Годовщина без Юли

Годовщина без Юли

Оппозиция опять объединяется

Давненько оппозиционная тусовка не собиралась в одном месте полным составом. Если быть точнее - три месяца, которые прошли с Дня соборности, когда оппозиционеры погрозили власти с Софиевской площади. На этот раз повод собраться был вполне веским - годовщина ратификации легендарных Харьковских соглашений. Год назад этот день стал во многом символичным - новая власть отчетливо показала, что не собирается особо обращать внимания на оппозицию, а сама оппозиция, хоть и наделала шума, продемонстрировала свою беспомощность и неорганизованность, позволив большинству нажать необходимое количество кнопок.

Прошедший год, похоже, ничему оппозицию не научил. Во всяком случае, перед нынешнем вече конфликт возник буквально на ровном месте. И, естественно, в нем оказалась замешана Юлия Тимошенко. Анатолий Гриценко пожаловался в своем блоге под названием «Повезло же Януковичу с оппозицией», что Юлия Владимировна заблаговременно выложила на персональном сайте под своей подписью резолюцию, которую должны были обнародовать и принять на общем митинге. Гриценко обвинил Тимошенко в цинизме и самопиаре. Реакция из стана Тимошенко была оперативной и весьма нервной - советник Тимошенко Олег Медведев объяснил произошедшее «технической ошибкой» и попенял Гриценко за раздувание из мухи слона. Как бы то ни было, Тимошенко все равно не пришла на митинг, «отпросившись» в Генпрокуратуру и прислав вместо себя Александра Турчинова. Ну и Сергея Соболева, партия которого давно лежит под «Батькивщиной».

Хотя участие в митинге подтвердили 14 партий («Батькивщина», «Гражданская позиция», Европейская партия Украины, «За Украину!», Конгресс украинских националистов, Народный рух Украины, «Наша Украина», Партия защитников Отчизны, «Реформы и порядок», «Свобода», Украинская народная партия, Украинская платформа, УРП «Собор» и «Фронт Змин»), каждая из которых привела свою группу поддержки с партийными флагами, народу как для такого широкого представительства собралось маловато – сами организаторы говорили про 5 тысяч. Лидеры партий поднимались к памятнику Шевченко под скандирование «Зека - геть!» и привычные переклички «Слава Україні!» и «Слава нації!» Помимо отсутствовавшей Тимошенко не было также отбывшего интегрировать Украину в Евросоюз Арсения Яценюка, которого, как обычно, заменяла Лилия Гриневич, и Юрия Костенко, вместо которого был делегирован Иван Заяц. Олег Тягнибок традиционно чурается долгого времяпрепровождения с оппозиционными коллегами и проводит в их компании ровно столько времени, сколько необходимо для выступления. По словам формального инициатора митинга Вячеслава Кириленко, очередность выступающих определяли с помощью жеребьевки и никто неудовольствия ее результатами не высказывал.

Визуальное сопровождение акции было достаточно скудным. Мини-бассейн с потопленными муляжами кораблей Черноморского флота да немногочисленные плакаты, самым загадочным из которых был «Масква - мать Чорнобиля і Кирила».

После того как собравшиеся сделали групповое фото и провели перекличку, выяснилось, что некоторых не хватает. «Сейчас опять скандал будет, как в прошлый раз», - полушутя сетовали оппозиционеры. «Давайте начинать, пока дождя нет», - косясь на бродившие тучи, поторопил Анатолий Матвиенко. Именно главу партии «Собор», отчаянно пытающегося объединиться с Арсением Яценюком, «отжеребили» первым.

Матвиенко задал тон дальнейшим выступлениям, расписав ужасы Харьковских соглашений и заявив, что «каждый сознательный украинец должен стать рядом с нами» и нужно объединяться вокруг защиты национальных интересов, которые сдает антиукраинская власть. Оставалось настроиться на еще 13 аналогичных спичей.

После Матвиенко слово получил Турчинов, из которого, впрочем, народный трибун никудышный. Вечный соратник Тимошенко, пытаясь придать своему голосу грозных «тягнибоковских» ноток, скрежетал как плохо смазанная телега: «Партия регионов изнасиловала Верховную Раду, чтобы получить эфемерную скидку на газ. Я вас хочу спросить, а где этот дешевый газ?» И сам же ответил, что им пользуются олигархи, чтобы увеличить свои состояния.

«Уверен, что именно в этом году Украина может получить украинскую власть, а Севастополь был, есть и будет украинским городом!» - отрезал Турчинов и сделал паузу для аплодисментов. Как именно сместить власть и денонсировать Харьковские соглашения уже в этом году (а чем дольше они будут действовать, тем дороже их будет разорвать) – пока загадка и, видимо, этот вопрос будут уточнять уже на следующих оппозиционных тренингах.

Из уст выступающих в тех или иных вариациях звучала тема объединения, причем как великий успех преподносился даже тот факт, что оппозиционных лидеров удалось собрать в одно время в одном месте. Например, Иван Заяц пришел к очередному выводу, что надо выработать формат единой оппозиционной силы, а митинг должен быть «отправной точкой объединения».

Бютовец Андрей Павловский качал головой: «А сами (УНП) голосуют с Регионами».

«Угу, - буркнул «свободовец» Андрей Мохник. – «Купуйте українське».

Тем временем подъехал и Олег Тягнибок, который не поднимался на сцену, а оставался в компании своей привычной свиты, уставившись в компьютерный планшет. На вопросы отвечал как обычно - мол, сразу после президентских выборов мы решили, что координируем действия с другими оппозиционерами и участвуем в общих акциях. Понятно, что все разговоры об объединении вызывают у «свободовцев» широкие улыбки.

«Я знал, что Тягнибок будет», - порадовался своему дару предвидения Дмитро Павличко. Лидер «Свободы», рейтинг которой больше, чем большинства присутствовавших партий вместе взятых, только устало ухмылялся. Спич Тягнибока был предсказуемо зажигательным, но с весьма предсказуемым коктейлем тезисов - об оккупации Украины московской империей, конечная цель которой - поглощение, оккупационной администрации, которая заставляет украинцев вывешивать красные флаги, о люстрации и продаже земли иностранцам, что приведет к вытеснению украинцев с их собственных земель. Логичным завершением борьбы с администрацией Януковича, по версии «Свободы», должна стать третья национальная революция. Закончив выступление, Тягнибок не остался на сцене, а вернулся к сотоварищам, скорчив при этом физиономию студента, который вырвался с нудной лекции. А вскоре и вовсе тихонько исчез.

На сцене тем временем сменялись выступающие, и уже Николай Катеринчук призывал «поднять кулаки, чтобы на Банковой увидели, и они пошли по головам тех, кто врет». Эрзац Яценюка Лилия Гриневич, как обычно, включила запредельный уровень пафоса, но на этот раз, в отличие от Дня Соборности, ее не освистывали.

«Нунсовец» Павел Жебривский частенько отходил покурить за каменную спину великого поэта, откуда с усмешкой взирал на происходящее:

«Сначала нужно объединиться на принципах, не зацикливаясь на персоне лидера, а за год до начала президентской кампании провести праймериз и выбрать единого кандидата. А просто объединяться… Эти собрания заканчиваются тем, что все начинают кичиться своим рейтингом и требовать, чтобы остальные распускали свои партийки и вступали в его партию. Думаю, до 2012-го никакого объединения не будет. У нас сейчас основной расчет на мажоритарку, список – это огромное бабло».

Для «нашеукраинца» Андрея Парубия, который стал звездой после ратификации Харьковских соглашений в парламенте, эта дата еще более особенная, чем для остальных. За дымовые шашки, брошенные в президиум, он и Юрий Грымчак получили уголовное дело.

«Насколько мне известно, после того, как допросят Гримчака, дело будет передано в Верховную Раду, – рассуждает Парубий о своих уголовных перспективах. – Думаю, они будут пытаться использовать его как механизм влияния. Я же считаю, что оно должно быть объединено в одно дело с избиением наших депутатов».

Завершилось очередное объединение оппозиции провозглашением со сцены постановления, которое благодаря нерадивым сотрудникам «бютовского» сайта заранее стало достоянием общественности. Дмитро Павличко пообещал лично передать резолюцию в Верховную Раду, хотя куда проще сделать это с помощью многочисленных нардепов, стоявших на сцене. Суть постановления – требование к ВР немедленно рассмотреть законопроект о денонсации Харьковского пакта. Также прозвучала идея отправить соответствующее представление о неконституционности соглашений в Конституционный Суд.

«Объединитесь, наконец», – послышался робкий голос из толпы. Оппозиционеры улыбались и кивали.

Точку поставил все тот же Павличко: «Мне 82 года – у меня нет времени ждать пока они покинут Севастополь и Крым. Или мы объединимся, или проиграем Украину. Майдан победит!»

Уже когда некоторые колонны собирались идти на Банковую (показательно, что никто толком не мог объяснить, с какой целью), «Главком» напомнил Анатолию Матвиенко и Вячеславу Кириленко, что День Соборности они встречали в теплой компании Арсения Яценюка, Петра Порошенко и Николая Мартыненко и говорили о возможном создании единой партии.

«У нас нет объединительного процесса, – загадочно улыбнулся Кириленко. – Переговоры ведутся, но результата, который можно показать, пока нет. Главное, чтобы основы совпадали. А они в чем-то совпадают, в чем-то нет, но не хотел бы говорить об этом раньше времени».

Матвиенко был более разговорчивым: «В пятницу продолжаем очередной тур разговоров – уже на базе сформированных предложений касательно идеологии и организационной философии. На этом этапе переговоры ведут Яценюк, я, Кириленко и часть «Нашей Украины», которую представляет Мартыненко. Но это не окончательный круг. Если мы выйдем на какой-то понятный формат, то можно говорить про платформу критической массы ядра».

И похлопал по плечу корреспондента «Главкома», надолго задумавшегося над его последней фразой.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: