Новая власть не устает повторять, что Украина нуждается в инвестициях и открыта для заграничных кошельков.
Новая власть не устает повторять, что Украина нуждается в инвестициях и открыта для заграничных кошельков. Благо, в отличие от предыдущих шести лет, когда правительство даже не скрывало, что вешает лапшу на уши наивным иностранцам, дающим кредиты, сейчас в стране, наконец, воцарилась стабильность и создаются все условия для желающих вкладывать деньги в выкарабкивающуюся из пропасти украинскую экономику. В этом потенциальных инвесторов регулярно убеждает Президент во время своих заграничных визитов.
Для демонстрации серьезности намерений при Президенте создан Совет отечественных и иностранных инвесторов, персональный состав которого был недавно объявлен. Конечно, это образование далеко не ново. СОИИ – это реорганизованный бывший Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций, созданный еще про Леониде Кучме и продолживший свою работу при Ющенко. Документ о реорганизации появился на президентском сайте еще 1 сентября прошлого года, и его главным отличием от предыдущего органа должна, по идее, стать «задача по содействию привлечению и эффективному использованию отечественных инвестиций для обеспечения развития экономики Украины». Проще говоря, в состав Совета ввели украинских олигархов. Тот же Ющенко предпочитал собирать местный крупный бизнес вокруг своих гуманитарных проектов – например, в Нацсовете по вопросам благотворительности «Зігрій любов'ю дитину», в который записал всех более-менее видных бизнесменов. В том числе, тех, которые считаются ключевыми инвесторами при новом Президенте.
Исполнительным секретарем Совета был назначен оставшийся на Банковой со времен Ющенко замглавы АП Андрей Гончарук, которому предписывалось в двухнедельный срок представить предложения по персональному составу Совета. Прошло почти пять месяцев и состав, наконец, утвержден. Среди украинских олигархов чести удостоились Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Виктор Новинский, Виктор Пинчук, Вячеслав Богуслаев, Александр Ярославский и глава правления государственного «Укрэксимбанка» Николай Удовиченко. В общем-то, все, кроме Удовиченко, в лишнем представлении не нуждаются и ничего удивительного в их попадании в «президентский пул» нет. Удивительно другое.
Очевидно, что Янукович сделал очень символический шаг (причем долго к нему готовился) и явственно очертил круг приближенных. Но круг оказался очень узким. Вполне ожидаемо, например, что в нем не оказалось формально до сих пор находящегося в оппозиции Константина Жеваго, который явно не беднее многих здесь представленных. Равно как вряд ли кто ожидал внесения в ранг неприкасаемых «бютовских» бизнесменов-«перебежчиков» Тариэла Васадзе, Андрея Веревского, братьев Буряков… «Донецкие» никогда не отличались особыми сантиментами со своими «трофеями». Но вот, например, отсутствие в списке такого «системного» олигарха как Игорь Коломойский или хотя бы близких ему бизнесменов режет глаза – как ни пытался он наладить отношения с новой властью, своим для нее так и не стал. В одиночку сражается со своими проблемами Сергей Тарута. Не очень уютно, наверно, чувствует себя Василий Хмельницкий, которого после победы Януковича называли одним из первых олигархов «на заклание».
Собственно, то, что с приходом власти нового Президента активно велись разговоры о том, кого же будут «раскулачивать», показательно. Януковичу приписывали пиетет перед российскими образцами «суверенной демократии», а там в какой-то момент очень четко прошла разделительная линия между правильными и неправильными олигархами. И чем это закончилось для неправильных, все прекрасно помнят. Пока украинская власть сама не может определиться, по каким лекалам ей дальше кроить страну, появление подобных списков особо приближенных будет заставлять остальных нервно сглатывать.
Кстати, присутствие представителей крупного российского бизнеса в Совете весьма обширно, особенно на фоне скромной украинской заявки – президент «Лукойла» Вагит Аликперов, президент ВТБ Андрей Костин, президент «Сбербанка России» Герман Греф» и глава наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман. Представители «Нестле», «Майкрософт», «Арселор Миталл», «Макдоналдьс», президенты ЕБРР, Европейской бизнес-ассоциации, Японского банка международного сотрудничества (куда ж сейчас без Японии!) и прочие – также понятно. Непонятно только, чем радикально будет отличаться деятельность этого органа от предшественников, и что такое могут сказать Фирташ с Ахметовым на заседаниях этого Совета Президенту, чего не могут донести до его ушей в другое время.
«Это, скорее, статусные игры, – смеется политолог Владимир Фесенко. – Для политологов и журналистов это своего рода индикатор приближенности бизнесмена к Президенту. А относительно работы этого Совета, то, насколько я знаю, власть действительно обеспокоена проблемами инвесторов. Послы сейчас начинают свои беседы просто с перечисления рейдерских атак на предприятия с иностранными инвестициями, есть претензии у Запада и по поводу запрета экспорта зерновых. И решение этих проблем не зависит от составов советов».
«Регионалка» Юлия Левочкина, естественно, верит в успех затеянного предприятия и утверждает, что этот Совет будет успешней предыдущего, поскольку «есть активная и ясная воля управляющего субъекта». Понятно какого.
«То, что в состав Совета включили украинских бизнесменов – логично, – говорит Левочкина. – Как правило, иностранный бизнес не приходит в Украину сам по себе: поскольку Украина, как и все государства постсоветского пространства, считается страной с определенными рисками, то иностранные бизнесмены ищут себе локальных партнеров, которые понимают риски политического характера».
Еще одна особенность обновленного Совета – в нем, помимо Януковича и Гончарука, больше нет представителей власти, которых ранее пачками вводили и выводили из состава после кадровых перестановок. «Нунсовец» Александр Бондарь входил в Совет в бытность главой ФГИ, когда там еще не было отечественных олигархов, и уверен, что с нынешними особенностями приватизации по-украински иностранных инвесторов не привлечь:
«В основном, инвесторы на таких заседаниях жалуются на налоговую систему – это главный камень преткновения, договариваются о возврате НДС... И всякими красивыми словами вряд ли кого-то можно убедить: власть, похоже, не понимает, что инвесторы рассказывают своим партнерам на Западе, как тут все реально происходит, и те, слушая это, не спешат сюда. Без создания нормальной прозрачной системы приватизации – это все заклинания, а те нацпроекты, с которыми носится Каськив, – это лишь варианты, куда потратить деньги».
Но охота на иностранных инвесторов, похоже, открыта по всем фронтам, и посиделками у Президента дело не ограничится. Например, еще в прошлом году Николай Азаров заговорил о правительственном инвесторском Совете. Советы инвесторов при Кабмине создавались и ранее, но делалось это, скорее, в пику Президенту. Сейчас же, судя по всему, идет нагромождение различных консультационных органов с громкими названиями по принципу «чем больше – тем лучше».
«Стало очень модно и популярно создавать разного сорта агентства, комитеты, комиссии по содействию инвестициям, но Украина, по-прежнему остается в числе отстающих, – размышляет директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. – В 2010-м активно открывались двери для инвесторов, в том числе, под Евро-2012, но инвестиции не очень к нам стремились. Поэтому трудно представить, что все вдруг изменится. Пока остается незащищенность прав собственности, коррупция, то какие советы не создавай, результата не будет. Если же создать нормальную здоровую бизнес-среду, то никакие советы и комитеты не нужны, как показывает опыт тех же «азиатских тигров».
«Бютовец» Сергей Терехин также настроен по этому поводу весьма скептически и рассказывает, как сам инициировал создание похожего совета с участием бизнесменов при своем парламентском комитете по налогам. Опыт получился неудачный.
«Тогда в совет вошли люди из разных бизнесов, которых мы просили заниматься теорией развития бизнеса, – вспоминает Терехин. – А они занимались своими проблемами с судами, импортом шуб… Потом я спросил этих бизнесменов – мы же просили вас давать какие-то предложения по налогам. Знаете, какой был ответ? Мне сказали: вы – «толстовец», говорите об идеальном мире, а так не будет. Думаю, и здесь будет что-то похожее».
Одним из немногочисленных ярких пятен в работе предыдущего Совета было выведение из его состава основателя империи «Майкрософт», когда Интернет запестрел заголовками «Ющенко уволил Билла Гейтса». Чем запомнится работа нового старого органа – посмотрим. Но пока финт Януковича с реорганизацией Совета походит на тягу к переделыванию и переименованию всего, что осталось от предшественников. Все это, понятно, завернуто в красивую и бессмысленную словесную обертку – мол, теперь-то все будет по-другому. А как именно – решим по ходу.
Коментарі — 0