Москва не пустит Киев в ЕС?

Москва не пустит Киев в ЕС?

Подписание соглашения о Зоне свободной торговли и последующая ратификация соглашения об Ассоциации с ЕС является, может быть, самым серьезным тестом для нынешней власти с момента ее воцарения на Банковой.

Подписание соглашения о Зоне свободной торговли и последующая ратификация соглашения об Ассоциации с ЕС является, может быть, самым серьезным тестом для нынешней власти с момента ее воцарения на Банковой. На стыке весны и лета завершился промежуточный раунд переговоров украинской стороны с представителями Еврокомиссии, по итогам которых якобы удалось поменять почти все «красные линии» на «зеленые». На карту поставлен интеграционный проект, который в идеале позволит реформировать экономику в соответствии с европейскими стандартами и привлечь инвесторов.

Напомним, что в мае Верховная Рада при редком единодушии большинства и оппозиции приняла постановление о рекомендациях парламентских слушаний, где недвусмысленно отмечено, что первоочередной задачей на ближайшую перспективу является создание зоны свободной торговли с ЕС, в том время как с Таможенным союзом предусмотрено «утешительное» взаимовыгодное сотрудничество. Фактически в окружении Президента верх взяли те силы, которые посчитали, что обещанные Владимиром Путиным от 6 до 9 миллиарда долларов прибыли, которые якобы сулит Украине скорейшее вступление в ТС, не стоят замораживания более перспективного в долгосрочном плане европейского направления.

Сам Янукович, всячески отстранявшийся от навязчивых предложений восточного соседа (например, предлагая со своей стороны непонятно чем наполненную формулу «3+1») оказался в весьма специфическом положении. С одной стороны, его имидж на Западе со времени избрания Президентом не особо улучшился, если не наоборот, с другой – на восточном фронте его персона уже вызывает немалое раздражение и даже сожаление, что Президентом не стала Тимошенко, которая могла бы быть более чутка к предложениям российских товарищей. Во всяком случае, сетования российского руководства, что Украине не удастся усидеть на двух стульях, были весьма показательными.

В качестве основного переговорщика с Евросоюзом от украинской стороны выступает первый вице-премьер Андрей Клюев. Он никогда не относился к откровенно пророссийскому крылу, в отличие, скажем, от Валерия Хорошковского, так что поводов заподозрить его в саботаже переговоров не было. Европейцам, конечно, не до углублений в мутные кулуарные болота украинской политики, но, в целом, они высказывают удовлетворение позитивной динамикой переговоров. Правда, есть нюансы.

Европейцы не скрывают, что Украина для них не является приоритетным рынком, учитывая, что на Украину приходится менее 1 % экспорта ЕС. Соответственно, Киев заинтересован в ЗСТ больше, чем его европейские партнеры. При этом, как заметил руководитель переговорной группы от Еврокомиссии по вопросам создания ЗСТ с Украиной Филипп Куиссон во время организованной Институтом мировой политики видеоконференции, на первый план для европейских стран могут выйти вовсе не второстепенные для них в данном случае торгово-экономические вопросы, а общее состояние демократических институтов в стране – свободы слова, судоустройства и так далее. А с этим, как известно, не все гладко.

Впрочем, по неофициальным данным, с соглашением по ЗСТ, которое должны ратифицировать только Европарламент и Верховная Рада Украины, особых проблем не ожидается. Есть спорные моменты, вроде введения квот на некоторую украинскую продукцию, отмены экспортных пошлин на семена подсолнечника, отказа от использования географических названий вроде «коньяк» и «шампанское» (с обещанной компенсацией украинским производителям от ЕС), недопуск наших перевозчиков на рынок европейских автоперевозок по массе причин (демпинговые цены, несоответствие техническим стандартам). Но, в целом, проговаривается механизм, по которому ЗСТ с Евросоюзом будет создано еще до вступления в силу соглашения об Ассоциации.

С последним, которое носит куда более ярко выраженный политический характер, все куда сложнее. Помимо Европарламента и ВР ратифицировать это соглашение должны будут 27 парламентов стран-членов ЕС. И среди них хватает скептиков. Например, по словам представителя Департамента Генерального директората ЕС по вопросам внешней политики Европарламента Инны Кирш, Франция, Голландия и Германия очень озабочены состоянием украинской демократии, в частности, благодаря сигналам, которые они получают от оппозиционных политиков. Ничуть не идеализируя состояние прав и свобод в Украине, можно констатировать, что в дискуссиях вокруг демократии при желании можно заболтать какой-угодно важный вопрос. К тому же, Москва, к голосу которой прислушиваются многие европейские игроки, вполне может попробовать «замолвить словечко» насчет Украины, которое притормозит ее продвижение в западном направлении.

На просьбу «Главкома» спрогнозировать, как будут вести себя страны, от которых зависит ратификация, недавно вернувшийся с очередного раунда переговоров из Брюсселя Андрей Клюев отреагировал крайне осторожно:

«Не могу ответить на этот вопрос, ведь что ни страна – то свои интересы. Мы сейчас работаем со всеми, нас многие поддерживают, и я надеюсь на положительный результат. Во всяком случае, во время последней моей поездки в Брюссель это звучало из уст всех еврокомиссаров, с которыми я встречался. Перспектива хорошая, но делать прогнозы, как будут голосовать, я сейчас не могу».

Тем не менее, и Клюев, и Секретарь СНБО Раиса Богатырева прогнозируют, что соглашение об Ассоциации будет подписано уже в декабре этого года, но европейцы не так оптимистичны и предполагают, что оно может быть растянуто во времени до 2013-го года. Филип Куиссон объясняет это «трудностями перевода» соглашения на языки всех стран, которые должны будут его ратифицировать, и прочими бюрократическими моментами. Причем если процесс совсем уж затянется, то его фактически придется начинать заново. В 2013-м году проходят выборы в Европарламент, и несколько месяцев придется ждать формирования нового состава Еврокомиссии.

«Я исхожу из того, что подписание соглашения о ЗСТ является абсолютно реальным в сентябре этого года, – рассуждает глава парламентского подкомитета по вопросам международной экономической политики регионал Алексей Плотников. – Что касается всего остального, то здесь есть оптимистический сценарий и не очень. Но, думаю, 2013-й – это если идти совсем уж черепашьими темпами. Главное подписать ЗСТ, а все остальное пойдет в более спокойное время. Ведь переговоры по ЗСТ – это консолидированная позиция Евросоюза, и все прекрасно понимают, что следующим этапом будет соглашение по Ассоциации. Так что каких-то игр и искусственного затягивания я бы не ждал».

В пользу Украины говорит и тот факт, что европейцы считают наш пример своеобразным тестом для интегрирования других стран Восточного партнерства. И неудача с Киевом может стать болезненным ударом по планам ЕС наладить взаимоотношения с другими постсоветскими республиками – в первую очередь, Грузией и Молдовой. Как минимум, в этом качестве Украина может примерить на себя давно желанную тогу регионального лидера.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: