Энергетическое сообщество не выполнило свои обязательства перед Украиной – чиновник Минэнерго
Энергетическое сообщество не выполнило свои обязательства перед Украиной, заявил вчера в эфире программы «Шустер Live» высокопоставленный чиновник Минэнерго Украины Константин Бородин. По мнению Бородина ставка Украины на сотрудничество с потребителями газа в Евросоюзе оказалась неоправданной.
«Мы транзитная страна и являемся энергетическим мостом, который стоит на двух берегах. С 2008-2009 годов, наверно по политическим причинам, руководство страны избрало из двух этих берегов главный – европейский. Мы вошли в договор об Энергетическом сообществе, задолго до этого подписали Энергохартию.
Но давайте вспомним 2009 год – разве так ведут порядочные партнеры? Договор Энергохартии предусматривает доступ Европе к нашим газопроводам, а стране-транзитеру дает уверенность в завтрашнем дне: что ее транзитная система будет загружена.
В 55-й и 73-й газових директивах Евросоюза есть специальная статья «Региональное сотрудничество». Она предусматривает, что страны не допускают строительство обходных газопроводов, что они помогают друг-другу ресурсами в кризисных ситуациях.
Но разве мы услышали от Европы в 2009-м году хоть слово поддержки? Мы слышали только то, что в Европу нужно возобновить транзит газа. Но там не было ни одного заявления о том, что Россия должна возобновить поставки газа на Украину. Хотя договор Энергохартии однозначно запрещает прерывать поставки пока идут споры.
Мы, к сожалению, этого не увидели. Сегодня Европа договаривается за нашей спиной о прокладке обводных маршрутов, что является прямым нарушением Энергохартии. Поэтому сегодня, когда мы говорим о нашей ГТС, нам необходимы гарантии ее загрузки. Создание газотранспортного консорциума зависит от того, какие условия нам предложат наши партнеры. В первую очередь – на каком уровне будет гарантирована загрузка ГТС.
Бородин также остановился на негативных последствиях для Украины, которые будет иметь строительство газопровода «Южный поток».
«То о чем мы говорим в контексте ГТС уже произошло с нефтетранспортной системой Украины. Транзит нефти в Украине за последние 15 лет сократился с 65 до 14 млн т, больше чем в четыре раза. Из 3,5 тыс. км нефтетранспортной системы сегодня используется 980 км нефтепровода «Дружба», да и то на 50% мощности.
Что сделала российская сторона? Были споры, была просьба снизить тарифы, были определенные требования друг к другу. Сначала они отсекли транзит на юг России через Луганскую обл. Потом они отсекли транзит на Одессу. Сегодня осталась только «Дружба». Дошло до того, что в прошлом году российская компания «Роснефть», покупая нефть в России, грузит ее на танкеры в Новороссийске, везет через Черное и Средиземное моря, сливает в Италии и нашим традиционным потребителям в Чехии эту нефть качают через Италию и Австрию.
Какие последствия имел оператор нефтертанспортной системы - «Укртранснафта». Сегодня штат компании сокращен на 25-28%. Мы понимаем, что систему по-прежнему нужно поддерживать, ремонтировать, по ней иногда идет нефть на наши украинские заводы. Эту систему нужно поддерживать в нормальном состоянии, чтобы не было утечек, чтобы не было техногенных последствий... С падением транзита это становится делать все сложнее и сложнее.
Какую перспективу мы имеем с газом? Напомню, что у нас произошло важного за последние несколько лет. В 2010 году «Газпром» приобрел «Белтрансгаз», через который осуществляется определенный объем транзита в Польшу и Германию. Вследствие этого с 2010 года у нас транзит газа сократился на 10-15 млрд м3/г или на 10%.
В 2011 – начале 2012 г. заработал североевропейский газопровод. В прошлом году из 120 млрд. м3 транзита мы уже потеряли порядка 30. В этом году североевропейский газопровод заработает на полную мощность, и – до тех пор пока не будет «Южного потока» по дну Черного моря – реальные объемы транзита, которые останутся в Украине, составят 50% от тех, которые были еще 3-4 года назад – то есть около 60 млрд. м3.
Проблематика останется та же, что и с нефтетранспортной системой – поддержание системы, предотвращение утечек, социальные аспекты и так далее. Ведь ГТС нужна Украине и для того, чтобы удовлетворять внутренний спрос – снабжать газом людей, промпредприятия, котельные и других потребителей».
«Нам трудно будет поддерживать нашу систему одним. Поэтому мы все ближе и ближе подходим к необходимости с кем-то объединятся, – подчеркнул Бородин. – Наш выбор будет зависеть от того, какие условия нам предложат наши партнеры. Будет ли гарантирована загрузка, на каком уровне, как будут решаться вопросы налогообложения, прибыльности и собственности.
Коментарі — 0