Некий пиетет наших власть имущих к высшему образованию за рубежом известен давно.
Некий пиетет наших власть имущих к высшему образованию за рубежом известен давно. И это связано не только с тем, что множество патриотов предпочитает, чтобы их отпрыски получали образование не в наших вузах, а в гарвардах и йелях. В верхах усиленно культивируется идея, что выводить нашу страну на новый уровень могут только те, кто почувствовал на ощупь заграничные парты.
Например, на волне преобразований после Оранжевой революции и «изгнания духов» из Администрации Президента преемник Виктора Медведчука на Банковой Александр Зинченко заявлял, что его ведомство проведет «тендерное принятие на работу новой волны управленцев», стажировавшихся в лучших вузах мира – Гарварде и Сорбонне. Но чем отметились «гарвардские мальчики» в Секретариате Президента, науке не известно.
Виктор Янукович, придя к власти, заявил, что для проведения прогрессивных реформ планирует создать кадровый резерв и одной из главных задач станет обеспечение «резервистов» образованием в ведущих вузах мира. Поговорили – и забыли. До зимы. Пока глава АП Сергей Левочкин не вспомнил об этой идее и не пообещал отправить 50 человек из президентского кадрового резерва на обучение в США. А совсем недавно эту идею конкретизировала зам Левочкина Ирина Акимова, заявившая, что достигнута договоренность с представителями школы Государственного управления при Гарвардском университете.
Но не кадровым резервом единым, тем более что, несмотря на все громкие разговоры, толком непонятно, как в него попасть. Уехать за границу можно и по правительственной линии – причем не только студентам. Министр образования Дмитрий Табачник пообещал, что уже в этом году лучшие студенты, закончившие 2–3 курс, аспиранты и молодые преподаватели (по сотне из каждой категории) смогут отправиться получать образование в лучших вузах мира за государственный счет. Сиял по этому поводу и сторонник Табачника депутат-регионал Максим Луцкий, вуз которого утопает при нынешнем министре в госзаказах: «Очень приятно отметить, что впервые за всю историю независимости Украины заложено 44 миллиона гривен на обучение 300 лучших студентов, аспирантов и научных сотрудников в лучших университетах мира». 300 отправленных за границу в этом году должны превратиться в 3 тысячи в 2012-м. Обеспокоился Луцкий лишь тем, чтоб облагодетельственная таким образом молодежь не осталась применять свои знания за границей, а вернулась обратно. Но как же конкретно попасть в число счастливчиков?
Сейчас в недрах Министерства образования родился проект постановления «Вопросы обучения студентов и стажировки аспирантов, научных и научно-педагогических работников в ведущих вузах и научных учреждениях за рубежом». Этот проект подан на рассмотрение Кабмина и, по задумке министерства, позволит урегулировать правоотношения, которые ранее регулировались массой других постановлений.
Первое, что бросается в глаза – практически полная монополия Минобразования во всем, что касается определения тех, кто получит шанс на обучение за границей. Плюс Минфин вступает в игру, когда дело касается финансирования всей этой программы.
Итак, Минобразования ежегодно определяет и утверждает перечень приоритетных направлений образования и науки для стажировки за границей, а также собственно перечень зарубежных заведений. Срок обучения – не более одного года.
Условия для участия в ежегодных конкурсах для студентов, аспирантов и научно-педагогических работников несколько разнятся. Для всех них необходим необходимый уровень владения английским или языком страны, на территории которой будет проходить обучение.
Помимо этого студент должен демонстрировать высокие результаты обучения по программе подготовке магистра, иметь достижения в студенческой научно-исследовательской работе, а его направление подготовки или специальность должны соответствовать утвержденным министерством приоритетным направлениям.
У аспирантов этим самым направлениям должна отвечать тематика научного исследования, а также желательно, чтобы претендент мог похвастать научными статьями, опубликованными в международных и отечественных специализированных журналах, и участием в различных конференциях и симпозиумах. Наличие полученных патентов – тоже лишний плюс.
И, наконец, кандидатуры научных и научно-педагогических работников, помимо требований, выдвигаемых аспирантам, должны иметь научную степень не ниже кандидата наук (доктора философии, PhD), и заниматься научной и научно-исследовательской работой не меньше трех лет, а также работать в вузе или научном учреждении, которые отправляют их на стажировку, не менее года.
По поводу последних. Именно вузы и научные учреждения делегируют своих представителей на конкурсы, которые проводит Минобразования. Претендент должен подать в соответствующее учреждение заявление с просьбой о направлении его на учебу или стажировку, выдержку из протокола заседания кафедры с соответствующей рекомендацией, справку о результатах обучения или отчет о результатах предыдущей научной и/или научно-педагогической деятельности. А также проект индивидуального плана обучения или стажировки, в котором должна быть цель и задание обучения или стажировки, обоснование целесообразности обучения или стажировки за рубежом, срок, программу обучения или виды планируемой научной работы, ожидаемые результаты обучения или стажировки и предложения по их продлению.
После того как ученый совет примет решение, в конкурсную комиссию Минобразования подается личное дело на каждого кандидата. В него должны быть подшиты рекомендация с подписью руководителя вуза, выдержка из протокола заседания ученого совета, выписка из личного дела претендента на зарубежный вояж и копии поданных им в учебный совет документов.
Далее уже Минобразования, по идее, выбирает лучших из лучших, которые едут покорять заграничные вузы за счет украинских налогоплательщиков (кроме проезда за свой счет). По возвращению в Украину им необходимо в течение месяца подать отчет о результатах обучения и стажировки, который будет рассмотрен на заседании кафедры и утвержден ученым советом.
На данный момент это только проект, но в министерстве уверяют, что он будет принят уже в ближайшее время на заседании Кабмина с некоторыми непринципиальными изменениями. Помимо собственно этого постановления, которое принимается на длительный срок, каждый год министерство будет разрабатывать порядок использования средств (ведь в дальнейшем, учитывая грандиозность планов, сумма на обучение за границей будет увеличиваться), который также будет утверждаться Кабмином. Главным распорядителем средств, естественно, будет Минобразования, которое будет распределять их между вузами и требовать соответствующую отчетность.
Пока что есть некоторая путаница со сроками. В проекте постановления указано, что министерство оглашает конкурс до 1 апреля, а отбор желающих на местах длится до 1 мая. Но очевидно, что, как минимум, в этом году эти сроки будут сдвинуты в зависимости от того, когда же этот вопрос будет рассмотрен на заседании правительства.
Экс-министр образования Станислав Николаенко утверждает, что эта инициатива не нова, и приписывает ее себе:
«Такая задумка родилась еще лет 4–5 назад, и, помню, что мы ее проговаривали с тогдашним первым вице-премьером Николаем Азаровым. Дети, которые побеждали в различных олимпиадах, заносились в реестр, и государство следило, чтобы они попадали в лучшие наши университеты, а не ехали учиться за границу. Конечно, часть из них можно было бы за счет госбюджета отправлять не только в зарубежные институты, а и на стажировку в наукоемкие инновационные фирмы.
Но это все нужно делать прозрачно, чтобы туда не ездили только дети всяких «крутеликів». Чтобы были все условия прописаны, что ребенок потом возвращается к нам, будет обеспечен работой, кафедрой, перспективой. Не хочет – должен будет оплатить санкции по возмещению. Такая практика существует в разных странах, в том числе, в Китае. Часть, конечно, не возвращается обратно, но в любом случае это будет на пользу государства. Инициатива, конечно, хорошая, но у меня есть сомнения, что ее удастся реализовать, потому что я вижу, с какой «настойчивостью» работают мои коллеги».
Президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит также скептически настроен по поводу инициатив министерства Дмитрия Табачника: «Наш вуз все время отправляет кого-то учиться за границу, но если за государственный счет сможем это делать, то это будет очень хорошо. Мне в это не верится, как раз потому что это было бы слишком хорошо – не так, как мы живем. И сомневаюсь, что деньги на этот проект, в итоге, будут выделены».
Фактор финансирования во всей этой затее действительно очень смущает. На фоне протестов учителей и выбитой ими из Кабмина надбавки, которую пока непонятно, из каких источников брать, закрытия школ и отправки работников образования в неоплаченные отпуска, рассчитывать на увеличение финансирования именно этой статьи вряд ли приходится. Если, конечно, это не очередная возможность для приближенных к власти использовать бюджетные средства в своих целях и в пользу особо симпатичных учебных заведений.
Коментарі — 0