рус

    Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Влада і реформи: До чого можуть призвести рішення Зеленського

    • Віктор Небоженко

      Директор соціологічної служби «Український барометр»

    • Розсилка
    Влада і реформи: До чого можуть призвести рішення Зеленського

    В Україні склалася стара політична традиція

    Мовою оригіналу

    Каждый новый президент хочет укрепить институт президента и свой режим личной власти под видом прогрессивных реформ. При этом никто из них не пытается объяснить народу, зачем ему так много полномочий и обижаются на встречные вопросы об угрозе узурпации власти или отсутствии внятного публичного плана реформ.

    Особенно много подозрений вызывает та спешка или таинственность, с которой возникают эти сырые законопроекты, укрепляющие чью-то власть и богатство, но не имеющие прямого отношения к реформам или демократии. Так поступали бывшие президенты. На это путь «случайно» вступил и президент Украины Зеленский.

    Все эти «рыхлые» законопроекты, которые внезапно «извергаются из недр» Офиса президента Украины от имени Зеленского - о земле, Донбассе, децентрализации, ГБР, прокуратуре и другие, не понятные, ни народным депутатам, ни украинскому обществу и упираются в один и тот же вопрос: где ваша публичная программа реформирования Украины, принятая обществом и которая нуждается в такой концентрации власти. Покажите четкий политический курс, который будет проводится в стране в ближайшие три года. И тогда будет понятен смысл и последовательность, логика проводимых реформ.
    Как, например, в тяжелейшем, для Великобритании, случае с «Брекситом». Борис Джонсон бы последователен и честен с британскими избирателями, а не говорил как наш политик , кокетливо: я вам ничего не должен. А сам, сразу же после выборов, бросился продавать землю, разрушать Конституцию и накапливать власть. Сенсационная победа Консервативной партии Джонсона на последних выборах в Великобритании показала, что избиратели любят и ценят последовательность, ясность и открытость политических целей партий. Другой пример -многочисленный уличные бунты в Париже , которые являются главной политической проблемой президента Франции показали, что благодаря «методу Макрона-Зеленского» можно стать даже президентом страны, но нельзя долго обманывать людей или делать то, что не обещал на выборах, чтобы не спугнуть избирателя.

    Пока украинское общество еще верит в «добрые намерения» президента Зеленского, но оно явно не намерено терпеть над собой квази-реформы методом «проб и ошибок» или в результате каких-то тайных договоренностей с зарубежными «пользователями». Нельзя начинать любую реформу, не зная ее вероятных результатов и непредсказуемых последствиях для страны. Тем более, нельзя экспериментировать с Украиной, особенно во время войны с могущественным соседом, который использует любой промах украинской власти в своей стратеги «управляемого хаоса».

    Легкомысленное отношение окружения украинского президента к общественному мнению и «качеству выпускаемой продукции» - от скандальных заявлений, кадровых назначений до откровенно слабых законопроектов, может привести к политической «дереализации» Зеленского, когда народ перестанет замечать, обращать внимание на своего президента, а не просто критиковать или издеваться над ним в фотожабах над ним и его друзьями, «фриками –самокатчиками». Мы ведь не хотим, чтобы вместо вечно жизнерадостного президента Зеленского было «пустое место», заполняемое энергией и жадностью его окружения. А «президент- семулякр» Зеленский - это для судьбы украинского государства гораздо хуже, чем президент-уголовник или президент-олигарх.

    Отсутствие честности и открытости в «реформаторских играх» власти с народом –слишком рискованный стиль управления страной, измученной войной и тяжелым экономическим кризисом.

    Кажется, что пока в Офисе президента нет ни одного влиятельного «политика», который бы понимал, что любая самая благая реформа, не обеспеченная народной поддержкой закончится плохо, как для ее инициаторов и таинственных «выгодополучателей», так и для Украины. Никто из самоуверенных менеджеров, продюсеров и бизнесменов в Офисе президента до сих пор не поняли простой истины, что условием успеха любой реформы является, не внезапность или скорость принятия решений, а ее легитимность в глазах народа, без чего невозможно терпение и мобилизация украинского общества, особенно на первом, тягостном этапе реформирования.

    Отсутствие легитимности проводимой реформы не менее опасно, чем ее провал.

    И тогда уже никто, кроме «всесильного» президента-симулякра и его необычного окружения, не будет нести персональную ответственность за очередной, острый социально-политический кризис в стране, при угрюмом ожидании, измученного реформаторскими экспериментами, народа.

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Богдан Данилишин
    Богдан Данилишин

    Академік НАН України

    Сергій Тихий
    Сергій Тихий

    Журналіст

    Андрій Піонтковський
    Андрій Піонтковський

    Публіцист, політолог

    Юрій Бутусов
    Юрій Бутусов

    Журналіст, громадський діяч

    Ігор Луценко
    Ігор Луценко

    Народний депутат 8 скликання

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ