепятствованию поездок своих граждан в оккупированные территории – из Грузии в Крым, из Украины – в Абхазию и «Южную Осетию».
Кажется, современное состояние политических систем в Украине и Грузии пока не может четко определить, какими ценностями должны руководствоваться лидеры стран, которые публично говорят об единых европейских ценностях и параллельном пути в Европу. На деле все оказывается банальнее: общественность Грузии пятый год протестует по поводу многочисленных попыток Кремля повлиять на страну, тратятся огромные деньги на финансированные различных программ – от обучения в российских университетах до поездок в Артек. То, чего Россия не могла сделать поддержкой нескольких пророссийских переворотов и войны в августе 2008 года, компенсируется мелкими «уколами» вроде «Артека». Не стоит ждать ноты протеста Киева в адрес официального Тбилиси, скорее всего в украинской столице постараются не заметить явно недружественный шаг.
Коментарі — 0