Откровения градоначальников Запорожья и Днепропетровска
Ситуация с отставкой черновицкого мэра Николая Федорука заставила серьезно напрячься других мэров, которые в условиях «строительства вертикали» новой властью стали заложниками настроения горсоветов и горадминистрации. Более того, основные рычаги влияния на городскую жизнь зачастую получают как раз губернаторы, заставляя мэров отходить на второй план. Сейчас такую битву мы наблюдаем в Киеве, в то время как во многих городах мэры уже давно смирились со своим положением. В частности, речь идет о нескольких восточных регионах.
-- Зачем регионалам Син?
В наиболее незавидной поозиции изначально оказался избранный мэром Запорожья от «Батькивщины» Александр Син. Конечно, Сину во многом помогли дрязги в среде местных регионалов, но победив на выборах, он предсказуемо столкнулся с враждебно настроенным большинством в горсовете. Регионалы долго не хотели приводить новоизбранного мэра к присяге, и хотя это, в итоге, сделали, у них достаточно голосов, чтобы в любой момент отправить его в отставку по примеру Федорука. Тем не менее, вышедший из «Батькивщины», дабы не дразнить гусей, Син уверяет, что достиг с горсоветом полного взаимопонимания.
«Все полномочия, которые должны быть у городского головы, у меня есть, – говорит он «Главкому». – Наоборот, я считаю, что сегодня, благодаря тому, что мне удалось найти контакт с большинством в горсовете, я могу спокойно работать и реализовывать свою предвыборную программу. Никакого противостояния и сопротивления нет. Если бы оно было, то мне не удалось бы принять бюджет до Нового года, и это повлекло бы за собой задержку зарплат бюджетникам. Однозначно уверен, что горсовет заблокировал бы сокращение аппарата – а я сократил количество замов с 9 до 6, и численность работников исполнительных органов на 15 %. Полученный эффект я оцениваю в размере 2 миллионов в этом году, а в следующем – за 10 миллионов».
Горсовет помогает Сину «реализовывать предвыборную программу» под своим более чем чутким вниманием. Например, первым заместителем к мэру подсажен глава фракции ПР в горсовете Андрей Иванов, исполком также полностью подконтролен никак не Сину. Мэр уверяет, что на кадровые уступки пошел как раз в рамках договоренностей:
«На самом деле, я не стал менять ту команду, которая была сформирована до моего прихода, когда мой оппонент Владимир Федорович Кальцев исполнял обязанности городского головы. В этом не было необходимости, потому что, по сути, это была команда, которая работала еще при Евгении Карташеве (мэр Запорожья, которого незадолго до местных выборов Кальцев «ушел» из кресла и занял его с приставкой «и.о.» – Главком). Плюс первым заместителем стал Иванов. Такая уступка в кадровых моментах была взамен на полную поддержку задач, которые я ставлю сегодня. И фактически сегодня весь аппарат работает именно над моими задачами».
Тут, правда, Син должен быть благодарен все той же внутренней конкуренции в запорожской Партии регионов. Отставить-то его не сложно, но сейчас регионалам выгоден некий буфер, на которого, к тому же, можно списать свои ошибки и непопулярные решения. Сам Син, слыша вопрос о многоликости Партии регионов, которая его до поры до времени спасает, морщится:
«Меня абсолютно не волнует внутрипартийная ситуация, главное – чтобы все это не перемещалось внутрь стен исполкома. А она не перемещается.
Давайте называть вещи своими именами: в следующем году выборы в Верховный Совет и каждая партия, включая Партию регионов, должна показать свою продуктивность. Не думаю, что сегодня можно политическими лозунгами завоевать сердца избирателей – нужна конкретная политическая работа. И я бы не сказал, что Партия регионов остается в стороне от непопулярных решений. Например, исполком, в котором у ПР большинство, поддержал решение о повышении платы за проезд в общественном транспорте. Поэтому говорить, что это все мэр виноват, нельзя».
Набирает оборотов в Запорожье и новый центр влияния – близкий, по слухам, к легендарному Юре Енакиевскому бизнесмен Евгений Анисимов, что опять таки может сыграть на руку Сину.
-- «Щаслива доля» Куличенко
У днепропетровского городского головы Ивана Куличенко – несколько иная ситуация. Неоднократно выигрывая мэрские выборы, он при этом ухитрялся оставаться беспартийным, хотя, как сам признается, Виктор Ющенко зазывал его в «Нашу Украину» со словами «Іване, не ходи між березами, не шукай щасливої долі». Аргументы регионалов оказались убедительней – во-первых, на местных выборах они вписывали в партию всех потенциальных градоначальников, во-вторых, Куличенко необходимо было искать партийное пристанище, иначе по новому закону он просто не мог бы участвовать в выборах. Выбор Ивана Ивановича с учетом того, с каким горсоветом ему в любом случае пришлось бы столкнуться после выборов, был предопределен. Впрочем, также Куличенко должен был быть готов к тому, что реальные рычаги влияния на Днепропетровск будут переданы более «породистым» регионалам. Он особо и не спорил. Против ставленника Рината Ахметова криворожанина Александра Вилкула «попереть» было очень сложно, более того, по влиятельности с Куличенко может поспорить даже ставший вице-губернатором глава местных регионалов Иван Ступак. Кучеренко, как и Син, уверяет «Главком», что у него все в порядке.
«Не видел ни одного документа, который был подготовлен им или иной командой, который он подписал или протолкнул, – говорит он о Ступаке. – Да, он руководитель партийной организации Партии регионов Днепропетровска и я не веду заседания фракции ПР, поскольку это его епархия. Но, что касается хозяйственной деятельности, всего, что касается подготовки вопросов на исполкоме на сессию, то эта работа выполняется мной и моим первым заместителем Анатолием Крупским, который готовит все эти документы.
Поэтому чего сейчас точно нет, так это двух центров, как в прошлом созыве – Краснов и Царев. Пока с ними не договоришься и не порешаешь, это все нужно было «перетирать», пока что-то не выпросишь. Сегодня я хозяйственные вопросы согласую с губернатором, и эта задача ставится, в том числе, большинству в городском совете. Поэтому нет проблем, например, по кадрам, как это стали расписывать. Да, мы сократили количество замов, кто-то ушел, кто-то появился, но основной костяк в образовании, здравоохранении, ЖКХ, что далеко от политики, сохранили».
Рассыпается Куличенко и в дифирамбах губернатору Вилкулу – экс-топ-менеджеру предприятий Рината Ахметова и его стопроцентной креатуре:
«Я не знаю, кто чей ставленник, но знаю, что он назначен в область Президентом. Мне работать с ним легко, он – профессионал. И в связи с тем, что у нас прекратились передряги, которые были в прошлом, мы, объединив усилия областного и городского бюджетов, получили возможность привлечь кредитные ресурсы, что раньше было невозможно, поскольку требовали откаты. Мы с Вилкулом спорим до принятия решений: мне хочется сделать больше для города, у него заботы по всей области. Но после, того как уже договорились, у нас нет никаких проблем. Это ведь не первый руководитель области из Кривого Рога (были и Виктор Бойко, и Юрий Бабич) – и все говорили о Кривом Роге как о столице будушей Криворожской области, а Вилкул говорит о Днепропетровске как о столице Днепропетровщины».
На слухи о том, что новая днепропетровская власть ведет излюбленные «донецкие» игры с переделом сфер влияния на бизнес и совсем задавила структуры некогда влиятельного в регионе Загида Краснова, Куличенко машет рукой: мол, и политическую, и бизнес-активность тот ведет – и «не жалуется». Равно как все в порядке и с бизнесом окончательно сосредоточившегося на парламенте экс-главы местных регионалов Олега Царева. А вот относительно одного из влиятельнейших днепропетровцев Игоря Коломойского, которого после победы Януковича называли одним из основных олигархов «на заклание», Куличенко пожимает плечами:
«Я Игоря Валерьевича знаю давно, он никогда не был сильно заполитизирован, вел, как это говорят, работу со всеми и почитал тех, кто у власти. Я не слышал каких-то резких выступлений в адрес Коломойского и сам пожаловаться не могу. Мы, например, обслуживаемся в «Приватбанке», этот банк нам дает кредиты практически под условные залоги – допустим, под долги населения кредиты на закупку газа. Не скажу, что коммерческие структуры, работающие в Днепропетровске, относятся плохо к городскому руководству. А на высоком уровне что происходит, я не обсуждаю, потому что это до меня не доходит».
Экс-губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь в запале президентской гонки позволял себе весьма антидонецкие высказывания и вообще высказывался в том ключе, что именно Днепропетровск должен стать оплотом противостояния донецкой команде. Днепропетровск и Донецк действительно исторически конкурировали, и если посмотреть на то, кто сейчас реально руководит не только страной, но и городом, днепропетровцы потерпели болезненное поражение. Днепропетровского мэра это, впрочем, не смущает:
«Днепропетровск – это не Донецк и не Львов, и миссия у нас отдельная. Мы – в центре, и нас нужно понимать такими, как мы есть. Наступило время, когда нужно объединиться и перестать делиться на западных и восточных».
Складывается впечатление, что самого Куличенко его нынешнее положение «свадебного генерала» вполне устраивает. Как и многих других мэров, которые предпочитают не нарываться на лишние неприятности, сохраняя хотя бы статус и минимальные преференции. В то время как каноничным для Партии регионов «местным самоуправлением» занимаются совсем другие люди, за которых отнюдь не всегда отдавала голоса местная громада. Показательно, наверно, что о правах регионов Президент в своем послании Верховной Раде на этот раз скромно промолчал…
Коллаж: Главком
Коментарі — 0