Президенту пора разбираться не с чужими, а со своими
Проведя свой первый год на президентском посту, Виктор Янукович оглянулся назад и, смеем предположить, остался очень доволен увиденным. Конечно, его собственные достижения нельзя равнять с достижениями государства, но вряд ли Виктор Федорович особо разделяет эти понятия. Во всяком случае, на данном этапе. Вертикаль власти в самом лучшем, конечно же, виде восстановлена, политреформа 2004-го забыта как страшный сон, Конституционный суд чуток к пожеланиям как никогда, а парламент с Кабмином настолько афиллированы с Банковой, что Секретариаты Президента и правительства собираются объединить в одну структуру. С развалившейся под собственной тяжестью оппозицией получилось совсем просто, и есть мнение, что если бы не неуклюжие действия силовиков, о многих «птенцах Майдана» уже никто бы и не вспомнил. Разобравшись с глобальными вещами, теперь Янукович занят точечными действиями вроде назначения близкого к семье человека поближе к печатному станку.
Впрочем, то, что «донецкие», в отличие от своих предшественников, попытаются все сделать нахрапом, заранее предугадывалось и вопросы вызывали лишь некоторые нюансы. С другой стороны, новая власть за все это время не только «поделала дела», но и «наделала делов». Запад, изначально приглядывавшийся к Януковичу с осторожным оптимизмом, уже давно не скупится в нелицеприятных оценках украинской власти, открыто заявляя, что с таким положением дел с основными свободами Украине можно забыть о ЕС. Не все ладно и на восточном фронте: отношения с Россией, которые, казалось, резко расцвели после подписания Харьковских соглашений, оказались не такими безоблачными. Народ, требовавший обещанного «покращення життя вже сьогодні», прямо скажем, не понял первых реформаторских шагов правительства. А уж многочисленные казусы и мелкие неприятности, преследовавшие Виктора Федоровича чуть ли не с его первых президентских дней, стали обязательным информационным «белым шумом» и вошли в фольклор.
-- Что делать дальше?
То, что у Януковича явные проблемы со стратегическим видением - очевидно, а количество предвыборных обещаний, которые никто не собирается в ближайшее время выполнять, зашкаливает. Развеивается и миф о «команде профессионалов»: так и не понятно до сих пор, кто же был виноват в подаче раскритикованного в хвост и гриву проекта Налогового кодекса, а громко анонсированные правительством намерения сдержать цены на продукты оборачиваются просто исчезновением этих продуктов с прилавков. Кивки на предыдущее правительство, которые еще можно было как-то понять на заре деятельности Кабмина Азарова, начинают просто раздражать даже лояльно настроенных к власти избирателей. Равно как и тональность Николая Яновича, который не горит желанием объяснять суть загадочных реформ широким массам, предпочитая апеллировать к «специалистам». Народ, мол, все равно не поймет всех тонкостей.
Когда отменяли политреформу 2004-го, оппозиция весьма активно пыталась вбить в головы украинцев один простой постулат - теперь за все в стране отвечает Президент. Прорвало у вас дома трубу или обвесили в магазине - адресат претензий теперь должен быть один. Президенту действительно создают образ «последней инстанции», который и премьера перед всем честным народом отчитает, и губернатору даст люлей, и прокуратуру, если надо, приструнит (а если не надо, расскажет о ее полной автономности).
Но при такой схеме огрехи команды превращаются в «подставы» главы державы. Кстати, именно расстановку окружения по принципу «всем сестрам по серьгам» называли одним из основных испытаний для Януковича в первые месяцы его президентства. Более-менее он с ней справился, поскольку идеально эту задачу вряд ли можно было решить. Удивление вызвало ощутимое преимущество, отданное Фирташу и Ко, и относительно скромные позиции «ахметовских», но, в целом, можно было говорить о неком паритете. Внутренние противоречия проявились достаточно быстро, что вылилось в отставки Владимира Семиноженко и Нестора Шуфрича, возню вокруг кресла главы Минздрава, открытые пикировки Анны Герман с Дмитрием Табачником и скрытые от посторониих глаз - той же Герман с Сергеем Левочкиным, разыгрывание между собой «киевской карты»... Затеянная админреформа также привела к перераспределению влияния в некоторых секторах.
-- Цель не найдена
Иногда складывается впечатление, что Янукович старается особо не вмешиваться в эти войны между своими, поскольку явно не является таким мастером сдержек и противовесов как Кучма. Комфортный мирок, который ему создал Левочкин, его, похоже, вполне устраивает, но именно разношерстность и разные стилистики поведения окружения Президента не позволяют ставить каких-то долгосрочных задач.
«У Януковича, как и у Ющенко, нет команды, есть только окружение, - говорит политолог Виктор Небоженко. - И перед этим окружением, мне кажется, нет задачи сделать из Президента «второго Кучму», то есть всячески работать на его рейтинг. Там каждый решает свои задачи, а это значит, что никто не будет за Януковича придумывать цели и то, что делать дальше. Все будут кивать головами, восторгаться идеями, но не будут их генерировать».
Небоженко считает, что теперь перед Президентом стоит «проблема маршрута»:
«Янукович поломал «Запорожец», который достался ему в наследство, и купил себе «Мерседес». Но целый год власть решала, куда на нем дальше ехать. Понятно, что надо заработать деньги, но нужны и какие-то большие цели, которые разделяются основными группами населения. Это может быть повышение благосостояния, развитие демократии, очищение Черного моря от бактерий, но они должны быть. Обычно ведь возникают проблемы, а потом ищутся способы их решения. У нас же начали с того, что создали кастовые группировки и бюрократически-силовую вертикаль».
Несмотря на свой порядком мифологизированный грозный норов, Янукович не склонен рубить с плеча в кадровых вопросах и быстро отходчив по отношению к провинившимся. Многие уже заждались, когда Виктор Федорович, наконец, покажет, кто в доме хозяин и громко уволит кого-то высокопоставленного. Николая Азарова отправляли в отставку весь прошлый год, равно как говорили как о практически решенном вопросе увольнении Валерия Хорошковского и возможном переводе на другую работу Сергея Левочкина. Пока все ключевые одиозные фигуры остаются на местах, но поиск жертв, похоже, лишь вопрос времени. И перетасовка властной колоды может стать основной задачей Президента на текущий год. Власть стала заложницей собственной реформаторской риторики и теперь должна говорить после «а» и другие буквы.
«Перед властью сейчас стоит несколько важных вопросов: удастся ли запустить базовые реформы и решительно наступить на низовую и среднюю коррупцию, - рассуждает политолог Михаил Погребинский. - Интересно также, придет ли к власти осознание того, что страной не получится управлять как холдингом».
-- А поговорить?
Но общего видения реформ в президентской команде не видать. Азаров, Тигипко, Акимова пока не убедили, что четко знают, что и как надо делать, при этом работая совместно, а не путаясь друг у друга под ногами. Шум, поднятый вокруг Налогового кодекса, заставил власть «снимать социальное напряжение», перенося на потом принятие других реформаторских проектов. Хотя сторонников «шоковой терапии», которые уверены, что полумеры не принесут никакого эффекта, а только усугубят ситуацию, в окружении Януковича по-прежнему достаточно.
«Сейчас Янукович стоит перед выбором: либо продолжать непопулярные реформы, либо смягчить линию и вернуться к популистским механизмам, - говорит политолог Владимир Фесенко. - Сейчас мы увидим пробы коррекции курса и внесения поправок в заявленные реформы. С одной стороны, тот же МВФ требует жесткой бюджетной политики, а с другой - до парламентских выборов всего полтора года и населению тоже нужно кинуть кусочек колбасы. И как решить эту дилемму?»
Похоже, что эту диллему на Банковой собираются решать громким инициированием общественного диалога. В ближайшее время Президент, ранее анонсировавший создание Конституционной ассамблеи, планирует обратиться к общественности с предложениями изменений Основного Закона. С последующим продолжительным обсуждением. В эту канву хорошо ложится и анонсированное телеобщение Президента с народом по передовым российским образцам.
Конечно, такую готовность власти к «обратной связи» на фоне полностью провальной информационной политики Кабмина можно было бы приветствовать. Если бы ранее она не продемонстировала свое оригинальное отношение к этой самой Конституции, ничуть не озаботившись при этом диалогом с общественностью. Поэтому можно предположить, что пиар-составляющая общественного диалога выйдет на первый план и главная ее задача – заглушать неприятные для власти вопросы.
А вопросы эти, похоже, будут возникать регулярно. Но в текущем году, по мнению Владимира Фесенко, реальных предпосылок сместить режим у оппозиции не будет, а такие попытки лишь сыграют на усиление его авторитарности. Правда, если еще поначалу бравые заявления в духе «мы пришли минимум на 10 лет» воспринимались вполне серьезно, то спустя год деятельности нового Президента они уже звучат не так убедительно. Поменялся и фронт задач: теперь Януковичу нужно разбираться не с чужими, а со своими. А это куда сложнее.
Фото: poslezavtra.cn.ua
Коментарі — 0