Послевкусие от Дня независимости оказалось интересней непосредственных событий 24 августа.
Послевкусие от Дня независимости оказалось интересней непосредственных событий 24 августа. Если количество «беркутовцев», «барсов», «омеговцев»и прочих блюстителей порядка в прошлую среду явно продемонстрировало все страхи власти даже на фоне нынешней импотентной оппозиции, то «разбор полетов» постфактум это ощущение только закрепил.
Когда экзальтированная дама в белом одеянии в окружении фотокамер отрезала ленточку с фамилией Президента от еще «неостывшего» венка, который он возложил к памятнику Шевченко несколькими минутами ранее, это выглядело неоднозначно, но безобидно. Во всяком случае, собравшиеся отогнали ее первоначальную мысль обмотать этой лентой президентское чучело и сжечь (все-таки новоприобретенный сувенир выполнен в цветах национального флага), и Галина Швыдка забрала трофей для личного пользования. Когда же на днях выяснилось, что Шевченковский райсуд Киева впаял за это пенсионерке десятисуточный административный арест, первой реакцией было недоумение.
Арест Швыдкой произошел на фоне повального вызова оппозиционеров, участвовавших в марше по Владимирской, в СБУ для дачи показаний, задержания двух «простых смертных» участников марша без депутатской неприкосновенности и допроса болельщика киевского «Динамо». У последнего пытались выяснить не то обстоятельства избиения стюарда, сорвавшего с сектора львовских «Карпат» изображение Шухевича, не то подробности последовавшего за этим скандирования динамовского сектора с благодарностью жителям Донбасса. После 15-часового допроса фаната отпустили под подписку о невыезде, как и двух задержанных участников марша. Первой же жертвой событий 24 августа (если не считать «террористов» из «Патритов Украины», но это несколько другая история) стала как раз 65-летняя Швыдка. Конечно, персона, в которой государство увидело угрозу своим устоям, выглядит анекдотично, но власти, похоже, кажется, что она эффектно играет мускулами и делает реально устрашающий вид. Или вовсе ничего не кажется, а действует она по старой привычке.
И это притом, что оппозиция 24 августа продемонстрировала полное отсутствие каких-то новых мыслей и действий. Казалось бы, теперь она действует в новых реалиях, и арест Тимошенко должен придать дополнительных сил тем, кто обычно грозит власти с импровизированных площадок. На деле же мы увидели, что такие сборища остаются типичным междусобойчиком, на который власть, будь она умней, просто не обращала бы внимания. Понимают тупиковость нынешних методов с брожением платных держателей флагов и в самой оппозиционной среде. «Нунсовец» Владимир Арьев в своей недавной статье констатировал уже всем заметный факт, что практика митингов себя исчерпала, но пока не называет тактику, которая придет ей на замену, – «вы же понимаете, что это не только свои прочитают». Но даже такой невнятный День независимости оппозиция может отнести себе в плюс, поскольку лишний раз заставила власть продемонстрировать все ее фобии – противоречащее предыдущим заявлениям столичных властей решение суда, загнавшее митингующих в «гетто» парка Шевченко, неадекватное количество правоохранителей и спецподразделений, сбивчивые «отмазки» подопечных Могилева, отрицающих всем очевидные вещи... А теперь еще и массовые допросы смутьянов.
«Сейчас мы наблюдаем традиционный стиль поведения власти – психологическо-правовую профилактику, – говорит глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Вряд ли по мотивам 24 августа арестуют кого-то из лидеров оппозиции, но уголовные дела и санкции для оппозиционных активистов вполне возможны. К тому же, у самой милиции, насколько я понимаю, есть правовые аргументы для таких действий».
Надо признать, что милиция 24-го вела себя хоть и глупо, но довольно лояльно по отношению к митингующим, что уже позволило ей назвать себя «самой гуманной милицией в мире». Дубинками никто никого не бил, и можно даже допустить, что применение баллончика «Кобра» было оправдано в ситуации, когда лидеры оппозиции не могли самостоятельно остудить нескольких «горячих голов», бросившихся было на прорыв оцепления. И, казалось бы, ситуацию, когда ни одна из сторон не пошла на эскалацию конфликта, власть могла спустить на тормозах. Если она, конечно, хотя бы в малейшей степени заинтересована в демонстрации оппозиции доброй воли и была такой великодушной, какой ее любит выставлять Анна Герман, – тем более в национальный праздник. Но глубоко засевшие страхи Януковича и Ко настолько велики, что рассчитывать на это не приходится.
«Я лично не ожидал такой реакции, но все это ожидаемо в логике самой власти, для которой главное – ее безопасность, – рассуждает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. – Не забывайте, что нынешние правители прошли не только школу, но и травму Майдана, и этот комплекс травмы и есть двигателем того, что делает власть по отношению к массовым собраниям и шествиям. Ее задача – любой ценой их не допустить и предупредить, чтобы они не сформировались в подобие второго Майдана. Пусть протесты будут локальными в виде пикетов, но – главное – чтобы протестные настроения в обществе не получили политического оформления, которое может дать оппозиция. Поэтому задача на уровне политики – убрать активных и буйных и заодно предупредить лидеров второго эшелона, а второй объект – простые люди, месседж которым простой – «больше трех не собираться».
Что интересно, повестки на допрос получили порядка двух десятков депутатов и общественных деятелей, хотя присутствовало возле памятника Шевченко гораздо больше депутатов. Например, традиционно ничего не слышно о вызове в СБУ Арсения Яценюка, который непонятно что должен сделать, чтобы им заинтересовались органы, и хоть немного размыть образ «ненастоящей оппозиции». Во всяком случае, если бы повестка Арсению Петровичу была вручена, об этом бы уже давно раструбила его пресс-служба. Пока же на допросы наряду с Турчиновым, Кириленко, Донием вызывается, к примеру, такой «хулиган» как 83-летний Левко Лукьяненко. Первый нардеп, побывавший вчера на допросе по этому делу, – Олесь Доний – по горячим следам поделился впечатлениями с «Главкомом»:
«Допрос за те 50 минут, что мы общались, не удался. Следователь вел себя очень непрофессионально – за все это время он не смог предоставить мне никаких подтверждений и формальных оснований, почему он решил меня пригласить в качестве свидетеля хулиганских действий. И есть ли какие-либо фото-, видеоподтверждения, что нужно пригласить именно меня, а не Барака Обаму? Пришлось дать ему урок проведения следственных действий. Из всего этого я сделал логичный вывод, что ему было спущено сверху указание с фамилиями конкретными оппозиционеров, которых нужно допросить. И следователь продемонстрировал свою политическую ангажированность, начав с вопроса, к какой фракции я принадлежу».
Доний считает, что власти, во-первых, чтобы запугать общество («потому что ни меня, ни, тем более, Левка Лукьяненко этим не напугаешь»), а во-вторых, чтобы просто не давать оппозиции заниматься другими делами, «загрузив» ее проведением следственных действий по различным мелким делам.
Коллега Дония Владимир Арьев, заявивший 24 августа, что ему из своих источников известно о готовящемся аресте Александра Турчинова, называет власть «глупой» и утверждает, что не может дать «ни одного нормального объяснения ее действиям»:
«Они ведут себя как пацаны из уличной банды, для которых главное – показать силу, но это позиция слабого, а не сильного. Против народных депутатов вряд ли будет что-то серьезное, так как вряд ли парламент даст на это согласие, хотя опять же прогнозировать сейчас что-то очень сложно».
Власть уже показала, что теми методами, которыми она действует сейчас, можно погубить себя даже без особого содействия оппозиции. К чему приводит манера ликвидировать раздражающие факторы вместо того, чтобы найти способы сосуществования с ними, мы видим на примере Беларуси, где тянут в кутузку за молчаливое сидение на лавочках. А паранойя со временем имеет свойство усугубляться…
Рисунок liveinternet.ru
Коментарі — 0