Кризис в Украине: действия граждан приобретают высшую правоту
Важная мысль про природу нынешнего кризиса -- не политического, а конституционного.
Очень важно: распространенное заблуждение состоит в том, что у нас в стране политический кризис, который разрешается конституционными методами. У нас в стране конституционный кризис, который разрешается только политическими методами.
Объясню разницу на примерах. Политический кризис в Италии: парламентское большинство распалось, правительство в отставке. На сцену выходит президент (типа английской королевы), формируется новое большинство и новое правительство. Политический кризис может быть довольно частым или даже перманентным. Он всегда разрешается конституционными методами, т.е. заранее продуманными, четко выписанными и согласованными методами. Жизнь людей, экономика, национальная безопасность обычно от этого не страдают.
Второй пример. Оранжевая революция, тупиковая ситуация, принимается решение о проведении "третьего тура голосования". С точки зрения Конституции это нонсенс. Но ведь в этом примере мы имеем дело не с политическим кризисом, а с конституционным - на тот момент просто не было конституционного решения по выходу из кризиса, а значит, понадобилось решение политическое, т.е. договоренность элит. Политическое решение может быть более или менее правовым, т.е. больше или меньше соответствовать духу закона (поскольку буква закона молчит). Но дух закона -- неуловимая штука, как дух отца Гамлета. Значит, нечего прикрываться толстыми томами, а нужно признать, что в основе любого политического решения по выходу из конституционного кризиса лежит некая договоренность.
Так вот у нас конституционный кризис. У нас нет ни одного безусловно конституционного органа власти. У нас непонятно какая Конституция, полученная путем "перегонки и двойной очистки". У нас непонятно какой президент, парламент, конституционный суд -- все эти важные компоненты конституционного строя получены путем мухлежа из разных сомнительных компонентов и подкрашены попытками (порой удачными) нарушения Конституции, часто на грани государственного переворота. Вывод: не стоит искать конституционного выхода из кризиса, ибо кризис это не политический, а конституционный.
Вывод второй. Раз такая фигня, малята, то нужно искать политическое решение, т.е. переговоры, переговоры и наконец консенсус, пусть слабый и не шибко правовой. Но именно переговоров-то и нет. Молчание ягнят.
Вывод третий. Это приводит к усилению конституционного кризиса. Если спасти может только политическое решение, а его никто не ищет, то всё сваливается в штопор. Что и имеем.
Вывод четвертый. И тут любые действия граждан по защите конституционного строя приобретают (по духу Закона, ибо над буквой Закона надругались, расчленили и съели) высший смысл и высшую правоту. Народное Вече, Громадянська Варта, региональные Народные Рады и так далее, включая чрезвычайные меры по защите Конституции.
Вот такая очень важная мысль про природу нынешнего кризиса -- не политического, а конституционного.
Коментарі — 0